Моделирование ситуаций и разработка решений
Принятие решений составляет суть управленческого процесса. Управленческое решение представляет собой обдуманный вывод о необходимости осуществить какие-то действия, связанные с достижением целей организации и преодолением стоящих перед ней проблем. Это процесс выбора из множества имеющихся альтернатив (целей, способов действия и т.д.) наиболее предпочтительной. Поэтому принятие решения выступает как процесс, требующий организации и управления.
Управленческие решения можно рассматривать с разных точек зрения:
1. По степени влияния на будущее организации:
· стратегические определяют основные пути ее развития и принимаются на высшем уровне управления;
· тактические – конкретные способы продвижения, обычно принимаются на низовом уровне управления.
2. По степени самостоятельностирешения делятся:
· на инициативные, которые принимаются руководством организации под воздействием обстоятельств;
· предписанные – конкретизируют поступающие сверху указания.
3. По масштабам решения делятся:
· на глобальные, которые затрагивают всю организацию в целом;
· локальные,касающиеся только одной части организации.
4. В соответствии с временным горизонтом:
· перспективные, последствия которых будут ощущаться длительное время;
· текущие, ориентированы на нужды сегодняшнего дня.
5. В зависимости от конкретной продолжительности периода реализации:
· долгосрочные (свыше пяти лет) имеют прогнозный характер, касаются будущей ситуации, которую не всегда можно точно просчитать. Они наиболее рискованны и могут так и остаться на бумаге, если предположения не оправдаются;
· среднесрочные (от года до пяти лет) находят воплощение уже в обязательных для исполнения планах и программах, в соответствии с которыми осуществляются конкретные мероприятия. В чрезвычайных обстоятельствах они могут корректироваться;
· краткосрочные (до одного года) отражаются в оперативных распоряжениях.
6. В соответствии со степенью предопределенности результата:
· вероятностные принимаются в условиях неопределенности на основе частичной информации, в этом случае одному и тому же действию соответствует несколько результатов, вероятность наступления которых не всегда можно оценить, тогда лишь перечисляются ожидаемые последствия. Такие решения допускают корректировку на непредвиденности, ошибки, столкновение с другими интересами;
· детерминированные (однозначные), которые сравнительно редки.
7. По степени регламентированности:
· контурные (предоставляют широкую свободу исполнителям);
· структурированные(допускают инициативу во второстепенных вопросах);
· алгоритмизированные(инициатива исключена).
8. По направленности воздействия:
· внешние (касаются окружения);
· внутренние.
9. По степени обязательности исполнения:
· директивные разрабатываются высшими инстанциями в стабильных условиях по поводу наиболее важных проблем организации и требуют обязательного исполнения;
· рекомендательные готовятся совещательными органами. Их исполнение желательно, но необязательно, поскольку те, к кому эти решения относятся, формально не подчиняются тем, кто их принимает;
· ориентирующие решения предназначены для независимых субъектов.
10. По функциональному назначению:
· организационные;
· координирующие;
· регулирующие;
· активизирующие и контролирующие решения.
11. По степени сложности:
· простые;
· сложные;
· уникальные.
12. По методам выработки:
· шаблонные;
· творческие.
13. В зависимости от числа разработчиков:
· индивидуальные;
· коллективные.
14. По широте охвата:
· общие касаются одинаковых для всех вопросов и вносят в деятельность организации элемент стабильности;
· специальные относятся к узким проблемам, присущим только одному субъекту.
15. С точки зрения предопределенности:
· запрограммированные, к их принятию приводит или логика развития ситуации, или ее стандартность, обусловливающая выбор в соответствии с готовыми правилами и процедурами лишь момента начала действий и степени их интенсивности;
· незапрограммированные, принимаются в новых или неопределенных обстоятельствах. Они определяют набор и последовательность предстоящих действий и требуют творческого подхода, интегрирующего данный анализ, опыт, искусство и интуиция менеджера.
16. По способу влияния на объект:
· прямые, воздействуют непосредственно на него;
· косвенные – на создание таких условий, под влиянием которых он сам изменит в нужную сторону свое поведение.
17. По сфере реализациирешения могут быть связаны с производством, сбытом, научными исследованиями и т. п.
18. По форме решения бывают:
· правовыми;
· неправовыми.
19. По содержанию решения в рамках организации:
· технические;
· экономические;
· социальные.
20. По степени полноты и достоверности используемой информации:
· принимаемые в условиях полной определенности;
· принимаемые в условиях частичной определенности;
· принимаемые в условиях полной неопределенности.
21. С точки зрения подходов к разработке:
· эвристический, предполагающий свободный научный поиск подходящего варианта;
· нормативный, исходящий из требований стандартов;
· прецедентный, учитывающий имеющийся опыт;
· синоптический, использующий формализованные и математические модели.
22. По способам принятия решения:
· интуитивное –основывается на предположении руководителя, что его выбор правилен;
· адаптационное –основывается на общих знаниях, здравом смысле, предполагает осуществление тех шагов, которые в аналогичной ситуации в прошлом были успешными;
· рациональное –предполагает использование научных методов и объективных критериев.
