На основе УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой

Рабочая программа составлена на основе закона «Об образовании в РФ», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 7 г. Балаково, Примерной программы начального общего образования по учебным предметам, Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОН РФ к использованию в образовательном процессе в ОУ, программы по технологии, составленной Е. А. Лутцевой.

Рабочая программа реализуется на основе УМК «Начальная школа 21 века» под рук. Н. Ф. Виноградовой и учебника Е.А. Лутцева. Технология; 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений – 2-е изд., дополн. М.: Вентана-Граф, 20 , рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации.

Согласно образовательной программы НОО МАОУ СОШ № 7 г. Балаково на изучение технологии в 3 классе отводится 1 ч в неделю (34 ч в год).

В XXI веке технологическое образование становится объективной необходимостью. Настоящий этап развития общества отличается интенсивным внедрением во все сферы человеческой деятельности новых, наукоемких и высоких технологий, обеспечивающих более полную реа­лизацию потенциальных способностей личности. Такая тенденция нашей действительности настоятельно требует подготовки подрастающих поколений, владеющих техноло­гической культурой, готовых к преобразовательной дея­тельности и имеющих необходимые для этого научные зна­ния. Технологическая культура — это новое отношение к окружающему миру, основанное на преобразовании, улучшении и совершенствовании среды обитания челове­ка. Технологическое образование должно обеспечить чело­веку возможность более гармонично развиваться и жить в современном технологическом мире.

Технологическое образование включает в себя информа­ционно-познавательный и деятельностный компоненты.

Информационный компонент (технико-технологическая компетентность) отражает основные аспекты технико-техно­логической картины мира, т. е. технологические знания и умения как в узком*, так и в широком** смысле. В началь­ной школе в узком смысле это первоначальные обобщенные знания о технологии и технике, о рациональной организации труда, мире профессий, а в широком смысле это представле­ния не только о результатах научно-технического прогресса, но и о духовно-культурной среде, также созданной мыслью и руками человека-творца.

Деятельностный компонент — это практическое овладе­ние учащимися алгоритмами созидательной, преобразу­ющей, творческой деятельности (в доступных этому возра­сту видах труда), направленной, в частности, на развитие технологического мышления. При этом основными крите­риями успешности обучения детей становятся самостоятель­ность и качество выполняемой работы, а также умения от­крывать знания, пользоваться различными источниками ин­формации для решения насущных проблем.

Курс «Технология» носит интегрированный характер. Интеграция заключается в знакомстве с различными сто­ронами материального мира, объединенными общими зако­номерностями, которые обнаруживаются в способах реали­зации человеческой деятельности, в технологиях преобра­зования сырья, энергии, информации. Однако эти общие закономерности, являющиеся сутью понятий «технологич­ность» и «технология», отражаются в отдельных видах дея­тельности с присущими им спецификой, особенностями, делающими их уникальными.

В связи с этим задачами курса являются:

• развитие личностных качеств (активности, инициа­тивности, воли, любознательности и т. п.), интеллекта (вни­мания, памяти, восприятия, образного и образнологическо­го мышления, речи) и творческих способностей (основ твор­ческой деятельности в целом и элементов технологического и конструкторского мышления в частности);

• формирование общих представлений о мире, создан­ном умом и руками человека, об истории деятельностногоосвоения мира (от открытия способов удовлетворения эле­ментарных жизненных потребностей до начала техниче­ского прогресса и современных технологий), о взаимосвязи человека с природой — источником не только сырьевых ресурсов, энергии, но и вдохновения, идей для реализации технологических замыслов и проектов;

• воспитание экологически разумного отношения к при­родным ресурсам, умения видеть положительные и отрица­тельные стороны технического прогресса, уважения к людям труда и культурному наследию — результатам трудовой дея­тельности предшествующих поколений;

• овладение детьми элементарными обобщенными тех­нико-технологическими, организационно-экономическими знаниями;

• расширение и обогащение личного жизненно-практи­ческого опыта учащихся, их представлений о профессио­нальной деятельности людей в различных областях культу­ры, о роли техники в жизни человека.

