Советская почта после Второй мировой войны

Начавшаяся в 1941 г. Великая Отечественная война потребовала от связистов организации почтовой связи вдоль всей линии фронта, начиная от Баренцева моря и кончая Черным морем, а также между тылом и фронтом. За эту деятельность многие из них не только были награждены орденами и медалями, но и удостоены звания Героя Советского Союза219.

Вторая мировая война стала самой разрушительной из всех войн, которые до этого вело человечество. За годы войны на территории СССР было уничтожено или же выведено из строя 65 тыс. км железных дорог (около 30% их общей протяженности) и 36 тыс. почтовых предприятий (70% их общего числа)220.

После того как в 1943 г. Красная армия перешла в наступление, началось восстановление почтовой связи на освобожденной территории. Весь груз этой задачи лег на Народный комиссариат связи СССР, который в 1946 г. был переименован в Министерство связи СССР, а руководство почтовой связью возложено на Почтовое управление.

На протяжении всего послевоенного существования СССР руководителями ведомства связи поочередно были шесть человек:К. Я. Сергийчук (1944–1948), Н. Д. Псурцев (1947–1975), В. В. Талызин (1975–1980), В. А. Шамшин (1980–1989), Э. К. Первышин (1989–1990), Г. Г. Кудрявцев (1991)221.

Уже к 1950 г. почтовая связь по основным показателям восстановила довоенный уровень. В последующие годы был сделан значительный шаг вперед. За 30 лет, с 1950 по 1980 г., количество почтовых учреждений выросло примерно на 80%, пересылаемых писем, телеграмм и переводов – почти в 4 раза, посылок – в 5 раз, периодических изданий – в 7 раз (табл. 7).

Таблица 7

Почта в СССР в 1940–1990 гг.

Показатель
Предприятия, тыс.
Письма, млрд 2,6 2,6 4,2 8,0 9,5 7,5
Посылки, млн
Периодика, млрд 6,7 5,9 14,4 33,2 43,8 55,4
Переводы, млн
Телеграммы, млн

Источники: Народное хозяйство СССР. Статистический сборник. М., 1956. С. 184; Народное хозяйство СССР в 1985 г. М., 1986. С. 370; Народное хозяйство СССР в 1990 г. М., 1991. С. 630.

Общее представление о динамике почтовых маршрутов с 1940 по 1965 г. дает табл. 8.

Таблица 8

Почтовые маршруты в СССР в 1940–1965 гг.

Год Почтовый маршрут, тыс. км
всего ж. д. водный авиа авто гужевой

Источник: Связь СССР за 50 лет. С. 23.

К 1950 г. общая протяженность почтовых маршрутов была восстановлена. За последующие 15 лет она увеличилась по сравнению с довоенным уровнем примерно в два раза, причем наиболее быстро росла протяженность автомобильных и авиапочтовых маршрутов. К 1965 г. она превзошла довоенный уровень более чем в шесть раз. Примерно в два с половиной раза увеличилась протяженность железнодорожных маршрутов. Зато протяженность водных маршрутов сократилась в 1,7 раза, а гужевых – в 3,5 раза.

К 1960 г. протяженность автомобильных маршрутов превзошла протяженность гужевых. Через пять лет гужевые маршруты составляли 18% дорожных маршрутов и немногим более 6% всех почтовых маршрутов. Если же принять во внимание объем почтовой корреспонденции, их роль окажется еще меньше. Поэтому можно утверждать, что в первые послевоенные годы транспортировка почты в основном была механизирована.

Одновременно имело место увеличение количества почтовых ящиков. Если в 1950 г. их было 160 тыс., то в 1960 г. – 401 тыс.222, в 1970 г. – 608 тыс. и в 1980 г. – 677 тыс.223. В 1950 г. один почтовый ящик приходился примерно на 1150 человек 224, в 1980 г. – на 400 человек225. В этих условиях особое значение приобрела проблема механизации труда работников почты (табл. 9).    

Таблица 9

Механизация почтовой связи в 1955–1980 гг.

