EDA-проектирование электронных устройств

EDA (Electronic Design Automation,автоматизация проектирования электрони­ки) – комплекс программных средств и библиотек стандартных элементов, обес­печивающий автоматизацию разработки электронных устройств, в первую очередь создания микросхем и печатных плат. Наиболее распространенными в России являются пакеты Pcad и Oread.

EDA-системы позволяют начать разработку с создания непосредственно принципиальной электрической схемы проектируемого устройства с использова­нием базы радиоэлектронных компонентов, промоделировать ее работу в различ­ных режимах. Затем эта схема преобразуется в заготовку проектируемой печатной платы с различной степенью автоматизации. Современные программные па­кеты позволяют выполнить автоматическую расстановку элементов и автомати­чески развести дорожки на чертеже многослойной печатной платы, соединяя тем самым выводы радиоэлектронных компонентов в соответствии с принципиаль­ной схемой.

Типичный состав EDA-комплекса:

o редактор принципиальных электрических схем;

o библиотека стандартных электронных компонент;

o редактор печатных плат;

o встроенные модули симуляции принципиальных схем и печатных плат;

o трансляторы данных;

o вспомогательные утилиты.

Лекция 12

Модуль создания принципиальных схем представляет собой специализиро­ванный графический редактор, обеспечивающий выбор электронных компонент из библиотеки, размещение их на схеме и соединение линиями-проводниками. Электрические схемы выполняются без соблюдения масштаба. Реальное распо­ложение компонентов на монтажно-коммутационном поле не учитывается при рисовании электрических схем. В первую очередь рисунок схемы должен обеспе­чить компактность и ясность при чтении ее деталей. На электрической схеме изображаются символы компонентов, электрические связи между ними, тексто­вая информация, таблицы, буквенно-цифровые обозначения и основные надписи на форматке схемы. Поставляемые вместе с системой библиотеки электронных компонент обеспечивают как их графическое изображение на схеме, так и модели­рование логики и электронных параметров.

Пример создания принципиальной схемы показан на рис. 7.5.

Редактор печатных плат используется для размещения компонентов непо­средственно на монтажно-коммутационном поле, а также и для ручной, интерак­тивной или автоматической трассировки проводников. В интерактивном режиме курсором отмечаются начало и конец сегмента проводника, который сразу же трассируется с учетом препятствий. При этом соблюдаются все ограничения на проведение трассы, установленные пользователем.

Пример создания печатной платы показан на рис. 7.6.

EDA-проектирование электронных устройств - student2.ru

Рис. 7.5 Редактор принципиальных электрических схем

EDA-проектирование электронных устройств - student2.ru

Рис. 7.6. Редактор печатных плат

Благодаря ассоциативному сопряжению с модулем создания принципиальных схем редактор печатных плат может автоматически составить список соединений схемы и перенести на поле печатной платы изображения корпусов компонентов с указанием линий электрических соединений между их выводами. Затем вычер­чивается контур платы, на нем размещаются компоненты и, наконец, производит­ся трассировка проводников.

Важной компонентой современных редакторов печатных плат являются моду­ли автоматической трассировки проводников. Автотрассировщики вызываются из управляющей оболочки редактора печатных плат, в котором производится на­стройка стратегии трассировки. Информацию об особенностях трассировки от­дельных цепей можно с помощью стандартных атрибутов ввести на этапах созда­ния принципиальной схемы или печатной платы.

Вспомогательные утилиты используются для перенумерации компонентов, создания отчетов в требуемом формате, автоматического создания компонент, расчета паразитных параметров печатных плат, оформления конструкторской документации, размещения на чертежах схем или печатных плат различных диа­грамм и таблиц, составления различных списков и отчетов, которые динамически обновляются, таблиц сверловки, данных о структуре платы, технологической и учетной информации, размещения на чертежах схем списков соединений, выво­дов подключения питания и другой текстовой информации.

Важнейшим элементом EDA-системы являются трансляторы данных, обеспе­чивающих обмен проектной информацией с другими электронными САПР либо с MCAD-системами для окончательной конструктивной компоновки электрон­ных блоков в составе машиностроительных конструкций. В последнем случае транслятор создает трехмерную сборку в формате MCAD, состоящую из печатной платы и элементов. Возможно и решение обратной задачи – сохранение мо­дели MCAD в формате EDA CAD. Эту возможность удобно использовать в тех случаях, когда габариты печатной платы зависят от формы и размера корпуса прибора или отсека оборудования, в котором эта печатная плата будет эксплуати­роваться.

Развитием технологии трансляторов между EDA- и MCAD-системами явля­ется мехатроника – система средств совместного проектирования и моделиро­вания узлов точной механики с электронными, электротехническими и компью­терными компонентами, обеспечивающими проектирование и производство качественно новых модулей, машин и систем с интеллектуальным управлением их функциональными движениями.

