Тактические качества и умения

Обучение тактике независимо от того, слито оно воедино с технической подготовкой или нет, должно состоять из последо­вательного освоения фехтовальщиками следующих тактических качеств и умений: 1) специальная наблюдательность, т. е. уме­ние видеть в противнике нужное в боевом отношении; 2) умение делать правильно и быстро выводы из наблюденного, т. е. ориентировка в фактической и психологической обстановке, которая слагается из: А) Активный выбор момента для решающего действия Б) Упражнения в пассивном выборе момента для решающего действия; В) Упражнения в понимании смысла движе­ний противник; Г) Упражнения для развития ориентировки в психологических моментах боя. Д) Развитие разнообразия действий. Е) Упражнения в скоростной ориентировке (на­ходчивость).

1) Развитие наблюдательности. Тактическая зор­кость, или наблюдательность,— одно из проявлений тактиче­ского мышления,

Первым условием развития наблюдательности служит уста­новка фехтовальщика во время учебного и соревновательного боя на обыгрывание действий противника, что невозможно без пристального наблюдения за ним. Эта установка должна вну­шаться обучаемым тренером

Следует заметить, что большинство упражнений тактического характера дает обиль­ную пищу для развития этого основного боевого качества.

Наблюдательность, направленная на объекты, имеющие боевое значение, как сознательный акт острого зрительного восприятия, развивается в наблюдении занимающихся друг за другом. В процессе технической подготовки, и в частности в парных упражнениях, когда партнер, несущий обслуживающую роль, следит за выполнением упражнений своего напарника и поправляет замечаемые им ошибки, воспитывается наблюда­тельность педагогическая, а не тактичеакая, которую следует специально развивать. Примеры элементарных упражнений: ученики-рапиристы стоят в средней дистанции, обслуживаю­щий принимает разные позиции, делая в них выдержки. Уп­ражняющийся должен осмотреть принятую партнером позицию и колоть его с выпадом тем или иным способом и в то или другое место. Конкретно: исходное положение — упражняющий­ся в шестой позиции, обслуживающий — в положении «вольно». Упражнение: обслуживающий принимает боевую стойку с ше­стой позицией, упражняющийся должен, осмотрев противника, колоть его прямо. Совершив укол, упражняющийся возвра­щается в боевую стойку, а обслуживающий принимает поло­жение «вольно». Далее обслуживающий принимает боевую стойку, входя в соединение и овладевая им,— упражняющийся должен совершить укол с переводом вовнутрь с выпадом и т. д.

Обслуживающий последовательно принимает боевые стой­ки, входя в шестое нейтральное соединение с высоким и низ­ким положением руки, показывая укол, беря нижнюю позицию, завладевая четвертым соединением, восьмым и т. д. Во всех случаях упражняющийся должен, осмотрев находящегося в статике партнера, совершить укол, который должен свидетель­ствовать о качестве и эффективности наблюдения. По мере освоения упражнения следует его усложнять требованиями от упражняющегося более тонких дифференцировок. Так, обслу­живающий может принимать положения, которые дают едва уловимое преимущество применения одного приема перед дру­гим. Пример: обслуживающий входит в шестое соединение так, что упражняющийся должен разобраться, во-первых, в том, владеет ли соединением его партнер или нет, и, во-вторых, в том, можно ли рассматривать положение руки обслуживающе­го как устремленную вперед более нормы шестую позицию или как положение «вытянутой руки». В зависимости от усмотрен­ного упражняющийся колет прямо или с переводом, с оппозицией или без нее. Более трудно наблюдение за игрой противника, т. е. за его поведением. Наблюдающий должен улавливать не только содержание каждого движения в игре противника, но и иметь представление о характере и содержании его игры в целом. Знание общего характера игры противника имеет боль­шое значение, которое заключается в том, что, если для фех­товальщика каждое игровое движение противника оказывается неожиданным, он неизбежно будет иметь затруднение в его использовании. Главным затруднением будет опаздывание с началом своего движения. Знание содержания игровых движе­ний противника позволит ожидать какое-нибудь определенное движение, что поможет своевременно его использовать для нанесения противнику удара-укола. Игровые движения фехто­вальщика, как не подчиняющиеся строгим техническим нормам, отличаются ярко выраженной индивидуализированностью и устойчивостью. Эти движения часто выливаются в определен­ные связки, эпизодически, а иногда и циклически повторяемые фехтовальщиком

Упражнения в наблюдении за игрой про­тивника. Тренер в индивидуальном уроке выполняет опреде­ленный комплекс игровых движений ногами и оружием. Ученик наблюдает и затем сообщает тренеру содержание как отдельных движений, так и устойчивых связок-циклов. В случае сообще­ния, не соответствующего действительности, упражнение по­вторяется и, если нужно, с замедлением движений тренера. После правильного определения содержания игровых движе­ний тренера ученику вменяется обыгрывать их определенными или неопределенными (в зависимости от подготовленности ученика) движениями-приемами в атаках.

