Многообразие медитативных школ
Вот четыре вопроса, которые должны интересовать любого: Кто я? Откуда я пришел? Куда я иду? Как долго я буду здесь? Древние священные книги дают ответы на эти вопросы. Любое духовное обучение начинается с этих вопросов.
Йог признает лишь одну философию, одну религию — Истину, и нет религии выше Правды. Всякое религиозное учение содержит лишь крохотную часть истины, но ни одна религия не может включать в себя все ее части. Истина для йога является превыше всего. Философия йогов не имеет представления о Боге как о каком-то Спасителе. Здесь Всевышний Бог — это состояние собственного Высшего Духа, безграничного, безбрежного, которое невозможно даже приблизительно описать при помощи конечных слов, чувств и мыслей. В религиозных учениях мы видим иное. Так, Христианство основано на некоторых положениях учения Христа, подогнутых начальниками церкви под человеческое эго. Мусульманство зиждется на учении Магомета, Буддизм — на учении Гаутамы (Будды). Философия йогов основывается на Принципах, а не на чьей-либо человеческой или божественной личности. Один из Принципов йоги — разрушать любую слепую веру и заставлять человека самого докапываться до истины. Ведь вера — это вид человеческой лени. Легко лежать на брюхатом диване и, почесывая религиозные брошюрки, просто верить в Бога. А пойти проверить, есть ли Он на самом деле или нет, пообщаться с Ним без посредников в реальном мире — ой как тяжело. На такую проверку одной хватательной жизни просто не хватит. Поэтому Хатха-йоги живут долго, по 400— 600 лет за одну инкарнацию, и счастливо умирают по своему желанию, а не из-за болючей Кармы.
В йоге нет особого символа и нет догмата веры — это же практическое учение, а практика применяется всегда в конкретных условиях. Люди все разные, и потому молчаливая практика вносит в любую схему свои коррективы. Отсюда такое многообразие систем: Тибетская йога (Тантра), Китайская йога (Даосская), Японская йога (Дзен) и другие.
На Востоке, и особенно в Индии, религиозные изображения рассматриваются как символы и служат лишь центром созерцания. Икона для садхака — всего лишь точка концентрации сознания, внешний аксессуар для перехода в медитацию. Это положение относится и к Шиве — покровителю йогов. Для йога звуковая мантра — обращение к Шиве, Шакти или Шуньяте (Великой Пустоте) — не просто крылатые слова, выражающие мысли. Это искреннее, горячее желание и глубокая вера, основанная на знании, создающая мощную мыслеформу. Мыслеформа вызывает внутренние энергетические вибрации, изменяющие весь организм в сторону задуманного. Это воздействие будет еще более эффективным, если весь организм будет красивый, и достигнет максимума положительных воздействий при сочетании внутренней чистоты и чистоты окружающей природы. Йоги распространяют свет своей мудрости по всему миру. Невидимые ментальные волны, посылаемые йогом, заставляют резонировать в унисон тысячи умов чистых людей. Гармоничные вибрации, исходящие от ауры йога, являются волшебной музыкой, которую слушают десятки тысяч чистых людей...
МЕДИТАЦИЯ НАД МУЗЫКОЙ
Превращаюсь в аккорд. Не жалейте,
Не ищите меня в мире гроз:
Дух играет на мне, как на флейте,
Выдувая мелодии звезд.
Расцветают салютами чакры —
Звуки пахнут, растут, как цветы —
Ниспадают трехмерные чары
Слепоты, глухоты, немоты.
Солнце — «ДО», «СИ-бемолем» — Меркурий,
А Венера звенит нотой «ЛЯ»,
«ФА-диез» — это Марсовы бури,
«СОЛЬ» аккорда — планета Земля.
Из тринадцати сфер льются чувства,
Я дрожу в резонансах планет,
Я вибрирую цветоискусством —
Превращаюсь в невидимый
СВЕТ...
Музыку можно слушать по-разному: внимательно, «краешком уха», сидя, лежа и так далее. Однако при желании это занятие можно превратить и в хорошее медитативное упражнение, если следовать рекомендациям йоги. Йоговское восприятие музыки отличается от общепринятого, особенно — от европейского.
Все познается в сравнении. Эта истина справедлива и по отношению к музыке; для того чтобы лучше понять это искусство, необходимо сравнить его с другими областями творчества. Основа для наших упражнений — сравнение музыки с цветовыми, геометрическими и иными аналогами.