В отличие от традиционного учебного предмета «Трудо­вое обучение» данный курс технологии закладывает основы гуманизации и гуманитаризации технологического образова­ния, которое должно обеспечить учащимся широкий культур­ный кругозор, продуктивное творческое мышление, макси­мальное развитие способностей, индивидуальности детей, формирование духовно-нравственных качеств личности в процессе знакомства с закономерностями преобразователь­ной, проектной деятельности человека и овладения элемен­тарными технико-технологическими знаниями, умениями и навыками. Начальная школа становится первой ступенью в достижении учащимися современной технологической компетентности наряду с естественно-математической и гу­манитарной.

Содержание курса рассматривается не как самоцель,а прежде всего как средство развития социально значимых личностных качеств каждого ребенка, формирования эле­ментарных технико-технологических умений, основ проект­ной деятельности. Сквозная идея содержания — внутреннее стремление человека к познанию мира, удовлетворению своих жизненных и эстетических потребностей. Технология представлена как способ реализации жизненно важных по­требностей людей, отражение расширения и обогащения этих потребностей, влияния научных открытий (в частности, в области физики) на технический прогресс и технических изобретений на развитие наук (например, изобретение ми­кроскопа и телескопа), повседневную жизнь людей, обще­ственное сознание, отношение к природе. Особый акцент — на результаты научно-технической деятельности человека (главным образом в XX и XXI веках) и на состояние окружа­ющей среды, т. е. на проблемы экологии. История развития материальной культуры перекликается с историей развития духовной культуры, которая в своей практической соста­вляющей также по-своему технологична.

Содержание курса отобрано и целенаправленно структу­рировано в двух основных разделах: «Основы технико-тех­нологических знаний и умений, технологической культуры» и «Из истории технологии».

Основы технико-технологических знаний и умений, технологической культуры.Раздел включает информа­ционно-познавательную и практическую части и построен в основном по концентрическому принципу. Его содержа­тельная основа, т. е. стержень предмета, — это обобщенные первоначальные технико-технологические знания и умения, характерные для любой практической деятельности челове­ка. В начальной школе осваиваются элементарные знания и умения, связанные с обработкой материалов (технологи­ческие операции и приемы разметки, разделения заготовки на части, формообразования, сборки, отделки), выращива­нием растений (агротехника), техникой как помощницей человека И т. п. Даются представления об информации и информационных технологиях, энергии, способах ее полу­чения и использовании, об организации труда, мире профес­сий и т. п.

Концентричность в изучении данного раздела достигает­ся тем, что элементы технологических знаний и умений изу­чаются по принципу укрупнения содержательных единиц,каковыми являются прежде всего технологические опера­ции, приемы и процессы, а также связанные с ними вопросы экономики и организации производства, общей культуры труда. От класса к классу школьники расширяют круг ранее изученных общетехнологических знаний, осваивая новые приемы, инструменты, материалы, виды труда.

Из истории технологии.Раздел отражает познаватель­ную часть курса, имеет культурологическую направленность. Он построен по линейному принципу и раскрывает общие закономерности и отдельные этапы практического (деятельностного) освоения человеком окружающего мира, создания культурной среды. В нем представлены отдельные страницы истории человечества — от стихийного удовлетворения насущных жизненных потребностей древнего человека к зарождению социальных отношений, нашедших свое отра­жение в целенаправленном освоении окружающего мира и создании материальной культуры. Этот раздел знакомит учащихся (на уровне общих представлений) с зарождением ремесел (разделение труда), созданием механизмов, исполь­зующих силу природных стихий (повышение производи­тельности труда), изобретением парового двигателя, поло­жившим начало технической революции. Дается также пред­ставление о некоторых великих изобретениях человечества, породивших науки или стимулировавших их развитие, о современном техническом прогрессе, его положительном и негативном влиянии на окружающую среду, особенно в экологическом плане. Центром внимания учеников явля­ется человек, в первую очередь человек-созидатель — ду­мающий, творящий, стремящийся удовлетворить свои мате­риальные и духовно-эстетические потребности и при этом сам создающий красоту.