Далее тренер применяет другой комплекс приемов, что ус­ловно понимается учеником как наличие нового другого про­тивника, и упражнение начинается сначала

Упражнения этого типа могут в усложненном виде приме­няться и в тренировке мастеров. Например, тренер, изучив игру противников своего ученика, в уроке с этим учеником может имитировать его противников. В этом случае ученик должен, во-первых, узнать своего противника, а во-вторых, найти на­илучшие способы использования изученной игры для соверше­ния атак.

Упражнения на развитие способности наблю­дать атакующего и обороняющегося. 1. Ученик А. атакует произвольным способом с дальней дистанции уче­ника Б. Ученик Б., стоя на месте, пытается парировать удар (укол) и нанести ответ. По совершении атаки и независимо от ее исхода ученик Б. сообщает ученику А. содержание его атаки. Если содержание раскрыто правильно, тогда ученик А. подтверждает это и следующий раз атакует уже по-новому. Если же содержание раскрыто неправильно, тогда ученик А. снова выполняет ту же атаку. Если ученик Б. повторно оши­бается в содержании атаки, тогда ученик А. словесно раскры­вает содержание своей атаки и снова, в третий раз, выполняет ее. Таким же способом можно упражнять наблюдательность в отношении оборонных действий. В этом случае проведший произвольную атаку сообщает оборонявшемуся содержание его действий. Если объяснение оказалось неправильным или пра­вильным, но атака не дошла, тогда атаковавший вновь совер­шает ту же атаку на партнера, не меняющего своих защитных действий. Если первая атака увенчалась успехом и атаковавший правильно раскрыл содержание защитных действий, тогда на следующую атаку обороняющийся реагирует по новому и т. д.

Упражнения аналогичного характера применимы и в инди­видуальном уроке боя, проводимом тренером. В этом случае тренер после неуспеха ученика в атаке или в защите выслуши­вает ученика о содержании своих действий, приведших к полу­чению им удара-укола; при правильном объяснении, но при боевой неудаче ученика вся боевая фраза повторяется вновь с внесением учеником тактических поправок. При неправильном объяснении вся боевая ситуация тоже повторяется вновь до тех пор, пока ученик не даст верного раскрытия содержания действия тренера. В случае же правильного раскрытия и успе­ха ученика бой продолжается без повторения боевого эпизода.

Все упражнения, приведенные в качестве примеров, могут быть использованы и как упражнения в выборе момента и при­ема для решающего действия, но характер упражнения тогда должен измениться. В упражнениях наблюдательности дей­ствия ученика показывают правильность наблюдений и боевой оценки воспринятого. Поэтому здесь в целях большего насы­щения упражнения наблюдением не следует уделять слишком много внимания качеству выполнения действий, добиваться технической точности ценою многократных повторений, т. е. це­ною ухода от основной задачи упражнения.

Развивают наблюдательность и такие занятия, на которых одна пара ведет бой, а остальные члены учебной группы на­блюдают этот бой, слушая объяснения тренера по ходу боя, раскрывающие его содержание.

Хорошим упражнением является наблюдение занимающи­мися боя со стороны с попутным комментированием его ими и последующим опросом участников боя о правильности кон­статации фактов. Наблюдения со стороны, правда, уступают по своей полезности наблюдениям из боя, как проходящие не из боевого ракурса и на спокойном психическом фоне зрителя.

Развивает наблюдательность и параллельное судейство про себя с судейством квалифицированного старшего судьи.

2) Умение делать правильно и быстро выводы из наблюденного или развитие ориентировки в фак­тической обстановке боя.

Во всяком моменте боя имеются две стороны: фактическая и психологическая. Факти­ческая сторона — это взаиморасположение противников, частей их тела и оружия. Психологическая же — замыслы и намерения, которые господствуют в данный момент в головах бойцов как результат хода мыслей, обусловленного предыдущими взаимо­действиями. Хорошо ориентироваться — это значит понимать, ка­кие возможности таит в себе фактическая и психологическая стороны момента. Ориентировка в фактической обстановке совершенствуется в боях, всякого рода «контрах» и индивиду­альных уроках «школы», и особенно в упражнениях, в которых ученик не знает, какой конкретный прием и когда будет выпол­нять.

