Глава 10. самая большая любовь воина
Современный мир: сообщества без любви
Похоже, одиночество неумолимо преследует каждое человеческое существо.
Для среднего человека одиночество — самое непосредственное проявление тех воображаемых отношений, которые сложились у нас с миром и с другими людьми. Мы все окружены большим числом людей: семья, друзья, начальство, подчиненные, соседи, но, тем не менее, мы чувствуем себя среди них одиноко. Нас учили обладать, использовать, добиваться, бояться, лгать и скрывать, но не преодолевать, общаться и любить. Мы так устраиваем свою жизнь, чтобы остаться в одиночестве.
Мы также живем среди природы, имеющей мириады форм и расцветок, среди разнообразных деревьев и животных, среди рек, океанов, пустынь, джунглей, озер и гор, на прекрасной планете, мы можем мечтать под небесным сводом в свете бесчисленных звезд. Однако ничто не трогает нас, мы остаемся одни. Нас научили, что мир состоит из множества более или менее нейтральных вещей, которые призваны служить нам. Вся наша история представляется не чем иным, как постепенным развитием способности все в большей степени использовать и эксплуатировать мир природы.
Такое мировоззрение предполагает нашу отдаленность от природы. В древней иудеохристианской традиции, как и в более поздних теориях марксизма или экономических взглядах капитализма, природа рассматривается как объект для угнетения и эксплуатации. Всегда homo sapiens был властителем Земли, его отношение к ней было отношением пользователя и эксплуататора. Если мы относимся тик к существу, которое дало нам плоть и жизнь, пищу, кров и красоту, то так же мы будем относиться и ко всему остальному, включая и других людей. Вот почему взрослый мужчина с западным сознанием способен «обладать» женщиной, но не способен ее любить.
Невежество, насилие и скупость характеризуют наше существование. Результатом такой волны насилия является тенденция к самоуничтожению, которая проявляется в самых различных действиях — от самоубийства, все чаще встречающегося в современном обществе, до полного уничтожения окружающей среды, что, в конечном итоге, станет самоубийством всего человеческого общества. И все это посреди ужасающего одиночества.
Вспомнить Землю
Общаясь с туземными племенами, я открыл для себя, что есть иной способ общения с Землей и природой. Для мексиканского индейца не Земля существует для людей, а люди для Земли. Туземные племена тольтекского происхождения называют кукурузу «но нактль» (наша плоть/тело), таким образом выражая уверенность в том, что плоды Земли дают нам тело и жизнь.
Даже сейчас, в конце нашего тысячелетия, у индейцев племени нахуа существует церемония «воспоминания о Земле», настоящее название которой известно только тем из нас, кому посчастливилось принять участие в этом обряде. В ходе этой церемонии все племя, которое в общем придерживается религиозного католического календаря, удаляется в только им известные пещеры для проведения ритуала. Этот ритуал, о котором я не имею права подробно рассказывать, предоставляет участникам реальную возможность напрямую приобщиться к осознанию Земли. Так как у праздника нет фиксированной даты, даже местный священник в течение десяти лет своего пребывания в племени так и не смог выяснить, где и как его прихожане исполняют этот языческий ритуал, который он безуспешно пытался искоренить. (Насколько мне известно, ни один не-индеец не участвовал в этой трехдневной церемонии. Может быть, в другой книге я расскажу об обстоятельствах, которые привели меня к участию в ритуале и о том, что случилось потом). После столетий порабощения и уничтожения коренные мексиканцы поддерживают тесные отношения с сущностью, которая дала им жизнь.
Чувство связи и неотделимости заставляет мексиканских туземцев любить Землю как чувствующее живое существо. То же самое чувство позволило доколумбовым цивилизациям Америки создать науки и технику, которые вполне можно назвать экологичными. Эта техника позволила им создать, например, большие густонаселенные районы (30 миллионов жителей в центральных районах страны) без нанесения заметного вреда окружающей среде.
Послание от других
Сегодня, когда мы стоим на грани уничтожения Земли, обратить взор на туземный мир, которому знакомы иные отношения с природой, означает открыть перспективы неожиданной встречи с посланием жизни, — нам крайне необходимо его услышать, услышать сейчас. Это вопрос жизни и смерти. В настоящее время мы находимся на грани уничтожения последних следов этих древних цивилизаций. После столетий истребления всех непохожих на нас, мы можем оказаться совершенно одни.
