Лекция 11. Лепка на уроках технологии
В типовой программе для начальных классов по трудовому обучению имеется раздел "Работа с различными материалами". На этих уроках предполагается использование всевозможного природного материала, бросового материала (мочало, коробок, фольги и др.), а также теста, глины. Особо выделяют уроки лепки, цели и задачи которых мы рассмотрим. На мой взгляд, трудовое обучение имеет огромное значение, так как развивает творческие способности детей, выявляет индустриально каждого ученика. А творчество является наиболее значительным проявлением человеческих сущностей.
Образовательное и воспитательное значение уроков лепки очень велико. Особенно заметна роль этих занятий в умственном и эстетическом развитии учащихся. В конечном счете, уроки лепки способствуют формированию таких качеств личности, которые являются для человека не какими- то специфическими, а общезначимыми. Эти занятия при правильной их организации развивают умственные способности учащихся, расширяют их художественный и политехнический кругозор, формируют нравственные представления и содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.
Развитие творческих способностей, самостоятельности учащихся является в настоящее время одной из первейших задач школы, и решать ее необходимо на каждом уроке теми средствами и способами, которые наиболее подходят для той или другой работы. Учителю начальных классов необходимо учитывать специфику занятий по лепке. На них решаются все те общие и основные задачи, которые характерны для любого урока труда: планирование трудовых действий, развитие исполнительских умений, культура труда, расширение политехнического кругозора. Однако эти задачи решаются специфическими средствами, наиболее естественными для такого рода занятий.
Перечислены основные задачи, которые учитель решает на уроках лепки:
1) развитие творческих способностей учащихся;
2) эстетическое воспитание;
3) воспитание трудолюбия, аккуратности, добросовестности;
4) развитие умения наблюдать предметы окружающей действительности, выделять главное, наиболее характерное;
5) художественное просвещение детей, привитие им интереса к искусству;
6) развитие трудовых умений и навыков.
Абсолютно точное разграничение этих задач на практике, конечно, невозможно. Учитель постоянно должен помнить, что они связаны не только между собой, но и со всеми задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе в целом. Ведь, как известно, и тонкий знаток искусства и человек, обладающий высокой степенью самостоятельности и активности, могут, тем не менее, использовать эти знания и качества далеко не бескорыстно. Ценители и знатоки живописи, например, бывают и коллекционерами, скрывающими свои коллекции от широкого круга людей, бывают и просто активными дельцами и спекулянтами, наживающимися на произведениях искусства. Именно поэтому в школе важно воспитать не просто человека, понимающего искусство, важно через искусство воспитать творца. Ну а самое главное- то, что эстетическое воспитание нельзя отрывать от общего развития школьников, от их нравственного воспитания.
Одна из основных задач уроков лепки – развитие творческого мышления учащихся. Поэтому необходимо, прежде всего, заботиться не о том, чтобы дети вылепили какое-то изделие, а о том, чтобы в процессе работы у них развивались определенные качества личности и ума. Кроме того, на уроках лепки немаловажное значение имеет наличие способностей у учащихся:
1) умения воспринимать действительность и конструировать художественный образ, воображение;
2) критичности, гибкости и оригинальности мышления;
3) художественной интуиции, чувствительности к зрительной форме, гармоничности деталей;
4) познавательной самостоятельности и активности.
Развивает то обучение, которое основывается на активности, самостоятельности и инициативе учащихся. Но для того, чтобы эти качества могли проявиться в работе, на уроках необходимо создавать соответствующие условия, применять отвечающие этим условиям методы и приемы обучения.