. Но воз­можны и специальные упражнения на ориентировку в факти­ческой обстановке. Они отличаются от упражнений технической школы более быстрым выполнением приемов и осложнениями в возникающих нежданно ситуациях, требующих более тонкой дифференцировки и нахождения большего количества решений и меньшей, если можно так выразиться, придирчивостью к чи­сто техническим погрешностям.

Следует заметить, что в упражнениях на выбор приема и момента во время боя не бывает полной разграниченности этих двух забот, но преобладание в сознании фехтующего то одной, то другой бывает ярко выраженным. Названия — выбор момента (времени) и выбор приема — следует понимать как оп­ределения ведущей, преобладающей тактической задачи. Уп­ражнения в выборе приема нападения описаны выше как уп­ражнения в наблюдении за игрой противника. Тем не менее в начальной стадии для выбора приема можно создать усло­вия, выделяющие одну задачу.

Ожидание определенного момента подразумевает некоторую изученность противника. Поэто­му упражнения в использовании для атаки определенного мо­мента начинаются с кратковременного изучения противника. В активном выборе момента фехтовальщик использует приём с активным движением (быстрым движением), в пассивном наоборот более сдержанный приём и делая его в последний момент.

А) Активный выбор момента для решающего действия

Пример активного выбора момента: Упражнение : исходное положение — рапиристы в дальней ди­станции держат шестые позиции. Обслуживающий партнер или тренер маневрирует, совершая в неопределенной последователь­ности шаги вперед и назад. Ученик маневрирует ответно, сохра­няя дальнюю дистанцию. На начало одного из маневренных шагов ученик колет партнера прямо с выпадом. В этом упражнении ученик, кроме выра­ботки навыка выбирать момент для начала атаки, начинает по­нимать и осуществлять маневрирование как игру дистанцией, имеющую цель обмануть противника в его восприятии расстоя­ния.

Упражнения в выборе момента и приема на­падения при активной подготовке атаки. Эти уп­ражнения отличаются от предыдущих лишь тем, что упражня­ющиеся стоят в дальней дистанции, подготавливающий атаку совершает свою игру оружием в перемещениях и осуществля­ет атаку с выпадом в моменты опаздывающего отступления партнера или в начальные моменты, его приближений.

Б) Упражнения в пассивном выборе момента для решающего действия. Тренер или партнер , находясь в дальней дистанции от трени­рующегося, играет оружием в защите, делая захваты в разные стороны. Изредка эти захваты, произвольные по содержанию и времени, выполняются тренером или обслуживающим партнером с ша­гом вперед варьируемой длины. Ученик на одном из сближений атакует с соответствующим захвату переводом и с выпадом, отвечающим по своей длине возникшей дистанции.

В) Упражнения в понимании смысла движе­ний противника. Фехтовальщик в бою может выполнять очень сходные по форме движения, но имеющие совершенно различный тактический смысл и таящие в себе разные продол­жения боевых взаимодействий. Рапирист, например, может выполнять движение укола с выпадом с тем, чтобы поразить противника, разведать, вызвать на определенные контрдействия и отогнать. Эспадронист может делать начальные движения удара по голове с целью, закончив движение, нанести удар по голове или для того, чтобы вызвать защитные движения про­тивника, вызвать его попытку ударить в темп, с целью развед­ки и т. д.

Фехтовальщик может принять одну и ту же защиту с един­ственной целью избежать удара (укола), нанести ответный удар (укол) после защиты, спровоцировать попытку сдвоен­ного удара (укола) и т. д. Из перечисленного ясно, что пра­вильное и неправильное понимание движений противника ве­дет к противоположным результатам.

Ученик-рапирист пытается колоть тренера в грудь со средней дистанции. Действия тренера: а) дает себя заколоть, умышленно опаздывая с четвертым парадом; б) с небольшим шагом назад четко парирует четвертой защитой и отвечает прямо; в) с большим шагом назад уходит от укола и вяло, как бы на всякий случай, принимает четвертую защиту. Ученик должен в первом случае быстро вернуться в боевую стойку, во втором случае — защититься, стоя на выпаде, от ответа и нанести контрответ и в третьем случае — совершить повторную атаку уколом с переводом кнаружи. Это упражнение, как и всякое другое, может быть усложнено снятием технической конкретности. Так, ученик в начале упражнения может колоть тренера не только в грудь, а в любое место. Тренер, в свою очередь, может применять не только четвертую защиту, но и другие. Однако усложнение упражнения не должно нарушать его тактического остова.

