Методика обучения игровой деятельности
В БАСКЕТБОЛЕ
Формирование двухкомпонентных связей между результатами обучения
Направленность педагогических воздействий
Обучение навыкам игры в баскетбол рассматривается как успешное лишь в том случае, если занимающиеся могут результативно использовать свой двигательный потенциал в условиях игрового противоборства. Формирование взаимосвязей между отдельными компонентами подготовленности составляет основу обучения игровой деятельности. Задача педагога — научить своих учеников в игре максимально реализовывать свои физические способности при выполнении технических приемов; эффективно выполнять игровые действия, состоящие из нескольких приемов техники; избирательно использовать свой технический арсенал в ответ на изменения игровых ситуаций; адекватно воспроизводить сочетания тактических действий. Соответственно после достижения положительных результатов в обучении основам техники, тактики игры и развитии базовых физических качеств педагогическая деятельность должна быть направлена, прежде всего, на взаимосвязанное совершенствование значимых компонентов игровой деятельности.
Особенности формирования взаимосвязей между отдельными приемами техники игры, между компонентами техники и тактики игры, между элементами тактики игры были подробно освещены в предыдущих разделах пособия (см. главы 2, 3, 5, 6). Результатом этого процесса является усвоение занимающимися игровых действий (сочетания приемов), технико-тактических действий и тактических взаимодействий.
Поэтому в данной главе мы остановимся на формировании двухкомпонентных взаимосвязей между навыками техники игры и значимыми для их эффективного использования в игровых условиях физическими способностями.
Формирование взаимосвязей между навыками техники игры и физическими качествами
Теоретические предпосылки.
Как уже отмечалось, специфической особенностью игры в баскетбол является комплексное проявление практически всех физических качеств. Однако воспроизведение отдельных приемов техники игры происходит под знаком реализации базовых для них
компонентов физического потенциала. Так, например, наиболее значимыми для ловли мяча являются координационные способности; передачи мяча связаны с достаточным уровнем развития скоро-стно-силовых качеств верхних конечностей и разновидностей быстроты; эффективное использование ведения мяча требует высокой степени развития координационных способностей и скоростных качеств, а для бросков мяча в корзину главенствующими выступают координационные способности и скоростно-силовые качества.
К формированию взаимосвязей между компонентами технической и физической подготовки занимающихся следует приступать по мере развития на должном уровне базовых физических способностей и овладения рациональной структурой технических приемов.