Сознание дона Хуана и его воинов проникнуто уверенностью в себе и чувством близости к Земле, любовью к истокам. Дон Карлос также выполняет роль вестника, моста между миром магии и тайны и нашим миром самонадеянности и скуки.
Предназначение воинов просто и ясно — демонстрация осознания человеческих существ, которым известно, что Земля есть основа всех основ. Она дает им кров, пищу, позволяет увидеть прекрасное на каждом шагу, она исполнена тайн, любая из которых — вызов. Предназначение воинов — тайно наслаждаться теплом Земли, которое окутывает их. Они никогда не бывают в одиночестве; Земля сопровождает и поддерживает их во всякий момент жизни. Она есть то огромное существо, неиссякаемая любовь которого помогает излечить горе и печаль, отбросить все мелочи. Осознание Земли как мудрого и несоизмеримого с нами существа дает воинам Силу и тайну. Они отказываются от своей забывчивости, от опыта прожитой жизни, и смиренно открывают свою душу ей как возлюбленной. Как говорит дон Хуан: «Для воина не может быть большей любви» (IV-258).
Одиночество воина
Это может показаться парадоксальным, но воины прекрасно знают, что такое одиночество, так как осознают, что их битва является их сугубо личной обязанностью, что каждая жизнь — это личное путешествие. Но одиночество воинов по самой своей сути отличается от одиночества, испытываемого обыкновенным человеком, оно не болезненно и не исполнено несбывшихся надежд. Оно переживается как радостная тайна, которая позволяет им глубоко любить все, к чему прикасаются, на что смотрят или что ощущают — они знают, как быстро проходит жизнь и учатся любить у неиссякаемой и бескорыстной любви, исходящей от Земли. Безгранично преданные Земле, они устанавливают близкие и теплые отношения с природой и людьми.
Таким образом, воины олицетворяют собой равновесие между двумя полюсами казалось бы непреодолимых противоречий: они одинокие существа, которые никогда не пребывают в одиночестве. Погруженные в это противоречие, они ощущают одиночество, зная, что оно не более чем беспокойство, связанное исключительно с настроением человека. Они знают из личного опыта, что существует реальность по ту сторону очевидной реальности, в которой человек не более чем едва различимая, вспыхнувшая на мгновение искорка, не сравнимая с великим источником света, который есть наше начало и судьба, — Землей.
Противоядие от одиночества
Если бы вы попросили противоядия от мучений человеческого одиночества, я бы порекомендовал вам еще раз пересмотреть и проанализировать вашу связь с Землей, вашу утерянную «пуповину». Я предложил бы вам осознать присутствие неиссякаемой любви, которая неподвластна делам человеческим. Это не так уж трудно. Оглянитесь вокруг, вспомните о том, что поддерживает нас, и поймите наконец, что вы дома, всегда дома.
Мне кажется, что в школах, еще до того как наши дети научатся складывать и вычитать, покупать и продавать, бояться и лгать, они должны научиться любить и уважать существо, которое дает им убежище. Мне посчастливилось видеть, как меняются и обогащаются жизни людей, когда их глаза открываются, они принимают Землю и возвращаются в ее объятия; они постигают родство со всем живым, вышедшим из того же лона. В такие моменты наши повседневные проявления чувств — таких как гнев, конкуренция, зависть, чувство собственности, желания, неудовлетворенные потребности кажутся незначительными по сравнению с более благородными проявлениями. Наш ограниченный мир вдруг превращается в гораздо больший мир, украшенный столь многим. Все становится важным и значительным: деревья, птицы, киты, цветы, собаки, люди, реки и горы — все становятся тем, что оно в действительности собой представляет — наше естественное наследство, которому надо радоваться и которое надо любить, но не владеть им. Мы понимаем теперь дарованную нам привилегию — быть свидетелями этого великолепия, хотя бы на краткий миг нашего смертного существования. Позволить себе подпасть под очарование красоты и тайны природы во всех ее проявлениях, значит принять дар Земли и познать ее забытую сущность. Мы такие же живые существа в этом мире, еще одна деталь той же картины. Та же магия и тайна живет в каждом из нас. Мы — и здесь не нужны оговорки занимаем место, которое принадлежит нам на этом великом празднике природы.