Г) Упражнения для развития ориентировки в психологических моментах боя. Эти упражнения состоят в том, что ученик, совершив по заданию какое-то дей­ствие, закончившееся ударом (уколом) противнику-тренеру, должен, предположив его умозаключительную реакцию, со­вершить самостоятельно, без подсказа, следующее действие, обыгрывающее предполагаемое намерение противника-тре­нера.

Ориентировки только в фактической обстановке момента бывает недостаточно для успешного ведения боя, так как резуль­тативность применения приемов, и тем более сложных, часто зависит от тех намерений, которые таит противник. Так, фехто­вальщик, умышленно открывший какую-нибудь часть своего поражаемого пространства с тем, чтобы вызвать противника на попытку поразить это место, успевает отпарировать эту попытку, хотя расположение фехтовальщиков и их оружия было таково, что, не будь здесь вызова, т. е. преднамерения, атаковавший успел бы нанести укол (удар) в открытое место.

Другой пример: атаку с обманом можно осуществлять, только будучи уверенным в том, что противник «е ждет ее, а потому не имеет намерения совершить контратаку или ловлю клинка с движением вперед и т. д. Ориентироваться в намере­ниях неопытного противника можно по его поведению и движе­ниям, но этого в боях с опытными противниками оказывается недостаточно. Приходится для познания намерений противника предполагать мысли, которые должны возникнуть у него по хо­ду боевых взаимодействий. Так, фехтовальщик, один раз или дважды в бою успешно применивший какой-нибудь прием, в дальнейшем должен действовать с учетом вероятных контр­мер, задуманных противником. Примеры: на игру тренера, заключающуюся в его небольших шагах вперед с нажимом оружием в шестое соединение, ученик отступает и на начало одного из шагов вперед колет переводом с выпадом. Далее тре­нер продолжает ту же игру, но ученик, предполагая, что про­тивник-тренер сделал вывод и теперь уже сам вызывает учени­ка на перевод с тем, чтобы, отпарировав его четвертой защитой, нанести укол в ответе, совершает обман переводом и коле: во втором переводе. Далее тренер снова продолжает ту же игру, но теперь уже ученик, предполагая, что противник-тре­нер сделал вывод и из второго поражения, решив контратако­вать в 'момент выполнения обмана, совершает атаку второго намерения: обман переводом, вызывающий контратаку и затем защиту от укола в контратаке с последующим ответом.

Таких примеров можно привести множество, и все они будут отличаться некоторым неизбежным схематизмом, но тем не ме­нее эти упражнения на обыгрывание намерений противника, вытекающих из боевых взаимоотношений, учат тактически мыс­лить. Тренер в этих упражнениях должен не только выполнять определенные фехтовальные движения, но и придавать им бое­вой характер с тем, чтобы облегчить ученику узнавать подоб­ные ситуации в условиях соревновательного боя. Само собой . разумеется, что борьба замыслов в бою неизмеримо сложнее, нежели в приведенном упражнении. Фехтовальщик, например, вступая в тактический диалог замыслов, должен помнить, что намерения противника не будут реализованы в действиях, если провоцирующий их .повод, т. е. какое-нибудь действие, совер­шается врасплох, неожиданно для противника, та.к как в этом случае выступают на сцену постоянно действующие однотипные реагирования инстинктивного характера. Кроме того, фехто­вальщик должен учитывать, что противник может умышленно отказываться от формально логически возникающего намерения лишь оттого, что оно легко может быть предугадано противни­ком; однако и этот замысел, в свою очередь, может быть учтен противником.

Но, несмотря на бесконечное разнообразие и сложность тактических взаимодействий, которые нельзя исчерпать в уро­ках, упражнения приведенного выше типа должны находить место в тренировке молодого фехтовальщика, как вырабаты­вающие определенные тактические умения и навыки, развиваю­щие психические качества, расширяющие тактические возмож­ности фехтовальщика, воспитывающие любовь к тактической игре и установку на передумывание противника. Пример: тре­нер в условиях индивидуального урока атакует ученика. Если атака увенчалась ударом или уколом, то тренер совершает вновь эту же атаку, а ученик должен найти самое эффектив­ное противодействие ей. Если же атака не удалась и атаковав­ший тренер получил удар (укол) в контратаке или в ответе, тогда тренер вновь атакует, но уже сделав вывод из предыду­щей своей неудачи: Ученик в этом случае должен учесть самый логичный и простой вывод тренера и противодействовать уже новой атаке, осуществляющей этот вывод.