  Год Погрузочно-разгрузочные средства, тыс. Почто-обрабатывающие машины, тыс. Почтовые автоматы и полуавтоматы, тыс.
6,1 0,8 -
15,9 2,7 0,6
29,2 6,8 19,8
45,9 14,4 31,2
63,8 21,7 31,0
80,0 26,3 23,8

Источник: Транспорт и связь с СССР. Статистический сборник. М., 1984. С. 250.

Начавшись на почтамтах, механизация труда работников связи затем распространяется на почтовые отделения: сначала в столицах, потом в областных и краевых центрах. Для перемещения корреспонденции начинают использовать погрузочно-разгрузочные машины, электрические конвейеры и лифты, а также другие механизмы226. Некоторое представление о динамике этого процесса дает табл. 9.

Особенно трудоемкой была сортировка корреспонденции, которая до 60-х годов производилась вручную даже в ведущих странах Запада 227. Только на рубеже 60–70-х годов началось внедрение почтовой индексации и автоматической сортировки почтовой корреспонденции228.

Между тем под влиянием перемен, происходивших в средствах связи, объем почтового оборота начал сокращаться. Если с 1950 по 1981 г. количество писем увеличилось с 2,6 до 9,6 млрд, то с 1982 г. наметился спад, млрд: 1982 г. – 9,4, 1983 г. – 8,9, 1984 г. – 8,9, 1985 г. – 8,8, 1986 г. – 8,5, 1987 г. – 8,3, 1988 г. – 8,1, 1989 г. – 7,9, 1990 г. – 7,5229. За девять лет количество писем сократилось почти на четверть.

Это было одним из показателей того, что почта как средство связи прошла пик своего развития и вступила в состояние кризиса, который после гибели СССР приобрел более масштабный характер.

Кризис отечественной почты

26 декабря 1991 г. Министерство связи СССР прекратило существование. Руководство средствами связи на территории отдельных республик перешло к республиканским органам власти.

Еще после выборов народных депутатов РСФСР весной 1990 г. в системе управления Российской Федерации начались реорганизации, которые растянулись почти на 20 лет. 14 июля 1990 г. Министерство связи РСФСР было преобразовано в Министерство РСФСР по связи, информатике и космосу 230. Его возглавил В. Б. Булгак 231. 10 ноября 1991 г. новому министерству вернули старое название 232.

Одним из его подразделений в 1993 г. стало Федеральное управление почтовой связи. В 1995 г. оно было преобразовано в Федеральную службу почтовой связи, в 1996 г. – в Департамент почтовой связи233.Остановить начавшийся еще в годы Советской власти кризис отрасли эти реорганизации не могли.

Имеющиеся в нашем распоряжении данные (табл. 10) свидетельствуют, что за четверть века количество пересылаемых писем сократилось более чем в 4 раза, посылок – в 6 раз, прессы – в 10 раз. Единственный вид почтовых услуг, который до 2000 г. сократился не более чем на 15%, а затем даже превзошел уровень 1990 г. – это перевод денег. Однако перевод денег – не столько почтовая, сколько финансовая услуга. Поэтому в целом мы являемся свидетелями умирания одной из самых древних отраслей связи.

Таблица 10

Падение роли почты как средства связи. 1980–2005 гг.

Год Письма, млрд Пресса, млн Посылки, млн Переводы, млн
5,5 24,9
4,4 31,8
1,5 5,6
1,1 3,4
1,3 2,3

Источник: Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М., 2006. С. 505.

Падение роли почты имело своим следствием снижение ее доходности и, как следствие этого, – ее деградацию. Одним из проявлений этого стал кризис авиапочты. Если в 1990 г. она перевезла 274 тыс. тонн почтовых отправлений, то в 1995 г. – только 40 тыс. (16% от уровня 1990 г.), а в 2000 г. – 18 тыс. (7%)234.

За десять лет объем авиапочтовых перевозок сократился в 15 раз. По сути дела, отрасль почтовой связи, созданная в нашей стране накануне Великой Отечественной войны, перестает действовать, что не может не отражаться на скорости доставки почты в отдаленные районы, особенно туда, куда в годы советской власти она доставлялась только на вертолетах и малогабаритных самолетах.