Техники
Бесконечное множество практик может послужить возобновлению нашей связи с природой и Землей. Здесь подходит все: прогулки, восхождение на гору, купание в реке, игра с собакой, объятия с другим человеком. Но только в том случае, если наше внимание сфокусировано на самом действии, а не на той пользе, которую мы из него можем извлечь. Следует чаще посещать места, где сохранилась нетронутая природа, и стараться не нести туда разрушения, а с открытым сердцем и вниманием ловить весть природы для воссоздания нашего с ней естества. Нам следует держаться подальше от городов, где дела человеческие направлены на разрушение, и как можно чаще соприкасаться с миром, где все происходит так, как должно происходить. Если мы будем внимательны и восприимчивы, мы сможем познать ритм природы, тот самый ритм, которого так не хватает в нашей жизни. Многие люди спрашивали меня об учителях. Лично я не знаю лучшего учителя, чем сама природа, — вполне достаточно наблюдать ее и подражать ей.
Мои рабочие группы — взбираясь на покрытые снегом вершины, преодолевая на плотах бурные пороги, совершая длительные переходы по пустыням или через тропические джунгли, погружаясь в недра земли через гроты и пещеры, — убеждаются, что эти непосредственные встречи с природой, когда им сопутствуют усилия и стремление к познанию, удивительно обогащают. Занятия на воздухе различными видами спорта, как теми, что уже упоминались, так и другими, может послужить путем к восстановлению контакта с Землей и оптимизации использования своей энергии, особенно, если усилия сочетаются с необычайно высокой концентрацией внимания, о которой неоднократно упоминается в этой книге.
В качестве примера здесь приводятся некоторые необычные действия, которые принесли прекрасные и удивительные результаты в восстановлении нашего осознания Земли.
73. Древесный альпинизм
Эта техника близка занятию, которое многим из нас было хорошо известно в детском возрасте, — лазанью по деревьям. Тогда мы делали это исключительно для удовольствия, теперь же нам предстоит нечто более сложное.
Я заинтересовался деревьями после столкновения с явлением, очень хорошо известным во многих традициях коренных жителей Америки, включая и традицию дона Хуана, — врожденным сочувствием деревьев к людям. Я был свидетелем множества случаев, подтверждающих это их свойство. В каждом из них одно или несколько деревьев помогали по разному: облегчали печаль, помогали постичь скрытое, вылечивали нетелесную болезнь, наполняли душу миром или просто навеивали песню. Даже обычный человек может подтвердить, что деревья удивительные создания. Они дарят нам свою живописную красоту, передают свое спокойствие и гармонию, предоставляют нам отдых в своей тени, своей древесиной они дают нам кров и тепло, они производят кислород, чтобы мы могли дышать. В то время как мы усердствуем в отравлении атмосферы, они изо всех сил стараются очистить ее. И много еще чего есть в осознании деревьев, если мы способны открыть себя ему.
Упражнение состоит в том, чтобы залезть на дерево и, расположившись там, практиковать, недеяние, чтобы попытаться слить свое осознание с осознанием дерева. Подойдет любое дерево, ствол и ветви которого смогут выдержать ваш вес. Ваше отношение к дереву должно быть также открытым и уважительным. Если вы хотите установить с деревом хорошие отношения, то должны быть очень осторожны, чтобы как-нибудь не повредить его.
Сначала, перед тем как влезать на дерево, посвятите некоторое время его созерцанию, направьте на него поток ваших благожелательных чувств, и оно наверняка заметит их. Затем поговорите с ним, поприветствуйте и спросите разрешения влезть на него, объяснив ваши мотивы и уверив в своей осторожности. Просто разговор вслух с деревом может очень помочь рассеять смятение и тоску в те моменты. когда вы нуждаетесь в совете.
Когда будете готовы, выберите дерево средней высоты с ветвями, находящимися невысоко над землей. Карабкаясь на дерево, используйте технику «трех точек», постоянно имея твердую опору для трех конечностей, когда вы передвигаете четвертую. Например, вы твердо стоите ногами на суку, правой рукой крепко держите ветку, ища левой рукой новую опору. Или вы подняли правую ногу, чтобы переместиться на ветку, находящуюся выше, в то же время левая нога и обе руки находятся на твердой опоре. Если ветка, на которую вы перемещаетесь, сломается, вы не упадете, так как три других точки опоры надежно поддерживают вас. Помните: надо перемещать одновременно только одну конечность, три других в это время должны иметь под собой надежную опору.