Не менее важным требованием к урокам лепки считает саму атмосферу, стиль работы. Безусловно, здесь уже не может быть места строгой, сухой регламентации каждого действия, каждого ответа учащегося. Необходимо поддерживать в детях всякое стремление к инициативе, оригинальности суждений, не забывая при этом, конечно, тактично оценивать ее разумность и уместность. (" Молодец, ты придумал много интересных деталей оформления изделия, но, кажется, здесь их нужно чуть поменьше, хотя каждая из них в отдельности очень хороша. Посмотри сам, подумай, не следует ли что-то убрать " и т.п.) Это требование вовсе не означает анархии на уроке. Учитель руководит каждым ее этапом, направляет действия и мысли детей, но не путем диктовки, а сообразуясь с возможностями каждого ученика.
На занятиях важен эмоциональный подъем, который в первую очередь исходит от учителя. Такой подъем, как правило, невозможно создать искусственно, на любом материале, поэтому педагог должен подбирать для показа образцы таких изделий, которые нравятся ему самому, иначе он не сможет рассказывать о них с увлечением и увлечь детей идеей урока. Чувство меры, гармоничность всех частей урока, уместность каждой фразы и интонации - вот те главные требования, которые обеспечивают его эстетичность.
Для лепки можно использовать следующие виды материалов: глину, тесто, пластилин. Пластилин по всем качествам значительно уступает глине и тесту: он хуже поддается обработке, перед лепкой его приходится долго разминать, разогревать, его нельзя раскрашивать, а выполненные изделия не сохраняют долго формы.
Мы предлагаем использовать для лепки тесто. Оно эластично, хорошо формируется, высохшие изделия обладают достаточной крепостью, сохраняет форму, хорошо принимают любую краску.
Рецепт теста: 1 ст. муки, 2 ст. ложки соли, немного воды.
Оборудование для уроков лепки не потребует от учителя каких – то специальных хлопот. Занятия могут проводиться в обычной классной комнате. Каждому ученику нужна доска, которая должна иметь размер 35х 20 см. Кроме этого необходима стека – палочка, которой обрабатываются мелкие детали, делаются надрезы. Стека может быть в виде лопаточки, ланцета и петли. Стеку -–петлю используют для того, чтобы сделать полую форму, например, при изготовлении посуды.
Способы лепки.
Для изображения форм, состоящих из нескольких частей (фигуры человека и животного). Косминская В. Б. и Халезова Н.Б. предлагают пользоваться несколькими способами:
- конструктивным (предмет создается из отдельных частей);
- пластическим (лепка из целого куска, когда все части вытягиваются из одного куска);
- комбинированным (объединяющим лепку из отдельных частей и целого куска).
Лепка предмета из отдельных частей (конструктивный способ) – наиболее простой способ лепки, когда предмет составляется из частей, вылепленных предварительно. Работу начинают с основной, более крупной части. Например, при лепке какого- либо животного сначала лепят туловище, затем голову, соединяют части, далее приступают к лепке конечностей.
Лепка предмета пластическим способом – это лепка из целого куска. Прием более сложный. Прежде чем приступить к лепке, надо нарисовать предмет, в процессе чего уточнить форму, пропорции и пластику перехода от одной части к другой. Наметив основную форму животного, переходят к вытягиванию таких частей, как шея, голова, конечности, хвост. После того как основные формы вылеплены, можно отработать более мелкие части и детали.
Комбинированный способ лепки включает в себя оба вышеназванных способа. Из целого куска лепят те части, которые составляют основную массу предмета, например: туловище и толстые ноги медведя; голова, туловище и хвост лисы.
Во время лепки мелких деталей применяются такие приемы, как оттягивание, прищипывание от общей массы, приемы рельефной лепки. Во время лепки таких деталей, как вытянутая часть головы зверя, нос, клюв, хвост, элементы одежды, могут быть использованы приемы оттягивания и прищипывания, когда от общей массы захватывается пальцами небольшая часть материала и вытягивается до необходимого размера. При лепке крыльев и перьев птиц, чешуи рыбы, шерсти животных хорошо использовать прием рельефной лепки, при котором небольшие куски накладываются на основную форму, а пальцами и стекой придают им очертания.
После того, как изделие вылепили, оно должно сохнуть в течение нескольких дней, а затем его можно окрашивать гуашью.