Характеристики и показатели качества информационных процессов

Можно выделить две основные группы характеристик, которые нужно принимать во внимание при анализе качества информацион­ных процессов. Это характеристики временные и характеристики качества резулбтирующей информации на выходе информационного процесса.

К показателям временных свойств информационных процессов относятся:

· среднее время и дисперсия выполнения информационного процесса

· продолжительность временного интервала, в течение которого информационный процесс завершается с заданной вероятностью.

Качество данных характерезуется целым набором свойств, важнейшими из которых являются:

· достоверность данных – свойство данных не содержать скрытых ошибок;

· целостность данных – свойство данных сохранять свое информационное содержание Целостность данных счивается не нарушенной, если данные не искажены и не разрушены;

· безопасность данных – защищенность данных от несанкционированного доступа к ним,

Для данных, имеющих место на выходе информационно-поисковых систем, важное место имеют такие свойства, как ревалентность и полнота

Показатели качества информационных процессов зависят от методов и средств их осуществления, т.е от используемой информационной технологии и характеристик информационных систем, создаваемых для их реализации. Поэтому при проектировании информационных систем необходимо учитывать требования к показателям качества информационных процессов, исследовать влияние характеристик информационных систем (таких, как производительность и надежность и др.) на показатели качества информационных процессов.

6.

Основные положения теории систем и управления

В переводе с греческого термин «система» обозначает целое, состоящее из частей, определенным образом упорядоченное.

Условимся под системой понимать комплекс (множество) взаимосвязанных объектов (компонентов, частей), объединенных для достижения определенных целей.

Как видно из самого определения, речь идет не просто о си­стеме, а об управляемой, целенаправленной системе. Для луч­шей организации и управления система делится на составные ча­сти в подсистемы и элементы.

Подсистема — это часть системы, выделенная по определен­ному признаку. Подсистема может быть подвергнута дальнейшей декомпозиции, т. е. разложению на другие подсистемы или элемен­ты. Когда данный компонент системы далее не разлагаем, гово­рят, что это элемент системы. При разработке информационных технодогий систему под­разделяют на подсистемы, которые в свою очередь состоят из определенных задач. Компоненты системы функционируют во вре­мени как единое целое, т. е. каждая подсистема, элемент (зада­ча) действует ради единой цели, которая стоит перед системой в целом.

В допустимых границах система управления сложным объек­том исследуется как единый организм с учетом внутренних свя­зей между отдельными элементами и внешней связи с другими системами и объектами.

Под структурой системы понимается относительно устойчивый порядок внутренних, пространственно-временных связей между ее отдельными компонентами, который определяет как функци­ональное назначение системы, так и ее взаимодействие с внешней средой.

При изучении характера структур любую систему можно рас­сматривать как совокупность взаимосвязанных между собой ком­понентов (объектов, процессов). Каждая из таких систем яв­ляется обособленной системой и может рассматриваться как не­которая часть (подсистема) более общей системы S (метасисте­ма), т. е. Si (множество si, содержится во множестве S).

Взаимосвязь между системами si и S строится по принципу ие­рархии, предусматривающему соподчиненность подсистем si, ме­тасистеме S, как в смысле своего структурного местоположения, так и в смысле управляющих функций.

Любую систему можно расчленить на подсистемы различных рангов, осуществляя процесс деления по соответствующим при­знакам до получения составляющих ее элементов.

7. Автоматизация системы управления:………….

Одним из важнейших терминов в рамках данного курса является автоматизированнная система управления, как основа и цель разработки информационных технолдогий.

Автоматизированная система управления (АСУ) представляет собой человеко-машинную систему, включающую комплекс экономико-математических, организационных и других методов, средств вы­числительной техники и устройств, обеспечивающих автоматизиро­ванный сбор, передачу и обработку информации.

Согласно действующей методологии проектирования информационных систем в последних выделяют функциональную и обеспечивающую части. Функциональной называют часть системы, состоящую из комплекса административных, организационных и экономико-мате­матических методов, которые обеспечивают решение задач планиро­вания, учета, контроля, анализа и принятия управленческих реше­ний в ее подсистемах.

Экономико-организационная модель – это система экономиче­ских и организационных принципов, определяющих методы управ­ления, формы организации и воздействия органа управления на производственно-хозяйственную деятельность транспортного пред­приятия в целях повышения ее эффективности.

В системах управления на железнодорожном транспорте подсистемы выделяют в основном либо по функциональному признаку, (планирование, регулирование, учет, контроль, анализ и т. п.), либо по структурно-объектному признаку (управле­ние капитальным строительством, материально-техническим снабжением, управление вагонным парком, локомотивным хозяйством и т.п.). Временной признак используется при разработке комплексных технологий, например для выделения подсистем годового (график движения, план формирования поездов), месячного (технический план работы отделений и дороги) и оперативного (декад­ное, суточное) планирования.

Обеспечивающая часть автоматизированных систем включает информационное, математическое программное, техническое, лингвистическое и право­вое обеспечение.

Наши рекомендации