Ветки крепче и выдерживают больший вес в том месте, где соединяются со стволом, поэтому ступайте как можно ближе к стволу, особенно на более тонкие ветви.
Когда вы приобретете опыт, это упражнение будет все больше походить на карабканье в гору — взобраться на дерево до 100 футов высотой, начав цепляться за нижние ветви, находящиеся на высоте нескольких ярдов над землей. Небольшие обрубки веток, наросты и дупла могут служить опорой для опытного альпиниста, занимающегося восхождениями на деревья. В наших рабочих группах мы часто шутим, что нельзя считать, что ты действительно залез на дерево, пока не заберешься так высоко, что твой пупок будет возвышаться над кроной, а ты сам балансировать на самых верхних ветвях дерева. Это не так трудно, как кажется, но следует учиться постепенно, чтобы не причинить вреда ни себе, ни дереву. Мы чаще всего вскарабкивались на хвойные деревья, растущие в лесах Мичигана и Публа в штате Мехико в Мексике, но подойдет любое дерево.
Основа упражнения состоит в подъеме на дерево, сохраняя при этом бдительность и внимание. Чем выше и сложнее ваш путь, тем лучше. Добравшись до вершины, можно выполнять множество упражнений, например:
Найдите место, где можно удобно разместится среди веток, повторяя своим телом их изгибы.
Попрактикуйтесь в «слиянии» своего осознания с осознанием дерева, представляя себя одной из ветвей, пытаясь понять ее состояние и покачиваясь на ветру.
Созерцайте дерево, обращая внимание на чувства, которые оно пробуждает в вас, постарайтесь излить их в песне.
Проведите на дереве ночь. Если у вас нет соответствующего опыта, привяжите себя, чтобы не свалиться во сне. Одна из разновидностей этого упражнения, которая применяется в целях очищения, — подвесить гамак между двумя высокими ветками и провести там ночь. В качестве необходимой предосторожности следует связать края гамака таким образом, чтобы оказаться спеленатыми внутри него.
Расскажите дереву о ваших печалях или радостях, в зависимости от обстоятельств.
Сами придумайте упражнение или узнайте его непосредственно от деревьев, которые не просто так называют нашими старшими братьями.
74. Ритм Земли
Это упражнение и легко, и сложно — хотя сама по себе процедура его выполнения проста, оно требует определенного настроя. Мы должны достичь состояния повышенного осознания, чтобы при выполнении упражнения преодолеть скованность и отключиться от беспокойства. Конечно же, необходим и некоторый запас энергии. Я убедился, что это упражнение вполне доступно практически всем, кто достаточно длительное время и достаточно тщательно практиковался в накоплении энергии, сосредоточении и включении себя в природу.
Упражнение заключается в длительной прогулке, когда вы попеременно идете шагом, бежите трусцой, а затем в более быстром темпе. Одно из главных условий выполнения этого упражнения в том, чтобы найти и поддерживать единый ритм движения и дыхания, оба ритма нужно синхронизировать. Для этого ваш ритм должен быть соразмерен с ритмом Земли. Земля может передать вам свой ритм, вам следует лишь установить с ней связь.
Трудно что-либо посоветовать относительно достижения такого состояния. Из собственного опыта я могу предложить длительные прогулки по горам, джунглям или пустыне в необитаемой местности, подальше от дорог и населенных мест. (С моими мексиканскими группами мы часто бываем в Сьерра-Норте в штате Публа).
Путешествие должно длиться несколько дней с единственной целью: ходьба и тренировка внимания. Начните прогулку так, как описано в «прогулке внимания» (упражнение 34). Сконцентрируйтесь на нахождении и поддержании единого ритма движения и дыхания; он не должен нарушаться из-за неровностей почвы, таких как спуски или подъемы. Продолжайте идти, пока не ощутите связь с Землей. Переходите на бег трусцой, только если у тела вдруг возникнет спонтанная потребность в этом, ни в коем случае не под действием рассудка или вашего желания. То же относится и к бегу. Перейдя к бегу трусцой, затем можно перейти к более быстрому бегу — в зависимости от местности и от веления вашего тела. Смысл заключается в поддержании одного и того же ритма при любой скорости.