Особенности представления материала в разделе:

• исторические события, явления, объекты изучаются в их связи с реальной окружающей детей средой;

• преобразующая деятельность человека рассматрива­ется в ее единстве и взаимосвязи с миром природы; раскрывается их взаимовлияние, как положительное, так и отрица­тельное, в том числе обсуждаются проблемы экологии:

• показано, что технология практических работ из века в век остается почти неизменной, особенно ручных, ре­месленнических (детали размечаются, вырезаются, соединя­ются, изделие отделывается и украшается);

• осуществляется знакомство с основными движущими силами прогресса, в частности рассматриваются причины возникновения разделения труда, необходимость повыше­ния его производительности, этапы развития техники как помощницы человека и т. д.;

• подчеркивается, что творческая деятельность — есте­ственная, сущностная потребность чело- века в познании мира и самореализации — проявляется, в частности, в изо­бретательстве, стимулирующем развитие производства и наук (физика, химия, астрономия, биология, медицина).

Исторический подход целенаправленно реализуется со 2 класса.

Оба раздела взаимосвязаны, что позволяет существенно расширить образовательные возможности предмета, прибли­зить его к окружающему ребенка миру в той его части, где человек взаимодействует с техникой, предметами быта, мате­риальными продуктами духовной культуры, и представить освоение этого мира как непрерывный процесс в его истори­ческом развитии.

В 1 классе в разделе «Человек в окружающем мире» показываются связь природы и человека, его созидатель­ная деятельность и ее результаты, природа как источник вдохновения для человека-созидателя и источник при­родного сырья для человека-производителя. Учитывая возрастные особенности шестилетних детей, которые ближе к дошкольникам, больше внимания уделено эмо­ционально-личностному компоненту, воспитанию в каж­дом ученике веры в свои возможности, потребности в со­зидании не только для себя, но и для других (близких, знакомых и незнакомых), раскрытию красоты окружающего мира. Учтены также требования адаптационного пе­риода: освоение материала курса в течение первых недель обучения осуществляется в процессе экскурсий, прогу­лок, игр на воздухе.

Региональный компонент в курсе реализуется через на­полнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отражает краеведческую направлен­ность. Это могут быть реальные исторические объекты (со­оружения) и изделия, по тематике связанные с ремеслами» и промыслами народов, населяющих регион.

Курс реализуется прежде всего в рамках предмета «Тру­довое обучение» или «Технология», но сочетается также с курсом «Окружающий мир» как его деятельностный ком­понент (см. концепцию образовательной модели «Начальная школа XXI века», научный руководитель — чл.-корр. РАОпроф. Н.Ф. Виноградова) и другими УМК, имеющими развивающую направленность.

Занятия могут проводиться как учителем начальных классов, так и специалистом-предметником, предпочтитель­но с технической или технологической подготовкой.

Методическая основа курса — организация максимально продуктивной творческой деятельности детей начиная с пер­вого класса. В репродуктивном ключе строится только осво­ение технологических приемов и операций. Умение откры­вать знания и пользоваться различного рода источниками информации для жизни гораздо важнее, чем просто запоми­нать и накапливать знания. Успешность движения детей от незнания к знанию включает три взаимосвязанных критерия их самооценки своего учебного труда: знаю, понимаю, могу.

Основные методы, реализующие развивающие идеи курса, — продуктивные (включают в себя наблюдения, раз­мышления, обсуждения, «открытия» новых знаний, опытные исследования предметной среды и т. п.). С их помощью учи­тель ставит каждого ребенка в позицию субъекта своего уче­ния, т. е. делает ученика активным участником процесса познания мира. Для этого урок строится так, чтобы в первую очередь обращаться к личному опыту учащихся, а учебник использовать для дополнения этого опыта научной инфор­мацией с последующим обобщением и практическим освоением приобретенной информации.