Геоинформационные системы

Геоинформационные системы (ГИС) предназначены для сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных географических данных и свя­занной с ними информации. Инструменты ГИС обеспечивают систематизирован­ное хранение, поиск, анализ и редактирование цифровых карт, а также дополни­тельную информацию об объектах, например высоту здания, адрес, количество жильцов, расположение транспортных коммуникаций и т. п. ГИС включают в себя системы управления базами данных, сопряженные с редакторами растровой (например, аэрофотоснимков) и векторной (карты высот, коммуникаций, планов населенных пунктов) графики и аналитических средств. ГИС широко применяются в различных отраслях, в том числе напрямую не связанных с проек­тированием: картографии, геологии, метеорологии, землеустройстве, строитель­стве, управлении транспортом и т. п.

Отраслевая ориентация ГИС определяется решаемыми в ней задачами. Среди них – инвентаризация ресурсов (в том числе кадастр), анализ, оценка, монито­ринг, управление и планирование, поддержка принятия решений. Интегриро­ванные ГИС совмещают функциональные возможности ГИС и систем цифровой обработки изображений (данных дистанционного зондирования) в единой интег­рированной среде.

Наибольшее распространение получили так называемые масштабно-незави­симые ГИС, основанные на множественных представлениях пространственных объектов, и обеспечивают графическое или картографическое воспроизведение данных в любом из выбранных масштабов, на основе единого набора данных с наибольшим пространственным разрешением.

В практике проектирования ГИС получили широкое распространение в строи­тельстве, проектировании дорожных сетей, магистральных трубопроводов и ли­ний электропередач. Пример использования систем ГИС показан на рис. 7.7.

EDA-проектирование электронных устройств - student2.ru

Рис. 7.7. Совмещенная векторная карта дорожных коммуникаций и данных аэрофотосъемки

CAE – инженерные расчеты

CAE (англ. Computer-Aided Engineering) – это разнообразные программные про­дукты, обеспечивающие выполнение инженерных расчетов и физически подоб­ной симуляции функционирования проектируемых изделий, проверки их рабо­тоспособности, прогнозирования длительности жизненного цикла, определения рабочих характеристик на этапе проектирования до изготовления опытных образ­цов и их испытаний, оптимизации этих характеристик. Расчетная часть пакетов чаще всего основана на численных методах решения дифференциальных уравне­ний: методе конечных элементов, конечных объемов, конечных разностей и т. д. Это обусловлено тем, что расчетные системы, построенные на основе численных методов, в отличие от аналитических, практически не зависят от геометрической конфигурации анализируемого изделия.

Отдельно стоит выделить системы симуляции и моделирования сложных тех­нологических процессов, таких как литье металлов и пластмасс, штамповка, хими­ческое фрезерование и т. д. Особенностью подобных расчетов является совместное решение задач, описывающих различные физические процессы – гидродинами­ческие течения, отверждение, теплоперенос, химические реакции полимеризации и прочее.

Наряду с расчетом конструкций компьютерное моделирование и симуляция могут использоваться и для оптимизации проектов. Оптимизацию можно про­водить для задач статики, устойчивости, установившихся и неустановившихся динамических переходных процессов, собственных частот и форм колебаний, акустики и аэроупругости. Все это делается одновременно, путем вариации пара­метров формы, размеров и других свойств проектируемого изделия. Эффектив­ные алгоритмы оптимизации обрабатывают любое количество проектных пара­метров и ограничений. Вес, напряжения, перемещения, собственные частоты и многие другие характеристики могут рассматриваться либо в качестве целевых функций проекта (в этом случае их можно минимизировать или максимизиро­вать), либо в качестве ограничений. Алгоритмы анализа чувствительности позво­ляют исследовать влияние различных параметров на поведение целевой функции и управлять процессом поиска оптимального решения. Кроме того, компьютер­ное моделирование применяется для планирования экспериментов (определение мест расположения датчиков) и оценки полноты полученных эксперименталь­ных данных.

Таким образом, численное моделирование задач прочности существенно эко­номит время, ресурсы, позволяет сократить объемы натурных испытаний, а также более тщательно оптимизировать конструкции.

Метод конечных элементов

Метод конечных элементов (МКЭ, Finite Elements Method, FEM) – наиболее рас­пространенный численный метод решения задач прикладной механики, в первую очередь прочностных расчетов, механики деформируемого твердого тела, тепло­обмена. Суть метода заключается в том, что расчетная область разбивается на плоские или объемные, в зависимости от решаемой задачи, подобласти с элементарной геометрией (чаще всего методом триангуляции), для которых записаны простейшие системы дифференциальных уравнений. Каждая такая подобласть является конечным элементом, имеющим свой порядковый номер. Общие верши­ны конечных элементов называются узлами, которые также нумеруются. Кинема­тические граничные условия задаются в узлах на границе. Нагрузки на границе заменяются сосредоточенными силами в узлах, связь конечных элементов между собой осуществляется также в узлах. Процесс вычисления сводится к решению полученной системы элементарных дифференциальных уравнений.

Рис. 8.1 иллюстрирует прочностной расчет детали, выполняемый методом конечных элементов.