Одна из простейших аналогий волшебному миру звуков — последовательность чередования оттенков разных цветов. И музыка, и свет имеют волновую природу. Воздушные колебания и световые во многом сходны в проявлении волновых свойств. Так существуют высокочастотные и низкочастотные колебания, между которыми есть гаммы переходных состояний, а крайние диапазоны возможных изменений длины волн для человеческих органов чувств обычно остаются недоступными.
Высокочастотным (то есть очень «высоким») музыкальным тонам можно поставить в соответствие высокочастотные световые излучения, то есть ультрафиолетовую часть спектра. Наоборот, низким звукам — оттенки инфракрасной области. Таким образом, слушая музыку, можно «переводить» ее про себя в язык цветовых оттенков, как это технически воплощено в цветомузыкальных установках. Однако в цветомузыкальных устройствах это делается крайне неудачно. Йоговская «цветомузыка» имеет внутреннее содержание, существуя в сознании созерцающего.
Практически все, что скрыто у нас в подсознании, йога подвергает культивированию сознанием. И здесь, интуитивно, высокие звуки ассоциируются у нас с чем-то светлым, радостным, невесомым, с голубыми мечтами и прозрачными грезами... Наоборот, низкие звуки рождают в нас противоположные образы: мы связываем их с мрачными сумерками, с грозным, темным и тяжеловесным. Так что истоки такого восприятия заложены в нас еще с детства.
ТЕХНИКА:
Лягте в Шавасану («позу мертвого»). Закройте глаза и максимально расслабьтесь. При первых же звуках мелодии «переводите» все, что вы слышите, в яркие, того или иного цвета вспышки, круги... Начинать лучше с простых, медленных композиций мастеров XV—XVII вв., например Блайтмена, Була, Персепла, Шютца и др. Немного потренировавшись, можно переходить к классической музыке Моцарта, Баха, Бетховена.
Освоив медитацию лежа, можно практиковать упражнение в любой из сидячих поз. Нюансы и все детали выявляются в практике, и их здесь немного. Посторонние мысли отгоняются в ходе упражнения так же, как и при выполнении Тратак, но концентрация на музыке должна происходить автоматически, без особых усилий. Для этого следует хорошо потренироваться в выполнении предшествующих упражнений, однако специальных критериев правильности здесь нет, и степень достигнутого успеха определяется чисто субъективно.
ЭФФЕКТ ОТ УПРАЖНЕНИЯ:
Развивается ассоциативное мышление, возрастают образность представлений не только применительно к музыке, но и к другим объектам концентрации и медитации. Упражнение полезно также для усиления логических способностей интеллекта. При хорошем подборе мелодии возникает чувство красоты и гармонии, ощущение сопричастности вселенским процессам. Способствует также устранению чувства неуверенности в себе и страха.
ПРИМЕЧАНИЕ:
Один из возможных побочных эффектов — смена музыкальных вкусов. Не следует обращать на это особого внимания: музыка, как и все остальное, может характеризоваться тремя Гунами (качествами, универсальными свойствами) — тамасом, раджасом и саттвой. Йога способствует обострению тяги к классической, к саттвичной музыке.
СОВЕТЫ МЕДИТИРУЮЩЕМУ
Мы должны быть готовы изменять наши мнения и отказываться от старых взглядов, усваивать новые. Мы должны бросать предрассудки и рассуждать о знакомых вещах с новым свободным умом. Моряк, который будет ставить одни и те же паруса, невзирая на перемены в ветре, никогда не достигнет своей гавани.
1. Изолируйте свою комнату для медитаций от шума и людей. Не позволяйте никому туда входить. Воскуривайте в этой комнате благовония. Принимайте душ или мойте ноги прежде чем войти в свою медитационную комнату.
2. Просыпайтесь в три часа утра (брахма-мухурта), делайте очистительные крийи и выпивайте стакан теплой воды. После этого делайте Ширшасану и Пранаяму Потом медитируйте с четырех до шести часов утра. Второй сеанс медитации проводите вечером. С шести до семи — Ширшасана и Пранаяма, с семи до восьми часов вечера — медитация.
3. Храните в медитационной комнате изображение своего ишта-дэваты, Бога и религиозные книги — «Бхагават-Гиту», «Упанишады», «Йога-Васиштху», «Йога-сутры», «Гхеранду-самхиту» и так далее. Принимайте асаны перед изображением божества.