В курсе заложены два уровня (как результаты, ступени обучения) развития конструкторско-технологических уме­ний учащихся и творческих, изобретательских способностей в целом — уровень ремесла и уровень мастерства.

Первый — репродуктивный — благодаря системе концен­тричного предъявления материала, связанного с технологи­ческими операциями и приемами, обеспечивает их последо­вательное усвоение и отработку. Важной составной частью практических работ являются пробные поисковые упражне­ния по «открытию» и освоению программных технологиче­ских приемов и операций, конструктивных особенностей изделий. Упражнения предваряют изготовление предла На основе УМК «Начальная школа 21 века» Н. Ф. Виноградовой - student2.ru гаемых изделий и являются залогом качественного выполне­ния всей работы. Они предлагаются на этапе поиска возмож­ных вариантов решения конструкторско-технологической проблемы, выявленной в результате анализа главным обра­зом предложенного образца изделия.

Второй — творческий — предполагает использование ме­тодики, стимулирующей поиск и самостоятельное решение конструкторско-технологических задач и проблем, опору на личный опыт учащихся и иллюстративный материал, систе­му вопросов и заданий, активизирующих познавательную поисковую (в том числе проектную) деятельность. На этой основе создаются условия для развития у учащихся умений наблюдать, сравнивать, вычленять известное и неизвестное, анализировать результаты и искать оптимальные пути реше­ния возникающих эстетических, конструктивных и техноло­гических проблем.

Курс реализуют следующие типы уроков и их сочетания: информационно-теоретический, раскрывающий основы тех­нико-технологических знаний и широкую технико-техноло­гическую картину мира; урок-экскурсия; урок-практикум; урок-исследование. Деятельность учащихся первоначально носит главным образом индивидуальный характер с посте­пенным увеличением доли коллективных работ, особенно творческих, обобщающего характера — творческих проектов. Проектная деятельность направлена на развитие творческих черт личности, коммуникабельности, чувства ответственно­сти. Она предполагает включение учащихся в активный поз­навательный и практический поиск от выдвижения идеи и разработки замысла изделия (создание ясного целостного представления о будущем изделии и его назначении, выбор конструкции, материалов, инструментов, определение ра­циональных приемов и последовательности выполнения) до практической реализации задуманного. В начальной школе учащиеся овладевают азами проектной деятельности в про­цессе выполнения заданий практического характера — как обучающих, так и творческих. Их тематику предлагает учитель либо выбирают сами учащиеся после изучения отдель­ных тем или целого тематического блока. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Оценка деятельности учащихсяосуществляется в конце каждого урока. Работы оцениваются по следующим кри­териям:

• качество выполнения изучаемых на уроке приемов, операций и работы в целом;

• степень самостоятельности;

• уровень творческой деятельности (репродуктивный, частично продуктивный, продуктивный), найденные про­дуктивные технические и технологические решения.

Предпочтение следует отдавать качественной оценке дея­тельности каждого ребенка на уроке, его творческим наход­кам в процессе наблюдений, размышлений и самореализации.

Планирование составлено на основе сборника программ, созданного на основе концепции «Начальная школа 21 века». Руководитель проекта – член – корреспондент РАО профессор Н.Ф. Виноградова. Сборник программ. Москва.: Вентана-Граф, 2010.

Количество часов:

Всего: 203 часа;

В год: 1 класс – 33 ч.,2 класс - 34 ч.,3 класс - 34 ч.,4 класс - 34 ч.

В неделю: 1 час.(1-4 кл.)

Учебно-тематический план

№ п/п Наименование разделов и тем Всего часов Количество часов
теорети ческие практи ческие
1. Технико-технологические знания      
2. Человек в окружающем мире            
3. Из истории технологии        
ИТОГО:    

Содержание программы

Класс (33)

Наши рекомендации