EDA-проектирование электронных устройств - student2.ru

Рис. 8.1 Схема перехода от твердотельной модели к расчетной сетке

Лекция 13

Современные системы автоматизации инженерных расчетов, как правило, применяются совместно с CAD-системами, зачастую просто интегрированы в них. Таким образом, инженер может оперативно провести проверочные расчеты непосредственно в процессе создания конструкции и при необходимости изме­нить ее так, чтобы удовлетворить требованиям работоспособности. Например, ANSYS, одна из первых программ конечноэлементного расчета, интегрирована в программный комплекс CATIA. Использование этой программы проиллюстрировано на рис. 8.2.

Существенным достоинством расчетных систем перед проверочными натур­ными испытаниями является возможность определения элементов не только с недостаточной прочностью, но и с избыточной. Это позволяет оптимизировать геометрию деталей с целью снижения их массы, что особенно критично, напри­мер, в авиакосмической отрасли, двигателестроении.

Расчетные системы позволяют «заглянуть» внутрь детали, что практически невозможно при натурных прочностных испытаниях, получить исчерпывающую картину распределения любых параметров: деформаций, напряжений, темпера­турных полей и т. д. Что немаловажно – расчет может быть произведен не только для статического нагружения, но и в динамике, в сопряжении с кинематическим расчетом. Современные расчетные системы обеспечивают комплексный анализ характеристик конструкций, включая расчет напряженно-деформированного со­стояния, собственных частот и форм колебаний, анализ устойчивости, решение задач теплопередачи, исследование установившихся и неустановившихся про­цессов, акустических явлений, нелинейных статических процессов, нелинейных динамических переходных процессов, расчет критических частот и вибраций ро­торных машин, анализ частотных характеристик при воздействии случайных на­грузок. Предусмотрена возможность моделирования практически всех типов ма­териалов, включая композитные и эластичные.

На рис. 8.3 показано моделирование повреждений легкового автомобиля в результате удара, производимое методом конечных элементов.

Моделирование кинематики

Пространственные механизмы являются важной составляющей современной техники и производственных технологий, например шасси самолетов и автомоби­лей, механизация крыла и механизмы управления самолетов, промышленные ро­боты-манипуляторы последовательной и параллельной структуры, стрелковое оружие, бытовая техника и т. д. Так как конструирование сложных механизмов осуществляется с использованием MCAD-систем, то логичным стало использо­вание полученных геометрических моделей для моделирования и анализа их движения. Проектирование кинематики отличается высокой геометрической сложностью и в существенной степени определяет качество конечного продукта, стоимость его изготовления и эксплуатации. В 70-80-е годы, в период активного развития рабочих станций и их применения для проектирования изделий маши­ностроения, появились первые системы для динамического и кинематического анализа пространственных механизмов, такие как ADAMS, ANSYS Mechanical, COSMOS Motion и др. К настоящему времени эти системы получили признание специалистов и вошли в повседневную практику работы сотен тысяч инженеров.

EDA-проектирование электронных устройств - student2.ru

Рис. 8.2 Анализ напряженно-деформированного состояния детали в системе ANSYS, интегрированной в CATIA

EDA-проектирование электронных устройств - student2.ru

Рис. 8.3 Моделирование аварийного удара автомобиля

Инженерные системы моделирования кинематики обеспечивают возможность решения как прямых, так и обратных задач. Прямая задача (см. рис. 8.4) заключается в том, чтобы по известным усилиям и другим характеристикам приводов (пневмо-и гидроцилиндров, электродвигателей и т. п.) определить скорости и траектории движения всех элементов, составляющих механизм. При решении обратной (см. рис. 8.5 ,час­то употребляется термин инверсная)задачи – напротив, по известной или задан­ной траектории и скорости перемещения одного из звеньев (как правило, конеч­ного) требуется определить траектории остальных звеньев, силы, действующие на них, и, соответственно, требуемые силовые и скоростные характеристики при­водов.

EDA-проектирование электронных устройств - student2.ru

Рис. 8.4 Моделирование прямой задачи кинематики в CATIA

Еще одной важной задачей, решаемой в кинематических расчетных системах, является определение работоспособности механизмов: отсутствие заклиниваний, предупреждение нежелательных касаний и столкновений элементов механизма, вписывание механизма в заданные габариты.

И наконец, моделирование кинематики обеспечивает решение задач не только анализа механизмов, но и их синтеза. По заданной траектории и циклограмме ра­боты механизма можно рассчитать форму кулачков, направляющих, требуемые размеры звеньев рычажных механизмов, параметры зубчатых колес и т. п. Пример подобного расчета показан на рис. 8.6.

Результаты таких вычислений могут быть использованы как эскизы для по­строения твердотельных моделей деталей с наперед заданной точностью.

EDA-проектирование электронных устройств - student2.ru

Рис. 8.5 Решение обратной задачи кинематики в КОМПАС 3D

EDA-проектирование электронных устройств - student2.ru

Рис. 8.6. Построение геометрии кулачка по заданной траектории в COSMOS Motion

Наши рекомендации