Зарубежный опыт управления организацией

Объект исследования: различные модели управления организациями в России и за рубежом

Результаты, полученные лично автором: рассмотрены основные модели менеджмента, их характеристики, положительные и отрицательные стороны

В мире существуют различные модели менеджмента, учитывающие ментальные особенности той или иной страны. В первую очередь это связано с особенностями корпоративной культуры разных народов. Исторически сложились две классические модели менеджмента (американская и японская), существенно отличающиеся от всех других.

Японская система менеджмента — одна из самых эффективных в мире. Главное ее преимущество — ориентация на работу с людьми. Японский менеджмент основан на групповой форме организации труда. Информация о делах фирмы, ее планах доводится до всех сотрудников. Практикуется активное вовлечение работников в решение технологических и экономических проблем.

Менеджер всегда на производстве, среди сотрудников. Предложения и жалобы сотрудников рассматриваются немедленно. На фирмах создаются кружки качества, задача которых — повышение эффективности и качества производства на уровне цехов, участков и рабочих мест.

Среди сотрудников, состоящих в штате, наблюдается открытая, гласная конкуренция за право добиться лучшей должности. В среднем через 5 - 7 лет сотрудник может стать менеджером низшего уровня. Дальнейший служебный рост увязывается с результатами работы, стажем и возрастом. При достижении 55 - 60 лет сотрудник обязан уйти на пенсию.

Японские менеджеры в своей работе придают особое значение социальной политике. Гордость за свою страну, забота о своем народе является приоритетной задачей в деятельности японских компаний.

Что касается США, эта страна имеет богатейший опыт менеджмента. Суть американской модели менеджмента можно выразить одним словом — индивидуализм. Менеджер доминирует или подавляет волю, желания, потребности своего подчиненного, сковывает его инициативу.

После второй мировой войны быстро восстановившая свою экономику Япония сумела обогнать США по росту производительности труда, качеству и надежности продукции. Основой успехов японцев стала эффективная система менеджмента.

Американские менеджеры, особенно молодые, стремятся продвинуться по служебной лестнице и не скрывают этого. Редко кто из современных американских менеджеров убежден в том, что продвижение по службе происходит исключительно в силу его личных заслуг. Обычно это следствие оптимального сочетания деловых качеств и умения работать в команде.

Однако не следует идеализировать американскую модель менеджмента. Жесткая конкуренция на рынке труда требует от каждого сотрудника максимальной отдачи и ответственности. Особое внимание уделяется нормальным рабочим отношениям. Если на работе двое сотрудников не уживаются, то считается, что лучше уволить обоих, чем разбираться в причинах склоки. Если станет известно, что кто-то плохо отозвался о человеке другой национальности или цвета кожи, то его не только наверняка выгонят, но и сделают все для того, чтобы найти другую работу ему было очень сложно. Утрата же работы у американцев ассоциируется с потерей свободы, т.е. главной жизненной ценности.

При выделении моделей менеджмента, иногда к ним относят и немецкую модель.

Главные цели менеджмента в Германии: получение максимальной прибыли и обеспечение выплаты акционерам дивидендов.

Стилем работы аппарата управления является метод убеждения подчиненных вышестоящим руководством.

На предприятиях Германии существует система жесткого планирования, что не мешает структурным подразделениям быть самостоятельными, но предполагает строгий контроль за их деятельностью со стороны высшего уровня менеджмента.

Менеджеры несут ответственность за получение прибыли и имеют надбавки в зависимости от нее. Если на участке работы, руководимым менеджером, не получена прибыль, то надбавка не выплачивается.

Работа с кадрами является одной из главных функций менеджмента на фирмах Германии. Задачи кадровых служб предприятий кроме подбора кадров включают обучение персонала, повышение его квалификации, охрану труда, организацию оплаты труда, обеспечение старости и другие вопросы социальной политики.

Важное место в немецком менеджменте отводится решению социальных вопросов. Развитие всей социальной инфраструктуры в Германии возложено на местные власти. Однако в дополнение к этому предприятия активно участвуют в проведении различных социальных мероприятий (благоустройство, сохранение памятников старины, помощь бедным, больным и т.д.).

Нельзя сказать, что какая-то модель однозначно плохая, а какая-то – идеальна. Для отдельной страны, и даже для отдельного предприятия может быть уместна и наиболее эффективна одна модель, а для другого предприятия в этой же стране – другая. Поэтому зачастую используют смешанные модели, наиболее подходящие в той или иной ситуации.

Материал поступил в редакцию 18.04.2017

УДК 331

В.В. Клещевникова

Научный руководитель: доцент кафедры «Экономика и менеджмент», к.э.н.,

Н.Е. Бойко

[email protected]

Наши рекомендации