Ни на единый миг не забывайте о Земле, помните, что вы ступаете по ней. Можете превратить каждый шаг в воспоминание о Земле, лаская ее подошвами ног, но это ни в коем случае не должно отразиться на вашей походке. Чем дольше вы идете без остановки, тем выше ваши шансы на успех, так как обострение внимания является одной из важных сторон в достижении связи с осознанием Земли. Когда это произойдет, вы больше не будете пешеходом, который движется за счет своих усилий: скорее вас будет нести та Сила, которую мы называем напряжением земли (VII-222). Под ее воздействием ваше движение может превратиться в бег с такой скоростью, которая превзойдет все ваши ожидания. Когда это произойдет, такие понятия, как усталость, время и расстояние, для вас перестанут существовать, У вас не останется сомнений относительно возникновения связи, так как вас захватит чувство пребывания во власти Силы, находящейся вне вас.
75. Захоронение воина
В своих книгах Карлос Кастанеда упоминает практику воинов закапывать себя в землю (III-121-123), (VI-11-12). Он сообщает, что воины зарываются в землю для обретения чистоты, для получения указаний или для излечения недуга, однако не рассказывает об этом опыте детально.
Я по собственной воле зарывался в землю и помогал делать это другим. Я стал свидетелем многочисленных и разнообразных воздействий — причем только благотворных — на выполняющего упражнение. Вот несколько примеров:
В Земле работа с инвентарным списком усиливается благодаря ее огромной силе; Земля знает о нашей задаче и помогает нам.
Людям, пережившим болезненные потери и находящимся в состоянии депрессии. Земля демонстрирует, что может залечить душевные раны лучше, чем кто либо еще, так как она может впитать все наши неприятности.
Земля может помочь нам найти ответы на личные вопросы.
Земля может зарядить нас энергией до или после особенно сложного дела или испытания.
Земля может помочь нам углубиться в наше второе «я».
В переломные моменты жизни мы можем похоронить в Земле наше прежнее «я» и дать возможность родиться новому «я».
От Земли мы можем получить помощь практически по всем вопросам, главное иметь перед собой четкую цель. Чем она яснее, тем более четкий и убедительный ответ мы получим.
Я практиковал два способа «захоронения»: над поверхностью Земли (в «земляной клетке») и под поверхностью Земли. Можно использовать любой из них, хотя я считаю, что при острой необходимости лучше пользоваться «захоронением» под землей.
Обычно, особенно на начальном этапе, требуется чья-нибудь помощь, предпочтительно того, кто сам приобрел подобный опыт. Основная роль помощника — наблюдать за вами, когда вы будете закапываться в землю, предупреждая возникновение каких-либо помех и предоставляя любую возможную помощь. Обычно, если вы закапываетесь в первый раз, вам легче будет «полностью отдаться» упражнению, если вы знаете, что кто-то, кому вы доверяете, заботится о вас. Инструкции для выполнения этого упражнения таковы:
1. Выберите подходящее место для закапывания. Оно должно находиться в уединённом месте, лучше среди деревьев. Новичкам следует избегать пустыни, джунглей, берегов океана или больших рек. Также следует избегать мест, где возможны встречи с посторонними, которые могут отвлечь вас или встревожиться по поводу вашей деятельности. Избегайте мест, где встречаются муравейники, гнезда насекомых или норы змей. Подходят места с высоким энергетическим потенциалом, если вы умеете находить их. Ни при каких обстоятельствах нельзя выполнять это упражнение около древних руин или кладбища; хорошо выполнять упражнение в лесу.
2. Выберите определенное место, которое вас чем-то притягивает, стараясь «почувствовать его глазами» (III-66). Избегайте склонов холмов, края оврага, а также болотистых мест.
3. Палкой отметьте место, необходимое, чтобы закопаться лежа, прямоугольник, несколько шире и длиннее, чем ваше тело, но не больше, чем требуется, чтобы улечься, завернувшись в одеяло. Последнее вам пригодится, если вы останетесь в земле надолго и за это время похолодает, «могила» должна быть ориентирована таким образом, чтобы ваша голова была направлена в вашем любимом направлении. Если вы его не знаете, выберите направление на восток или на юг.
4. Потом начинайте рыть могилу в земле с помощью какой-нибудь заостренной палки. Глубина должна быть несколько меньше двух футов. Вырытая земля складывается слева от «могилы».