Самый резкий спад в развитии почты произошел сразу после уничтожения СССР. В первой половине 90-х годов количество писем сократилось в 3 раза, а посылок и пересылаемой прессы более чем в 5 раз (табл. 11).

Таблица 11

Состояние российской почты в 1980–1995 гг.

Год Письма, млрд Посылки, млн Пресса, млн
5,5 24,9
4,4 31,8
2,3 8,1
1,8 7,0
1,5 5,6

Источник: Российский статистический ежегодник. М., 1996. С. 608.

Хотя сокращение роли почты имело объективный характер, подобные темпы являлись главным образом результатом глубокого экономического кризиса, порожденного горбачевской перестройкой и ельцинскими реформами. Поэтому замедление темпов развития общего экономического кризиса имело своим следствием и замедление кризиса почтовой связи.

В 1996–2000 гг. количество посылок сократилось на 45%, пересылаемой прессы – на 40%, писем – на треть (табл. 12).

Таблица 12

Состояние российской почты в 1995–2000 гг.

Год Письма, млрд Посылки, млн Пресса, млн
1,5 5,6
1,3 4,7
1,3 4,1
1,2 3,9
1,1 3,5
1,1 3,3

Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2001. С. 465.

В таких условиях 17 марта 1997 г. Министерство связи было ликвидировано, вместо него создан Государственный комитет Российской Федерации по связи и информатизации, который возглавил А. Е. Крупнов 235. Это означало существенное понижение статуса ведомства связи в государственной иерархии. 25 мая 1999 г. названный комитет был преобразован в Государственный комитет Российской Федерации по телекоммуникациям236. Cначала его возглавил А. А. Иванов237, затем – Л. Д. Рейман 238.

Между тем в руководстве страны произошла перегруппировка, результатом которой стала отставка Б. Н. Ельцина. 31 декабря 1999 г. он передал власть премьеру В. В. Путину. Эти перемены по времени совпали с началом роста цен на нефть, открывшим для России возможность выхода из экономического кризиса. В этих условиях началась новая реорганизация ведомства связи. 12 ноября 1999 года Государственный комитет РФ по телекоммуникациям был преобразован в Министерство РФ по связи и коммуникациям239 во главе с Л. Д. Рейманом (1999–2004)240. 9 марта 2004 г. названное министерство объединили с Министерством транспорта РФ в Министерство транспорта и связи РФ, которое возглавил И. Е. Левитин241. 20 мая 2004 г. министерство было разделено на Министерство транспорта РФ и Министерство информационных технологий и связи РФ. Последнее снова возглавил Л. Д. Рейман242. Он занимал этот пост до 12 мая 2008 г., когда на свет появилось Министерство связи и массовых коммуникаций243 во главе с И. О. Щеголевым 244.

Оживление российской экономики после 1999 г. имело своим следствием оживление почты. За семь лет, с 2000 по 2007 г., количество писем увеличилось почти в полтора раза, более чем в полтора раза увеличилось количество переводов, в три с лишним раза выросло количество посылок. И только объем пересылаемой по почте прессы продолжал сокращаться (табл. 13).

Таблица 13

Развитие российской почты в 2000–2007 гг.

Год Письма, млрд Пресса, млн Посылки, млн Переводы, млн
1,1 3,4
1,2 3,3
1,2 3,2
1,3 3,1
1,3 2,6
1,3 2,3
1,4 2,1
1,6 2,0

Источник: Российский статистический ежегодник. М., 2006. С. 505; 2008. С. 531.

Было бы неверно рассматривать отмеченные позитивные тенденции как начало возрождения почты. На самом деле они свидетельствуют лишь о том, что резкое сокращение почтового оборота, имевшее место в 1990-е годы во многом было результатом экономического кризиса, который в тот период переживала Россия. Однако падение роли почты как средства связи – это объективный процесс, который можно задержать, но невозможно остановить, так как он порожден возникновением и развитием других средств связи, конкурировать с которыми почта не может.