Д) Развитие разнообразия действий.

Упражнения для развития разнообразия действий в бою. Каждый повод для атаки дает возможность применить несколь­ко разных атак, так же как и любой атаке можно противодей­ствовать разными приемами. Несмотря на это, фехтовальщики нередко впадают в такое однообразие действий, которое в большой мере лишает их возможности действовать неожидан­но, а противнику дает возможность почти наверняка обыгры­вать их действия. Разнообразию действий учит логика самого боя, но если этого оказывается мало, тогда следует применять специальные упражнения для выработки боевого разнообразия. Существом таких упражнений является необходимость по одно­му и тому же поводу применять разные приемы. Сперва эта необходимость может носить отвлеченный характер, как испол­нение преподавательского задания. В дальнейшем этой необхо­димости следует придавать боевой смысл, как тактическому обходу вывода противника. Пример упражнения в атаке: упраж­няющийся рапирист, держа шестую позицию, находится в даль­ней дистанции от обслуживающего партнера или преподавателя. Последний в игре дистанцией и оружием совершает шаги вперед, показывая укол вверх и назад, принимая шестую позицию. Уп­ражняющийся должен на шаг вперед с показом укола выпол­нять в неопределенный последовательности следующие атаки:

1) батман в четвертое соединение — укол прямо с выпадом;

2) укол переводом с выпадом по наружной линии с оппозицией в шестое соединение;

3) контрбатман в шестое соединение — укол во второй сектор с выпадом;

4) то же самое в броске;

5) укол в бок с выпадом и уклонением вниз-влево.

Пример упражнения в обороне: упражняющийся и обслужи­вающий партнер или тренер в дальней дистанции в шестом соединении, которым владеет упражняющийся. Обслуживающий партнер или тренер многократно совершает па упражняющегося одну и ту же комбинированную атаку — захват в шестое соеди­нение — обман переводом в четвертый сектор — укол с перево­дом во второй сектор. Упражняющийся должен избегать укола, противодействуя этому каждый раз по-разному, как-то: 1) контр­атакуя переводом с выпадом, уходя от захвата в шестое соеди­нение; 2) контратакуя уколом прямо в момент совершения парт­нером обмана стоя на месте; 3) 'беря сложную защиту четыре — два и отвечая вверх с шагом назад; 4) сталкиваясь с оружием атакующего в момент обмана при помощи принятия высокой седьмой защиты и отвечая уколом вниз: 5) совершая скачок на­зад с уколом вверх после шага назад на попытку атакующего колоть вниз.

Упражнение такого рода развивает способность фехтоваль­щика в каждый момент боя быстро и ясно представлять себе весь комплекс приемов, который можно применить в данном случае.

Е) Упражнения в скоростной ориентировке (на­ходчивость). Ученик совершает с дальней дистанции ложную или разведывательную атаку с выпадом, на что тренер реаги­рует в произвольной и меняющейся последовательности сле­дующими действиями: 1) принимает с шагом назад какую-ни­будь защиту, не давая вследствие разрыва дистанции ответа. Ученик совершает в этом случае повторную атаку соответст­вующим взаиморасположению клинков переводом; 2) тренер берет защиту с шагом вперед и отвечает уколом прямо — уче­ник берет защиту от ответа, оставаясь на выпаде, и наносит контрответ; 3) тренер применяет защиту и отвечает прямо, стоя на месте, ученик, закрываясь вперед, защищается от от­вета и отвечает переводом с выпадом, Пример: тренер произ­водит удары по разным частям поражаемого пространства с немедленным 'принятием после парированного удара какой-нибудь позиции. Ученик, взяв защиту, должен наносить удар в открытое место тренера. Если же тренер производит корот­кую атаку и затем сразу принимает какую-нибудь позицию, уходя назад в среднюю дистанцию, тогда ученик должен про­извести ответ с выпадом и обманом ударом по открывшемуся месту.

Примеров таких упражнений на находчивость можно при­вести много. Главное в них — быстро и без промедления дейст­вовать в условиях внезапно и неожиданно возникающей новой боевой обстановки.

Наши рекомендации