5. Затем соберите достаточно прямые палки длиной около 2,6 футов для того, чтобы сделать перекрытие на «могилу»; наберите ветки с листвой и крупные листья, чтобы закрыть промежутки между палками, — когда «могила» будет засыпаться землей, они не дадут комкам грунта попасть внутрь. Палки, ветки и листья следует сложить около «могилы», чтобы, когда понадобятся, они были под рукой.
6. Начинайте накрывать «могилу», укладывая палки крест-накрест как можно ближе друг к другу, начиная со стороны ног и поднимаясь к плечам. На палки положите ветки и листья и, наконец, сверху засыпьте землей так, чтобы палки и листья полностью закрылись. Между палками и ветками можно положить какую-нибудь хлопчатобумажную или иную несинтетическую ткань размером с ваше тело, чтобы внутрь не попадал сор.
7. Затем приготовьтесь погрузиться в «могилу». Лучше всего делать это натощак и предварительно облегчиться. Хорошо также выпить немного воды. Для подготовки можно выполнить несколько упражнений скелета (упражнения 19, 20, 21), которые описывались в разделе об осознании смерти. Если вы выполняете «погребение» для того, чтобы добиться перелома в своей жизни, то можно выполнить ритуал «ухода из мира».
8. Погружайтесь в «могилу» вперед ногами, через оставленную на уровне плеч щель осторожно, чтобы не сместить почву или палки.
9. Проникнув вовнутрь, полностью закройте «могилу» оставшимися палками, ветками, листьями и почвой. Вы можете сделать это сами изнутри, либо ваш помощник может помочь вам снаружи. В любом случае, не забудьте оставить маленькое отверстие (4 х 4 дюйма) для воздуха (но не для света, если вы выполняете упражнение днем). Один из способов добиться темноты состоит в том, чтобы оставить отверстие для воздуха в ногах и полностью закрыть «могилу» в области головы.
Полностью отдайтесь упражнению, пока не настанет время выходить.
Вот некоторые дополнительные рекомендации:
Каждую ступень надо рассматривать как часть ритуала, все этапы которого — подготовка «могилы», сбор листьев и засыпание «могилы» землей проходят в полной тишине. Это делается для того, чтобы к тому моменту, когда вы «зароетесь в землю», при помощи сосредоточения внимания вы достигли уже состояния повышенного осознания.
Идеально выполнять это упражнение обнаженным, особенно когда оно предназначено для излечения болезней тела или души. Делать это можно только при теплой погоде. Следует принимать во внимание, что под землей температура обычно ниже, чем на воздухе, и что земля имеет тенденцию удерживать влагу. Бели вам придется выполнять упражнение в холодную погоду, вы должны быть одеты и иметь с собой одеяло или спальный мешок. Вы можете также использовать маленькую подушечку.
Не пугайтесь никаких происшествий во время «захоронения». Многие явления, считающиеся необычными в повседневной жизни, вполне нормальны во время «захоронения»: голоса, видения, происшествия за пределами самой «могилы», ощущения, откровения. «Захоронение» воина — путешествие, но в любом случае вы можете быть уверены, что это будет путешествие туда и обратно. Сохраняйте здравый смысл и встречайте лицом к лицу все, что необходимо. Внимание к дыханию и исполнение «песен Силы» (или же создание своих песен под влиянием момента) поможет сохранить уравновешенность.
Пусть ваши чувства свободно выражаются в смехе, слезах, песнях, словах, смене настроений и так далее — во всем, что необходимо вашему телу.
Длительность «захоронения» может значительно варьироваться в зависимости от воина и особенностей «захоронения». Обычно, достаточно провести в «могиле» целую ночь или целый день. После приобретения некоторого опыта или в случаях необходимости можно оставаться в «могиле» в течение 24 часов. Если вы хотите оставаться «захороненным» в течение большего времени, то следует захватить с собой легкие питательные продукты, такие как сушеные фрукты, злаки, а также воду. Сочетать «погребение» с голоданием следует только под внимательным наблюдением кого-нибудь, имеющего соответствующий опыт.
Лучшее время для завершения упражнения — предрассветные часы и, иногда, заход солнца.
Для «захоронения» над поверхности Земли используйте метод «земляная клетка». Следуйте приведенным выше инструкциям, но вместо того, чтобы рыть яму в земле, соберите палки длиной приблизительно два фута с разветвлением в форме буквы на верхнем конце и используйте их как опоры для поперечин. Другой конец палок с развилками втыкается в землю. Когда «клетка» будет готова, она накрывается ветками и листьями, а затем землей. Со стороны головы «клетка» остается открытой.
