Создание всеобъемлющей системы здравоохранения

Представьте себе, что система здравоохранения в той местности, где вы живете, включает в себя описанные мной составляющие. Гибкая, рационально организованная система «Скорой помощи» способна при необходимости быстро доставить пострадавшего в больницу, в компьютерную сеть которой немедленно передаются все важнейшие сведения о его здоровье, накопленные к данному моменту. Врач с помощью сенсорного экрана, клавиатуры, пера или (уже скоро!) системы распознавания голоса назначает вам лечение. Его инструкции в электронном виде поступают в лабораторию и аптеку. Компьютерные программы на базе ПК автоматически заносят в систему данные лабораторных исследований. Полученные, результаты вместе с другими данными из истории болезни доступны в сети для любого врача, независимо от того, находится он в больнице или в другом месте. Если система усматривает противоречие в назначениях либо иное отклонение от стандартной схемы лечения, она выдает соответствующее предупреждение. Учет имеющихся ресурсов и обработка счетов выполняются в больнице автоматически. Система обработки транзакций выявляет все случаи мошенничества и злоупотреблений, а со временем учится принимать контрмеры. Вместо того чтобы тратить половину рабочего времени на бумажную работу, врачи и сестры всецело посвящают его больным. Результаты обследований и счета написаны простым, доступным для понимания языком. Проводится автоматический анализ всех данных о лечении и приеме лекарственных препаратов за длительный период времени, чтобы предупредить возникновение побочных реакций.

Весь график вашего дальнейшего лечения после выписки из больницы также планируется с помощью компьютерной системы. Знакомясь с медицинской информацией в Интернете, вы на более «продвинутом» уровне общаетесь с медиками и непосредственно на приеме у врача, и в ходе электронной переписки. Вы задаете лечащему врачу вопросы по электронной почте и таким же образом получаете не только ответы, но и автоматические напоминания о предстоящих процедурах по текущим курсам лечения или о приближении предельных сроков годности лекарств. Если вы решите лечиться в другом месте, ваша история болезни поступит туда мгновенно, а не будет долго тащиться обычной почтой с риском потеряться по дороге. Электронная медицинская карта сопровождает вас повсюду на протяжении всей жизни. Врачи обращаются к ней, когда хотят посмотреть динамику изменений артериального давления, уровня холестерина в крови и других показателей, чтобы не пропустить симптомы, которые могут указывать на развитие заболевания. Систематический анализ состояния здоровья населения предупреждает власти о любых тревожных тенденциях значительно раньше и точнее, чем это было возможно в прошлом.

Если медицинские учреждения решатся перейти на ПК и веб-технологии, это не должно обойтись им чересчур дорого, и вот почему. Различные источники при оценке объема затрат на создание интегрированной системы историй болезни для лечащих врачей, больниц и работников патронажных служб дают значительный разброс цифр. Например, журнал Medicineamp;Health оценивает уровень расходов на начальном этапе создания информационной системы для большой клиники или другой крупной медицинской организации в ежегодную сумму от 5 до 50 миллионов. Отметим, что приведенная здесь верхняя оценка делается в предположении, что будут по-прежнему использоваться несовместимые между собой приложения и узкоспециализированное диагностическое оборудование, а медицинские информационные системы будут по старинке разрабатываться в виде огромных монолитных проектов.

Между тем персональные компьютеры дают возможность отказаться от политики «большого скачка» и переходить на новые системы постепенно, с максимально широким применением стандартного программного обеспечения. Все информационные системы, о которых шла речь в этой главе, развивались независимо друг от друга, однако в совокупности они покрывают большую часть аспектов долгосрочного и краткосрочного лечения. Поскольку все они построены на базе ПК, их нетрудно стыковать между собой без излишних затрат на интеграцию. Широкое использование компьютеров в качестве внешнего интерфейса для приборов УЗИ, сканеров и томографов, анализаторов крови и тканей и других специализированных устройств снижает расходы на их приобретение и обслуживание и позволяет без труда сводить воедино результаты проводимых с их помощью обследований. Персональные компьютеры имеют достаточно высокую мощность, чтобы справляться с сотнями тысяч заявок в час или с интенсивным потоком запросов к базе историй болезни. При необходимости компьютеры могут связываться с существующими серверными системами. В общем и целом все описанные в этой главе программы, если бы они создавались в рамках целостного решения, обошлись бы даже дешевле по сравнению с той суммой в пять миллионов долларов, которую Medicineamp;Health приводит в качестве минимальной.

Пять миллионов — деньги немалые, однако это мелочь в сравнении с теми средствами, которые сегодня тратит большинство медицинских учреждений на транзакции, использующие бумажные документы и автономные компьютерные приложения. Накладные расходы на работу с бумагами составляют 20-30% от более чем триллионного оборота отрасли здравоохранения, или 200-300 миллиардов долларов в год — сумма, превышающая размер валового национального продукта многих стран.

Отсутствие информационных систем в кабинетах врачей представляет собой самое серьезное препятствие к совершенствованию методов лечения. Лишь около пяти процентов практикующих врачей в США пользуются компьютерами для работы. Компьютеризация одного кабинета обойдется в сумму от 10 до 50 тысяч долларов, но эти затраты очень быстро окупятся. Клиника в Хаммонде, штат Луизиана, где работают пятеро врачей, затратила 50 тысяч долларов на систему компьютерного ведения историй болезней, что облегчило врачам процесс ввода информации; и в первый же год клиника сэкономила 60 тысяч только на копировании документов[Fred Bazzoli. «Automating Patient Records». Windows in Healthcare, лето 1998, стр. 20-28.].

Учреждениям здравоохранения придется приложить немало усилий, чтобы преодолеть силу инерции и преобразовать систему здравоохранения, переведя ее на компьютерные рельсы. Учитывая, что все необходимые технологии сегодня повсеместно доступны, вложение средств в единую информационную инфраструктуру и инструментальные программные средства приведет не только к значительному снижению расходов, но и к улучшению медицинского обслуживания населения. Наиболее активную роль в переменах призваны сыграть две группы участников процесса: во-первых, те пациенты, которые стремятся к большей информированности о состоянии своего здоровья и более активному участию в лечении своих болезней; во-вторых, искушенные в Интернете медики, которые пользуются новыми программными средствами для того, чтобы лучше лечить больных. Действуя в одном направлении, эти две группы смогут воспользоваться «электронной нервной системой», для того чтобы собрать разрозненные островки медицинских учреждений в единый континент здравоохранения.

Наши рекомендации