Глава 9. ТЕЛЕГРАФ

Механический телеграф

Наряду с почтой на протяжении столетий использовался как звуковой, так и визуальный телеграф. Простейшие виды телеграфии появились у восточных славян в древности.

Начавшееся в Х в. распространение христианства привело к строительству храмов, одним из атрибутов которых является колокольня. Главное назначение колокола – собирать прихожан на церковные службы. Однако его стали использовать и для других целей. С его помощью созывалось народное вече, колокол сообщал о пожарах, стихийных бедствиях, нашествиях. В тех случаях, когда церкви располагались друг от друга на расстоянии слышимости колокольного звона, их можно было использовать для передачи полученного сигнала, т. е. для ретрансляции.

Наряду с этим использовались визуальные средства связи. Одним из них был так называемый «огненный телеграф», главными элементами которого являлись костры245.

В 1779 г. русский механик Иван Петрович Кулибин (1735–1818) создал зеркальный прожектор, который мог «светить» на расстояние до 30 км246. Это изобретение получило распространение в разных сферах, в том числе в системе связи.

К числу простейших визуальных средств связи относятся воинские знамена или стяги247. Авторы «Истории культуры Древней Руси» обнаружили упоминания о них на Руси в 1136 и 1153 гг.248 Однако в «Повести временных лет» военный стяг упоминается еще раньше, в 1096 г.249 С давних времен знамена стали обязательным атрибутом воинских частей и военных кораблей. Появление знамен, стягов или флагов привело к возникновению флажковой сигнализации. Поскольку на море с помощью гонцов или посыльных невозможно быстро передать информацию от одного корабля к другому, для этого стали использовать сигнализацию при помощи набора флагов, поднимаемых на мачтах корабля, или же при помощи размахивания флажками250. В России система «сигналопроизводства» на кораблях была введена при Петре I в 1699 г. 251

Если первоначально флажковую сигнализацию использовали только на расстоянии видимости глаза, то появление подзорной трубы позволило увеличить это расстояние в несколько раз. Изобретение увеличительных приборов привело к созданию семафорной сигнализации на суше.

После того как в 1794 г. подобный телеграф был создан французским изобретателем Клодом Шаппом 252, он сразу же привлек к себе внимание в России253. В том же году Екатерина II предложила создать подобный телеграф И. П. Кулибину. И хотя это поручение было выполнено254, проект И. П. Кулибина не был реализован. В 1796 г. императрица умерла, а ее сын Павел I приказал отправить созданный аппарат в кунсткамеру255.

Между тем на рубеже XVIII–XIX вв. телеграф К. Шаппа получил широкое распространение в Западной Европе. Идея создания аналогичного телеграфа продолжала существовать и в России256.

Практическая ее реализация связана с именем Николая I, взошедшего на престол в 1825 г.257 Сооруженная то ли по проекту Фитингофа258, то ли по проекту Козена259 линия оптического телеграфа связала Петербург со Шлиссельбургом и просуществовала до 1833260. В 1826–1830 г. действовала линия оптического телеграфа: Николаев–Очаков–Глубокая Пристань261, с 1829 г. Николаев–Херсон–Севастополь262.

В 1833 г. был одобрен и реализован проект французского инженера Пьера Жака Шато, который усовершенствовал телеграф Клода Шаппа. Эта телеграфная линия связала Зимний дворец со Стрельной, Ораниенбаумом и Кронштадтом263. В 1835 г. подобная линия соединила Зимний дворец с Царским Селом и Гатчиной264. Тогда же началось строительство телеграфной линии: Петербург–Варшава, которая была открыта 20 декабря 1839 г.265 Как уже отмечалось, она включала в себя 149 телеграфных станций266, имела длину 1200, являясь тогда самой протяженной телеграфной линией267, и действовала до 1854 г.268

Между тем именно в это время, в первой половине XIX в., у механического телеграфа появился конкурент – электрический телеграф. С его развитием оптический «телеграф» потерял свое значение и сохранился только на железных дорогах в виде семафоров 269.

Наши рекомендации