4. Выполняйте падмасану, сиддхасану, сукхасану, свастикасану и ширшасану в течение одного часа за один присест. Голова, шея и туловище должны быть на одной прямой. Не отклоняйтесь вперед или назад.
5. Никогда не боритесь с умом. При концентрации не предпринимайте чрезмерных усилий. Расслабляйте мышцы, мозг и нервную систему. Спокойно думайте о своем ишта-дэвате. Медленно, с бхавой и значением, повторяйте гуру-мантру. Успокойте кипящий разум. Заставьте посторонние мысли умолкнуть.
6. Управляя разумом, не прилагайте отчаянных усилий. Предоставьте уму определенную свободу, и вскоре он устанет. В первое время он воспользуется полученной возможностью и начнет прыгать, как сорвавшаяся с привязи обезьяна. Но позже обезьяна устанет, она замедлится и вернется к вам в ожидании распоряжений. Укрощение ума требует времени, но с каждым новым занятием он будет меньше прыгать, он будет возвращаться к вам все быстрее и быстрее.
7. Мысли должны иметь определенную основу — конкретную (например, статуэтка божества в сочетании с мантрой) или абстрактную (в джняна-йоге: идея Бесконечности в сочетании с ОМ). Такой подход уничтожает все мысли о земном и приближает к Цели.
8. Если разум отвлекается от объекта концентрации и устремляется к другим вещам, то вновь и вновь возвращайте его к объекту. Такая борьба обычно продолжается несколько месяцев с переменным успехом.
9. Если вы медитируете на Господе Кришне, в первое время размещайте перед собой Его изображение. Смотрите на него пристально, не моргая. Начинайте с Его ног, затем последовательно переводите взгляд на желтые шелковые одежды, украшения на шее, Его лицо, серьги, бриллиантовый венец на голове, браслеты на руках и, наконец, на раковину, диск, жезл и лотос. Снова вернитесь к ногам и повторите процесс. Выполняйте упражнение сначала в течение получаса. Почувствовав усталость, смотрите только на лицо. Посвятите этой практике один год.
10. Переходите к усложненному варианту этой медитации: закрой
те глаза и мысленно представьте образ Бога. Как и прежде, переводи
те мысленный взор на разные части Его тела.
11. Во время медитации размышляйте о таких качествах Бога, как всемогущество, всеведение, чистота, совершенство и так далее.
12. Если в голове появляются дурные мысли, то не пытайтесь изгнать их волевыми усилиями, так как это приведет лишь к потере энергии, перенапряжению и усталости. Чем больше усилий предпринимается по изгонению плохих мыслей, тем мощнее станут дурные мысли при последующем возвращении. Кроме того, тогда они будут возвращаться все чаще и чаще. Поэтому оставайтесь равнодушными к ним. Сохраняйте спокойствие, и посторонние мысли скоро исчезнут. Их можно вытеснить противоположными благими мыслями. Можно изгонять нехорошие мысли при помощи молитвы или мантры.
13. Не пропускайте ни дня. Занимайтесь регулярно и систематически. Питайтесь саттвической едой. Фрукты и молоко способствуют сосредоточению. Ученику йоги категорически запрещается употреблять мясо, рыбу, яйца, спиртное, табак, еще категорически запрещается общаться с женщинами и думать о сексе.
14. Чтобы отогнать сонливость, примите холодный душ или встаньте в Ширшасану минут на 20—30. Сделайте бхастрику — 4 секунды вдох, 4 секунды — выдох. И так 120 раз. Затем задержка дыхания на одну минуту. Сон как рукой снимет. Чтобы избавиться от сонливости, не ужинайте — после обеда ешьте только фрукты.
15. Будьте осторожны в выборе друзей. Помните, что дурные сообщества развращают добрые нравы. О золото потрешься — сам заблестишь. Не ходите в кино. Говорите как можно меньше. Ежедневно в течение двух часов соблюдайте моуну. Не общайтесь с загрязненными людьми. Читайте хорошие, воодушевляющие религиозные книги.
17. Когда разум занят одной-единственной мыслью о Боге, то она воплощается и в физическое, и в душевное состояние. Тогда наступает Нирвикальпа-самадхи. Дорогу осилит идущий!