76. Обретение Земли
Это упражнение может служить прелюдией или финалом к другим упражнениям, детально описываемым в этой главе. Оно связано с личным опытом обретения Земли как воссоединения двух существ, которые любят друг друга, но давно не виделись.
Для этого воссоединения выберите место, которое никому больше не известно и нахождение которого навсегда останется вашей тайной. Вы можете заранее знать это место, или специально подыскать его. Хорошо, если оно находится в отдалении; если до него нужно долго идти или взбираться на гору — еще лучше. С другой стороны, подходит практически любое место, выбранное для встречи с Землей, так как она ни в коем случае не пренебрежет вашим порывом.
Придя на выбранное вами место, лягте лицом вниз, обняв Землю. Вы должны почувствовать ее и раствориться в ней. Затем, все так же обнимая и лаская ее, начните разговаривать с ней вслух, употребляя нежные и ласковые, интимные слова, рассказывая ей о том, как вы рады. что она ответила на ваш зов, как вы благодарны ей за ее постоянное присутствие. Расскажите ей о мире, в котором вы живете, и почему вы забыли ее. Расскажите ей о тех моментах одиночества в вашей жизни, когда вы не помнили ее, о той пустоте, которую вы ощущали, и о том, как вы рады этому воссоединению. Обещайте ей выполнять в повседневной жизни некие действия одно или два, — которые помогут вам не забывать о ее присутствии и о связи с ней. И, наконец, обещайте не забывать ее снова и любить до того момента, когда она снова примет вас в свои объятия и освободит от всех горестей.
Наконец, поцелуйте Землю и вернитесь в свой мир, полные ее тайн и любви….
Несколько слов в заключение
Чтобы закончить эту книгу, я хотел бы высказать некоторые соображения по поводу представленного в ней материала. Этот материал отражает один из основных аспектов моей работы как исследователя и координатора рабочих групп, но не охватывает все аспекты моей деятельности.
В течение двенадцати лет я работал одновременно с группами и в полевых условиях, используя новую форму антропологии, названную мною «антиантропологией», которая открывает новые возможности в области психологии и психотерапии, черпая источник вдохновения в природе и в том, что я осмелюсь назвать «психологией тольтеков». Антиантропология рассматривает людей как гораздо более целостные существа, чем те, о которых говорит современная наука.
Работа в группах послужила базой для применения результатов, полученных в антропологических исследованиях, и, в свою очередь, была одним из аспектов исследования. Таким образом, научная работа вне групп служила для совершенствования работы в группах, которая, при этом, вносила новые элементы и в научные исследования, и в работу в группах.
Термины, реалии и теория моих исследований слишком сложны, многочисленны и, кроме того, не соответствуют общепринятым, чтобы пытаться объяснить их в этой работе. Настоящая книга не о теории или методологии, а о конкретной практике. Она адресована не теоретикам или специалистам, но тем неугомонным людям, стремящимся исследовать новые возможности опыта, знаний и свободы до тех пределов, в которых они могут нести ответственность за личное экспериментирование, вместо того, чтобы остановиться на размышлениях, воображении и разговорах.
Основной предмет моих исследований и моей работы — человеческие существа и их ранее неизвестные возможности. Моя неугомонность как экспериментатора, в общем-то, не очень отличается от естественной неугомонности любого человека, который открыл для себя жизненно важные вопросы: «Кто мы? Из чего мы сотворены? Почему я несчастлив? Надо ли мне жить точно так же, как и все остальные? Могу ли я выбирать? Есть ли выход из этой ситуации? Существуют ли иные реальности?».
В этой встрече с «инаковостью» я открыл для себя, что иные пути есть и существует иной способ жизни. Мы действительно можем выбирать и создать для себя такой мир и такую жизнь, которые гармонируют со стремлениями нашего духа. Я не утверждаю, что это легко, — я утверждаю, что это возможно. Я могу утверждать, так как я доказал это сам себе. Истина заключается в том, что для достижения этого приходится избавляться от множества привычных концепций, которые нам навязало наше общество, и обрести ту часть себя, которую нас поощряют предать забвению. Как говорил дон Хуан, внутри каждого из нас есть скрытый маг, которого мы тайно стремимся обрести. Мы тоскуем по магии, тайне и свободе.
