Влияние качества торгового обслуживания

НА РЫНОЧНУЮ ДОЛЮ В ЭЛЕКТРОННОЙ ТОРГОВЛЕ

ДЫГАНОВА Р.Р., КГЭУ, г. Казань

Науч. рук. д-р экон. наук, профессор ИВАНОВ Г.Г.

Одним из методов регулирования уровня конкурентоспособности компаний в отрасли является наиболее полное и эффективное использование ее качественного потенциала. Это является особенно актуальным применительно к предприятиям электронной торговли, поскольку уровень конкуренции в данной отрасли достаточно велик и этому рынку присущи такие возможности привлечения клиентов, которые отсутствуют в традиционной розничной торговле. К таким возможностям относятся удобство пользования сайтом, география доставки, быстрота загрузки сайта и т.д. [1]. Результативным показателем деятельности компании является ее удельный вес в отрасли. Для определения влияния качественных параметров деятельности компании на доли этих компаний в отрасли электронной торговли можно использовать экономико-математическую модель линейной регрессии. Пятифакторную модель влияния качественных параметров на доли компаний можно записать в следующем виде:

влияние качества торгового обслуживания - student2.ru

где Y – доля рынка электронной торговли; Xв.т – удобство выбора товара; Xз.с – быстрота загрузки сайта; Xоф.з – удобство оформления заказа;
Xд.з – варианты доставки заказа; Xоп.з – варианты оплаты заказа [2].

Тогда оценочное уравнение множественной регрессии, опреде-ляющее влияние показателей качества торгового обслуживания на изменение рыночной доли торговых структур, будет иметь следующий вид:

влияние качества торгового обслуживания - student2.ru

где y – изменение рыночной доли (результативный показатель);
x1,...,x5 – элементы показателей качества торгового обслуживания;
b0,...,b5 – параметры уравнений множественной регрессии.

На основании данных вспомогательной таблицы мы получили следующие числовые матрицы:

влияние качества торгового обслуживания - student2.ru

Для получения значений параметров уравнения множественной регрессии необходимо определить обратную матрицу:

влияние качества торгового обслуживания - student2.ru

Искомый вектор оценок определяется произведением обратной матрицы влияние качества торгового обслуживания - student2.ru и матрицы влияние качества торгового обслуживания - student2.ru Таким образом, уравнение регрессии в натуральном масштабе имеет вид:

влияние качества торгового обслуживания - student2.ru

Анализ полученных результатов показывает, что увеличение рыночной доли интернет-магазинов на 1 % может быть достигнуто при сокращении времени загрузки сайта на 0,191, при повышении удобства выбора товара на сайте на 0,121, удобства оформления заказа на 0,081, при увеличении вариантов доставки и оплаты заказов на 0,157 и 0,058 соответственно.

Литература

1. Коммерсант № 65 от 14.04.2015: [Электрон. ресурс]. – URL: http://www.kommersant.ru/doc/2708683, свободный (дата посещения 13.10.2016).

2. Талызин В.А. Лабораторный практикум по эконометрике: учеб. пособие / В.А. Талызин. – Казань: Редакционно-издательский центр, 2011. – 148 с.

УДК 334.7.021

Об опыте формирования карты компетенций

Камского кластера «Иннокам»

Карташова А.А., Янгирова Ю.Е., Ассоциация «НП “КИТПК”»; Давлетшина А.Т., КТЭТ, г. Казань

Науч. рук. канд. экон. наук, профессор Абзалилова Л.Р.

В настоящее время Камский инновационный территориально-производственный кластер является одной из основных точек экономи-ческого роста Республики Татарстан. В соответствии со стратегическими ориентирами развития кластера и Камской агломерации в целом, данная территория должна стать центром концентрации исследовательских и технологических компетенций мирового уровня.

Одним из перспективных инструментов анализа и прогнозирования развития компетенций в отраслях экономики является составление так называемых карт компетенций.

