Классификация и причины авиационных происшествий инцидентов.

Авиационные события подразделяются на:

а) авиационные происшествия;

б) авиационные инциденты;

в) чрезвычайные и наземные происшествия.

Авиационные происшествия в зависимости от их последствий подразделяются на катастрофы и аварии.

Авиационные инциденты в зависимости от степени их опасности и последствий подразделяются на авиационные инциденты, серьезные авиационные инциденты и серьезные авиационные инциденты с повреждением воздушного судна.

Понятия, используемые в ПРАПИ, означают следующее:

"авиационное происшествие" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое привело к гибели (телесному повреждению со смертельным исходом) какого-либо лица, находившегося на борту воздушного судна, и (или) утрате этого воздушного судна.

"Телесное повреждение со смертельным исходом" (телесное повреждение, в результате которого в течение 30 дней с момента происшествия наступила смерть);

Воздушное судно считается утраченным, когда:

произошло полное разрушение воздушного судна;

местонахождение воздушного судна (его обломков) не установлено и его официальные поиски прекращены;

эвакуация воздушного судна с места его вынужденной посадки невозможна или нецелесообразна независимо от полученных им повреждений;

восстановление воздушного судна невозможно или экономически нецелесообразно.

Решение о целесообразности эвакуации воздушного судна принимает руководитель федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).

Решение о прекращении поисков не возвратившегося из полета воздушного судна принимает Министерство обороны Российской Федерации по согласованию с руководителем федерального органа исполнительной власти или организации (по принадлежности воздушного судна).

Решение о целесообразности восстановления воздушного судна, получившего повреждение в процессе эксплуатации, принимает в Министерстве обороны Российской Федерации - главнокомандующий видом Вооруженных Сил Российской Федерации.

"катастрофа" - авиационное происшествие с человеческими жертвами;

"авария" - авиационное происшествие без человеческих жертв;

"авиационный инцидент" - событие, связанное с летной эксплуатацией воздушного судна, которое могло создать или создало угрозу целости воздушного судна и (или) жизни лиц, находящихся на его борту, но не закончилось авиационным происшествием;

"серьезный авиационный инцидент" - авиационный инцидент, при котором здоровью хотя бы одного из лиц, находившихся на борту воздушного судна, причинен вред или обстоятельства которого указывают на то, что едва не имело место авиационное происшествие;

"серьезный авиационный инцидент с повреждением воздушного судна" - авиационный инцидент, при котором восстановление воздушного судна, получившего повреждение, возможно и экономически целесообразно.

К серьезным авиационным инцидентам с повреждением воздушного судна не относятся повреждения, устраняемые путем замены агрегатов и не требующие применения технологий, не предусмотренных руководством по технической эксплуатации воздушного судна;

"чрезвычайное происшествие" - не относящееся к авиационному происшествию событие, связанное с эксплуатацией воздушного судна, при котором наступило одно из следующих последствий:

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на его борту, во время боевого вылета, в ходе террористического акта, угона или попытки угона воздушного судна;

гибель людей, находившихся на борту воздушного судна, в результате неблагоприятных воздействий внешней среды после его вынужденной посадки вне аэродрома;

гибель людей либо утрата воздушного судна, находившихся на земле (палубе корабля), в результате авиационного происшествия с другим воздушным судном;

утрата воздушного судна или гибель людей, находившихся на нем, при выполнении специальных задач в зонах чрезвычайного положения.

"наземное происшествие" - событие, связанное с обслуживанием, хранением или транспортировкой воздушного судна, при котором произошла его утрата;

"Причины (факторы) авиационного происшествия или авиационного инцидента"- действия, бездействие, обстоятельства, условия или их сочетание, которые привели к авиационному происшествию или авиационному инциденту;

1 группа. Нарушения и упущения личного состава в подготовке, проведении и обеспечении полетов.

1.1. Нарушения и упущения в организации полетов (НОП).

1.1.1. Нарушения порядка и правил организации полетов.

1.1.2. Упущения в соблюдении порядка и правил организации полетов.

1.1.3. Недостаточная профессиональная подготовка должностных лиц части, подразделения.

1.2. Нарушения и упущения в управлении (обслуживании) воздушным движением, руководстве полетами (НРП).