Любопытство — вот что привело меня к изучению антропологии; опыт общения с туземцами заставил меня обратиться к антиантропологии с целью изменить себя, вместо того чтобы изменять их. От них я узнал, что в то время, как психология и психоанализ, основываясь на нашем западном образе жизни, очень ограниченно смотрят на человека, туземная космогония открывает те аспекты осознания, что лежат вне поля зрения современной науки. Опираясь на них, мы можем разработать новые формы терапии (иногда называемой этнотерапией), основанные на познаниях этих коренных народов Америки о человеческой природе.
Мой опыт общения с природой во множестве ее проявлений — особенно с горами, деревьями и морскими млекопитающими — позволил мне обнаружить, что сама природа является самым лучшим терапевтом и учителем.
Я обнаружил, что накопил множество материалов и значительный опыт, которые нашли выражение в повторяющихся результатах, получаемых при работе с группами. Я решил, что этот материал может стать вкладом в науки о человеке, — в частности, в антропологию, психологию и психотерапию. Неугомонные молодые люди, новаторы и специалисты в вышеприведенных областях, участвовали в нашей работе, чтобы обогатить свой опыт. Побуждения со стороны этих специалистов и уверенность, что результаты работы могут принести пользу другим, — так же, как работа других обогащает мою работу, — привели меня к выводу, что я должен написать о своих исследованиях.
Накопленная информация, факты и опыт — во многих отношениях чрезвычайно разнообразный — потребовали написать не одну, а несколько книг, охватывающих основные области моей работы.
Я решил, что первой опубликую книгу, связанную с работой Карлоса Кастанеды. Задача практического применения опыта, содержащегося в его книгах, вместе с моим опытом пребывания среди индейцев представляют собой один из центральных стержней моей работы. И я надеюсь установить хороший контакт с теми людьми, которые, хотя и ищут, тем не менее ничего не знают об этом опыте. Представленный здесь материал не включает все разработанные практики. Скорее речь идет об основах тех упражнений, которые можно практиковать без наставника и вне группы, только для поддержки «одинокого воина».
Сейчас готовятся к публикации еще три работы. Первая — это курс по применению моих открытий в практике антропологии, психологии и психотерапии. Вторая расскажет о моем опыте и методах работы по формированию групп и их совершенствованию. А третья книга будет посвящена поэтическому опыту (в самом широком смысле слова), приобретенному в рабочих группах. В ней я не только надеюсь рассказать о моментах удивительной магии, но и поведать некоторые из множества рассказов, стихотворений и песен, возникших на волне ощущений, переживаемых всей группой.
Кроме того, я адресую эти материалы специалистам, занимающимся созданием групп и работой с ними.
Если вы хотите получить дополнительную информацию о любом аспекте этой книги, вы можете сделать это, посещая курсы, семинары или проводящиеся время от времени практикумы, а также можете написать по следующему адресу:
Victor Sanchez
Apartado Postal NO. 12-762
C. P. 03001
Mexico, D. F.
Mexico
[1]К сожалению, в настоящем издании мы лишены возможности выверить все многочисленные ссылки на страницы книг Карлоса Кастанеды по публикациям на русском языке, все ссылки относятся к англоязычным изданиям упомянутых книг. — Прим. Ред.
[2]С целью упростить поиск имеющих отношение к моей работе мест из книг Кастанеды, я ввел простую систему ссылок: стоящей в начале римской цифрой обозначена каждая из его книг в порядке их публикации, после чего через дефис указан номер страницы арабскими цифрами (например, III-201). См. Перечень упоминаемых в тексте книг Карлоса Кастанеды на стр. 6 настоящего издания.
[3]См. Alfred Schutz, TНе Phеnomenology of thе Social World, Northwestern Univercity Press, New York, 1984.
[4]Что касается третьего внимания, то о нем говорит в своих книгах Кастанеда, хотя я должен упомянуть, что мой практический опыт до настоящего времени остается ограниченным мирами первого и второго внимания, поэтому я отношусь к третьему вниманию как к «сказке о силе».
[5]Здесь следует провести различие между неукротимым желанием и естественным желанием. Первое — ослабляющая привычка, мотивируемая внедрением во внутренний мир человека нездорового отношения нашего общества к сексу. Естественное желание, с другой стороны, — здоровый импульс, дающий нам мот<