Как первой сборки по инженерной графике

Объект исследования: вопросы использования геометрической модели в качестве первой сборки по инженерной графике.

Результаты, полученные авторами: разработана методика использования геометрической модели как первой сборки по инженерной графике.

В техническом вузе при подготовке бакалавров по техническим направлениям инженерная графика является базовой профессиональной дисциплиной. При изучении этой дисциплины наиболее трудоёмкой и сложной графической работой является эскизирование сборочной единицы. В этой работе необходимо выполнить с натуры эскизы деталей и сборочной единицы со спецификацией.

Со сборочной единицей приходится иметь дело почти в самом конце изучения инженерной графики, не имея базовой довузовской подготовки для такой работы. В связи с этим представляется целесообразным при изучении проекционных основ инженерной графики начинать подготовку к этой работе. Для этого можно использовать задание по выполнению чертёжа модели, заданной аксонометрической проекцией, которая будет первой сборкой по инженерной графике.

На рис. 1 даётся вариант такой сборки по инженерной графике, а на рис. 2 - её составляющие.

Рис. 1

 

Рис. 2

Рассмотрим методику выполнения этой работы, проводя параллели с эскизированием с натуры программной сборочной единицы.

Несмотря на то, что модель является абстрактной, полезно пофантазировать над тем, для каких целей она может быть использована.

После того, как рассмотрен вопрос о возможном применении этой модели, необходимо мысленно её разделить на геометрические тела – аналог деталей сборочной единицы.

Подобно тому, как выполняются эскизы деталей сборочной единицы, составляются и эскизы геометрических тел модели, продумав при этом способы нанесения на них размеров с учетом их изготовления.

Разделяя модель на геометрические тела, необязательно ориентироваться на соединения их между собой в модель только сваркой. Можно продумать присоединение тел вращения с помощью резьбы, которая, естественно, должна быть в соединяемых телах, другой сборочной операцией.

При нанесении размеров на эскизах геометрических тел, как и на эскизах деталей, надо особое внимание уделять сопряженным размерам.

Мысленно разделив модель, выполнив эскизы составляющих её геометрических тел, следует затем мысленно собрать из частей целое, как это происходит с программной сборочной единицей. Это является проверкой выполненной работы.

Материал поступил в редколлегию 21.03.2017

УДК 514.18

Н.Л. Шалькина

Научный руководитель: доцент кафедры «Начертательная геометрия и графика», к.п.н., Н.В. Басс

[email protected]

АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ

НА МЕЖДУНАРОДНОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО НАЧЕРТАТЕЛЬНОЙ

ГЕОМЕТРИИ

Объект исследования: задания по начертательной геометрии.

Результаты, полученные лично автором: проанализированы особенности выполнения задач на олимпиаде по начертательной геометрии.

В Белорусско-Российском университете в г. Могилев Республики Беларусь ежегодно проходит международная студенческая олимпиада по начертательной геометрии. Организаторы олимпиады предлагают для решения интересные оригинальные задачи, которые отражают все темы дисциплины:

- построить линию пересечения криволинейной поверхности с многогранником,

- построить линию пересечения комбинированной поверхности плоскостью общего положения,

- найти проекции прямой перпендикулярной двум скрещивающимся прямым и др.

Каждая задача имеет свои особенности и определенные приемы решения. Чтобы успешно справиться с заданием, нужно иметь хорошо развитое пространственное мышление. Уяснив содержание и последовательность пространственных операций, то есть, представив решение в пространстве, можно определить искомые элементы. Далее следует символами записать ход решения. Только после этого переходят к графической реализации задачи на комплексном чертеже. Не следует также забывать, что на бумаге мы оперируем с проекциями геометрических фигур.

Решение олимпиадных задач по начертательной геометрии требует:

- глубокого и всестороннего знания теоретических положений дисциплины,

- умения оперировать пространственными образами,

- умения составлять план выполнения задания,

- владения различными методами решения задач,

- владения навыками графических построений.

Одна и та же задача может быть решена различными графическими методами. Необходимо найти рациональный способ решения, обеспечив точность при минимуме графических построений. Кроме того, успешное выполнение олимпиадных задач подразумевает самостоятельность и творческую инициативу студентов.

Материал поступил в редколлегию 20.03.2017

МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Наши рекомендации