Значение и разработка стратегии
Выбор стратегии — залог успеха инновационной деятельности. Фирма может оказаться в кризисе, если не сумеет предвидеть изменяющиеся обстоятельства и отреагировать на них вовремя.
Выбор стратегии — важнейшая составляющая цикла инновационного менеджмента.
В условиях рыночной экономики руководителю недостаточно иметь хороший продукт, он должен внимательно следить за появлением новых технологий и планировать их внедрение в своей фирме, чтобы не отстать от конкурентов.
Стратегию можно определить как процесс принятия решений. В обоих случаях имеются цели (объекты) и средства, с помощью которых достигаются поставленные цели (принимаются решения).
Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий во имя укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия (фирмы) по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей.
С выбором стратегии связана разработка планов проведения исследований и разработок и других форм инновационной деятельности.
Стратегическое планирование преследует две основные цели.
1. Эффективное распределение и использование ресурсов. Это так называемая внутренняя стратегия. Планируется использование ограниченных ресурсов, таких, как капитал, технологии, люди.
2. Адаптация к внешней среде (экономические изменения, политические факторы, демографическая ситуация и др.).
Таблица 8. Принципы выбора инновационной стратегии
Стратегия конкурентная избирается при стремлении добиться преимущества в издержках производства, и сбыта, дифференциации продукции, концентрации на определенных видах деятельности.
Стратегия маркетинга широкого проникновения избирается с целью быстрого выхода на рынок и захвата максимально возможной его доли.
Американскими экономистами М. Месконом и Ф. Хедоури разработана классификация глобальных стратегий развития фирмы. Критерием классификации служит скорость развития предприятия.
В матрице Мескона — Хедоури представлены следующие глобальные стратегические инициативы:
• стратегия роста;
• стратегия ограниченного роста;
• стратегия сокращения;
• сочетание двух или трех стратегий.
Стратегия роста означает, что фирма должна ежегодно превышать плановые показатели по стратегическим целям по сравнению с уровнем предыдущего года.
В стратегии ограниченного роста план показателей по стратегическим целям устанавливается от достигнутого, и означает его корректировку с учетом инфляции.
Стратегия сокращения используется, когда уровень преследуемых целей устанавливается ниже достигнутого в прошлом.
Последняя стратегия базируется на сочетании двух или трех стратегий. В решении этой задачи может применяться матрица, разработанная Бостонской консультативной группой, которая используется для разработки перспективного плана выпуска каждого товара с учетом соответствующих матриц конкурентов. Выбору глобальной стратегии предшествует сопоставление рыночной позиции предприятия и конкурентов.
Бизнес сегодня — это не только конкуренция, но и сотрудничество. Главным становятся две задачи: поиск партнеров на рынке и создание команды на самой фирме, что требует иных подходов к управлению.
Сформулированная стратегия реально воплотится в виде программ, планов, бюджетов, например в виде производственной программы выпуска определенной продукции. Иными словами, стратегия будет конкретизирована с помощью выбора количественных характеристик или показателей (оборот, объем производства, прибыль и т.п.), что и обеспечит возможность оценки и контроля.
Порядок установления целей может быть следующим:
- подробное описание общих целей, обеспечивающих получение ожидаемого результата, например, прибыли;
- формирование каждой цели для всех сфер деятельности фирмы;
- выбор системы показателей, позволяющих судить о достижении поставленной цели;
- установление нормативов или сроков выполнения работ в соответствующих подразделениях.
- определение оптимальной товарной структуры производства в данный момент времени с учетом достижений научно-технического прогресса;
• проведение оперативного учета ресурсов и гибкого интегрирования ими;
• выбор формы контроля выполнения планов и их корректировки в случае необходимости.
Важно обеспечить увязку всей совокупности планов: долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных, что требует координации работы менеджеров, участвующих в процессе разработки и реализации проекта.
Анализ степени изученности проблемы необходим, прежде всего, для того, чтобы избежать повторения уже выполненных ранее исследований. Предварительное ознакомление с литературой по исследуемой проблеме позволит рассмотреть проблему в ее развитии, глубже узнать ее, уточнить тему и актуальность предстоящего исследования.