Карта компетенций – набор преимуществ, технологий, способностей, знаний и умений, позволяющий предприятиям решать типичные для данного сегмента рынка задачи, осуществлять операционные процессы на уровне, принятом как стандарт. Другими словами, это методы организации и осуществления производства, которыми владеют предприятия для успешного выпуска продукции, также это форма представления каждой компетенции через возможные уровни ее достижения и показатели успешности достижения результатов.

Важным преимуществом составления подобных карт является возможность проведения анализа степени освоения той или иной технологической или инновационной компетенции, а также возможность прогнозирования развития недостающих компетенций на уровне кластера.

Условия составления карты:

– командная работа предприятий-партнеров;

– новая или «слабая» компетенция (плохо развитая) как результат обучения (взаимосвязь или взаимовыгодные отношения между вузами и предприятиями);

– отработка «слабых» компетенций для достижения той цели, которая была заявлена первоначально перед составлением карты.

Несмотря на перспективность данного механизма, в настоящее время готовых решений на уровне отраслей или кластеров по данной теме известно крайне мало. Одним из примеров составления подобной карты компетенций является опыт АНО «Камский ЦКР», которая в рамках Стратегии развития Машиностроительного кластера Камской экономической зоны Республики Татарстан на 2015–2019 годы предприняла попытку составления блок-схемы компетенций участников.

Недостатком предложенной модели, на наш взгляд, является сложность в идентификации причастности конкретных участников к той или иной технологии, а также отсутствие возможности просмотра перечня товарной продукции, которая может быть изготовлена.

В связи с этим в рамках деятельности Ассоциации «НП “КИТПК”» проводится работа по составлению и актуализации карты компетенций по отраслям химии, нефтехимии и автомобилестроения с привязкой к конкретным предприятиям-участникам и их товарной продукции, а также составление блока инновационных компетенций, который существенно дополнит общую картину возможностей Камского кластера в целом.

Впоследствии планируется использовать разрабатываемую карту компетенций как инструмент для презентации и позиционирования кластера, а также поиска новых потребителей и инвесторов для предприятий Камской агломерации.

УДК 334.7.021

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ
ТЕХНИЧЕСКИМ ПРОЕКТОМ

КОЗЛОВ А.С., КГЭУ, г. Казань

Науч. рук. канд. техн. наук, доцент БАШИРОВА А.Г.

Функционирование современного предприятия связано с осуществлением проектной деятельности, поскольку любое его действие, принятое решение или результат жизнедеятельности представляет собой либо самостоятельный проект, либо элемент более сложного проекта. Многообразие анализируемых каждым предприятием проектов привело к возникновению большого количества их классификаций, включающих от нескольких до десяти признаков, рассматривающих типы, виды, классы проектов. Необходимость систематизации видов проектов обусловлена потребностью создания понятийной базы, позволяющей по определенному виду проекта судить о его параметрах и вероятностной характеристике.

Несмотря на всестороннюю изученность данного вопроса, тема разработки рекомендаций по управлению проектами остается актуальной в силу того, что все время происходят изменения во внешней и внутренней среде организации.

Проект всегда нацелен на результат, на достижение определенных целей, на определенную предметную область. Реализация проекта осуществляется полномочным руководствoм проекта, менеджером проекта и командoй проекта, работающей под этим руководством, другими участниками проекта, выполняющими отдельные специфические виды деятельности, процессы по проекту. В работах по проекту, как правило, на условиях частичной занятости могут участвовать представители линейных и функциональных подразделений компаний, ответственных за выполнение возложенных на них заданий, видов деятельности, функций, включая планирование, руководство, контроль, организацию, администрирование и другие общесистемные функции.

Управление проектом представляет собой методологию организации, планирования, руководства, координации человеческих и материальных ресурсoв на протяжении жизненного цикла проекта, направленную на эффективное достижение его целей путем применения системы современных методoв, техники и технологий управления для достижения определенных в проекте результатов пo составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

УДК 338

Наши рекомендации