1.2.1. Нарушения порядка и правил руководства полетами, обслуживании воздушного движения (ОВД).

1.2.2. Упущения в соблюдении порядка и правил руководства полетами, обслуживании воздушного движения.

1.2.3. Недостаточная профессиональная подготовка лиц ГРП, органа ОВД.

1.2.4. Ошибочные действия лиц ГРП, органа ОВД как следствие снижения работоспособности.

1.3. Нарушения и недостатки в профессиональной подготовке экипажей.

1.3.1. Нарушение порядка и правил выполнения полетного задания.

1.3.2. Снижение натренированности члена экипажа в пилотировании воздушного судна.

1.3.3. Снижение натренированности члена экипажа в эксплуатации оборудования, вооружения воздушного судна.

1.3.4. Недобросовестность, упущения при личной подготовке к полетам.

1.3.5. Ошибочные действия, как следствие снижения работоспособности члена экипажа.

1.4. Нарушения и упущения в обеспечении полетов (НО)

1.4.1. Нарушения (упущения) в обеспечении аэронавигационной информацией.*

1.4.2. Нарушения (упущения) в инженерно-авиационном обеспечении.

1.4.3. Нарушения (упущения) в аэродромно-техническом обеспечении.

1.4.4. Нарушения (упущения) в связном и радиотехническом (светотехническом) обеспечении.

1.4.5. Нарушения (упущения) в метеорологическом обеспечении.

1.4.6. Нарушения (упущения) в медицинском обеспечении.

2 группа. Причины отказов авиационной техники, не связанные с действиями личного состава эксплуатирующих организаций.

2.1. Конструктивно-производственные недостатки и недостатки ремонта.

2.1.1. Конструктивные, в том числе эргономические недостатки.

2.1.2. Производственные недостатки.

2.1.3. Недостатки ремонта.

2.2. Причины отказов авиационной техники не установлены (ОПНУ).

2.2.1. Наиболее вероятны конструктивно-производственные недостатки.

2.2.2. Наиболее вероятны недостатки ремонта.

2.2.3. Наиболее вероятны недостатки инженерно-авиационного обеспечения.

2.2.4. Наиболее вероятны недостатки аэродромно-технического обеспечения.

2.2.5. Наиболее вероятно воздействие внешних факторов.

3 группа. Другие причины.

3.1. Причины событий не установлены (ПНУ).

3.1.1. Наиболее вероятна ошибка экипажа.

3.1.2. Наиболее вероятен отказ авиационной техники.

3.1.3. Наиболее вероятно воздействие высоких факторов.

3.2. Причины связаны с воздействием внешних трудно предотвращаемых факторов (СВВФ).

3.2.1. Столкновение с птицами.

3.2.2. Воздействие атмосферного электричества.

3.2.3. Сдвиг ветра, сильная турбулентность атмосферы.

3.2.4. Воздействие посторонних излучений, различных помех

Виды ремонта АТ.

По месту проведения ремонт делится на заводской и войсковой.

По объему ремонт делится на текущий, средний и капитальный.

Текущий ремонт выполняется для обеспечения или восстановления работоспособности АТ и состоит в замене и (или) восстановлении отдельных ее составных частей.

После текущего ремонта АТ допускается к эксплуатации в пределах остатка ранее установленного ей ресурса (срока службы).

Средний ремонт выполняется для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса АТ с заменой или восстановлением составных частей ограниченной номенклатуры и контролем технического состояния составных частей, выполняемом в объеме, установленном в ремонтной документации.

После среднего ремонта АТ допускается к эксплуатации в пределах остатка ранее установленного ресурса (срока службы), либо с установлением очередного назначенного межремонтного ресурса (срока службы).

Капитальный ремонт выполняется для восстановления исправности и полного или близкого к полному восстановления ресурса АТ с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые.

После капитального ремонта АТ допускается к эксплуатации с установлением очередного назначенного межремонтного ресурса и срока службы.

Текущий, средний и капитальный ремонт различают по трудозатратам, необходимым для восстановления исправности (работоспособности) АТ и по предельным срокам ремонта. Ориентировочные нормы трудозатрат и предельно допустимые сроки для восстановления исправности (работоспособности) ВС приведены в приложении № 3.15 к ФАП ИАО.

Наши рекомендации