Процесс принятия решений – центральный аспект теории управления. Управленческое решение – результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента [58, 83]. В табл. 4.3 представлено содержание основных этапов принятия и реализации решения.
Таблица 4.3. Содержание основных этапов принятия и реализации решения
Фаза | Содержание фазы | ||
1. Сбор информации о возможных проблемах | Наблюдение за внутренней средой фирмы Наблюдение за внешней средой | ||
2. Выявление и определение причин возникновения проблемы | Описание проблемной ситуации Выявление организационного звена, где возникла проблема Формулировка проблемы Оценка ее важности Выявление причин возникновения проблемы | ||
3. Формулирование целей решения проблемы | Определение целей фирмы Формулировка целей решения проблемы | ||
4. Обоснование стратегии решения проблемы | Детальное описание объекта Определение области изменения переменных факторов Определение требований к решению Определение критериев эффективности решения Определение ограничений | ||
5. Разработка вариантов решения | Расчленение задачи на подзадачи Поиски идей решения по каждой подзадаче Построение моделей и проведение расчетов Определение возможных вариантов решения по каждой подзадаче и подсистеме Обобщение результатов по каждой подзадаче Прогнозирование последствий решений по каждой подзадаче Разработка вариантов решения всей задачи | ||
Окончание табл. 4.3
6. Выбор лучшего варианта | Анализ эффективности вариантов решения Оценка влияния неуправляемых параметров |
7. Корректировка и согласование решения | Проработка решения с исполнителями Согласование решения с функционально взаимодействующими службами Утверждение решения |
8. Реализация решения | Подготовка рабочего плана реализации Его реализация Внесение изменений в решение в ходе реализации Оценка эффективности принятого и реализованного решения |
При принятии решений широко используется моделирование проблемных ситуаций. Моделирование – процесс исследования реальной системы, включающий построение модели, изучение ее свойств и перенос полученных сведений на моделируемую систему.
Модель – это некоторый материальный или абстрактный объект, находящийся в определенном объективном соответствии с исследуемым объектом, несущий о нем определенную информацию и способный его замещать на определенных этапах познания.
При разработке решений широко используются [58, 83]:
· концептуальное моделирование, т.е. предварительное содержательное описание исследуемого объекта, в котором нет управляемых переменных, играет вспомогательную роль. Модели имеют вид схем, отражающих представления о том, какие переменные наиболее существенны и как они связаны между собой;
· математическое моделирование,т.е. процесс установления соответствия реальному объекту некоторого набора математических символов и выражений. Математические модели наиболее удобны для исследования и количественного анализа, позволяют не только получить решение для конкретного случая, но и определить влияние параметров системы на результат решения;
· имитационное моделирование, т.е. воспроизведение (с помощью ЭВМ) алгоритма функционирования сложных объектов во времени, поведения объекта. Имитируются элементарные явления, составляющие процесс, с сохранением их логической структуры и последовательности протекания. Это искусственный эксперимент, при котором вместо проведения испытаний с реальным объектом проводятся опыты на математических моделях.
Существует пять основных признаков, характеризующих решение:
· важность – определяется размером ожидаемой прибыли или убытка;
· частота;
· срочность;
· поправимость – одни можно исправить без ущерба, другие – с материальными потерями, третьи – непоправимы;
· число альтернатив – одно из двух, одно из множества.
При принятии решения необходимо просчитать реальность его выполнения и наличие ресурсов и возможностей. Организационные решения касаются общих и главных вопросов (покупка, кредит). Операционные решения часты, ежедневные и т.д., обычно носят производственный характер.
Рассмотрим основные этапы процесса принятия управленческого решения:
· определение проблемы и постановка задачи в рамках намеченной цели;
· сбор необходимых данных и получение на их основе информации об альтернативных вариантах решения;
· оценка затрат и выгод от реализации решения;
· оценка возможных последствий;
· принятие оптимального решения, соответствующего целям и задачам предприятия;
· принятие ответственности и реализация решения;
· постоянный контроль за ходом реализации решения и изменениями внешней среды (законодательство, цены, таможенные пошлины, изменение политики и т.д.).
При построении математических моделей выделяют следующие основные этапы:
1. Содержательное описание моделируемого объекта. Такое предварительное, приближенное представление объекта исследования называется концептуальной моделью. Этот этап является основой для последующего формального описания объекта.
2. Формализация операций. На основе содержательного описания определяется и анализируется исходное множество характеристик объекта, выделяются наиболее существенные из них. Затем выделяют управляемые и неуправляемые параметры, вводят символьные обозначения. Определяется система ограничений, строится целевая функция модели – происходит замена содержательного описания формальным (символьным, упорядоченным).
3. Проверка адекватности модели. По результатам проверки модели на адекватность принимается решение о возможности ее практического использования или о проведении корректировки.
4. Корректировка модели. Уточняются имеющиеся сведения об объекте и все параметры построенной модели. Вносятся изменения в модель и вновь выполняется оценка адекватности.
5. Оптимизация модели – упрощение при заданном уровне адекватности. В основе оптимизации лежит возможность преобразования моделей из одной формы в другую. Основными показателями, по которым возможна оптимизация модели, являются время и затраты средств для проведения исследований и принятия решений с помощью модели.