Зк рф, глава xv. земли населенных пунктов

Ст 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов

Ст 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов

Ст 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

Земли населенных пунктов - земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.

Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юр лицам.

Установлением или изменением границ населенных пунктов является:

1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования;

2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).

3) утверждение изменения границ городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя осуществляется по решению Совета Федерации Федерального Собрания РФ.

Включение участков в границы населенных пунктов не влечет за собой прекращение прав собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

Делятся на:

· городские (города и поселки)

· сельские (села, станицы, деревни, хутора, кишлаки, аулы, стойбища, заимки и иные).

СОСТАВ

В состав земель населенных пунктов могут входить участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам:

1) жилым - участки для застройки жилыми зданиями, объектами культурно-бытового и иного назначения.

2) общественно-деловым - участки для застройки административными зданиями, объектами образовательного, культурно-бытового, соц назначения и иными предназначенными для общественного использования объектами.

3) производственным - участки для застройки промышленными, коммунально-складскими, иными предназначенными для этих целей производственными объектами.

4) инженерных и транспортных инфраструктур - участки для застройки объектами железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, инженерной инфраструктуры, а также объектами иного назначения согласно градостроительным регламентам.

5) рекреационным - участки в составе рекреационных зон, в том числе занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

6) с/х использования - участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями с/х назначения.

7) спец назначения

8) военных объектов

9) иным территориальным зонам - участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима участков. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.

47. Особенности правового положения территориальных зон в составе земель населенных пунктов.

Зонирование осуществляется посредством правового зонирования — деят-ти органов местного самоуправления в области разработки и реализации правил застройки территорий городских и сельских поселений, других муницип образований.

Зонирование территорий населенных пунктов определяет разрешенное использование земельных участков и иных объектов недвижимости в градостроительстве, т.е. использование объектов недвижимости в соответствии с градостроительным регламентом и ограничения на использование указанных объектов, а также сервитуты.

Влияние градостроительного законодательства на земельное право в последнее время усиливается. Большое количество норм Градостроительного кодекса распространяется не только на земли населенных пунктов, но и на земли иных категорий. Более того, соблюдение градостроительных требований является обязанностью любого собственника земельного участка.

В качестве универсального и единого градостроительного документа выступает генеральный план соответствующей административной единицы.

В составе ген. плана:

- проект планировки территории. Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры.

- материалы территориального планирования.

Территориальное планирование направлено на определение назначения территорий исходя из совокупности соц, экономич, экологич и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и соц инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, РФ, субъектов РФ, муницип образований.

- градостроительное зонирование.

Осуществляется путем принятия и реализации правил землепользования и застройки.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон.

Границы территориальных зон должны отвечать требованию принадлежности каждого земельного участка только к одной территориальной зоне. Формирование одного участка из нескольких земельных участков, расположенных в различных территориальных зонах, не допускается. Территориальные зоны, как правило, не устанавливаются применительно к одному земельному участку.

Границы территориальных зон устанавливаются с учетом:

1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;

2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения, ген планом городского округа, схемой территориального планирования муницип района;

3) определенных Градостроительным кодексом РФ территориальных зон;

4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования;

5) планируемых изменений границ земель различных категорий в соответствии с документами территориального планирования и документацией по планировке территории;

6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках.

Границы территориальных зон могут устанавливаться по:

1) линиям магистралей, улиц, проездов, разделяющим транспортные потоки противоположных направлений;

2) красным линиям;

3) границам земельных участков;

4) границам населенных пунктов в пределах муниципальных образований;

5) границам муниципальных образований, в том числе границам внутригородских территорий городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

6) естественным границам природных объектов;

7) иным границам.

В результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны с/х использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны спец назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды.

В состав жилых зон могут включаться зоны:

1) застройки индивидуальными жилыми домами;

2) застройки малоэтажными жилыми домами;

3) застройки среднеэтажными жилыми домами;

4) застройки многоэтажными жилыми домами;

5) жилой застройки иных видов.

В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов соц и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду.

В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В состав общественно-деловых зон могут включаться:

1) зоны делового, общественного и коммерческого назначения;

2) зоны размещения объектов соц и коммунально-бытового назначения;

3) зоны обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деят-ти;

4) общественно-деловые зоны иных видов.

Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, соц и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деят-ти, объектов среднего и высшего проф образования, административных, научно-исследовательских учреждений, стоянок автотранспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

В состав производственных зон, зон инженерной и транспортной инфраструктур могут включаться:

1) коммунальные зоны - зоны размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, объектов оптовой торговли;

2) производственные зоны - зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду;

3) иные виды производственной, инженерной и транспортной инфраструктур.

Производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур предназначены для размещения промышленных, коммунальных и складских объектов, объектов инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе сооружений и коммуникаций железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного транспорта, связи, а также для установления СЗЗ таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.

В состав зон с/х использования могут включаться:

1) зоны с/х угодий - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и др.);

2) зоны, занятые объектами с/х назначения и предназначенные для ведения сельского, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов с/х назначения.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

В зоны особо охраняемых территорий могут включаться участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

В состав зон спец назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

Могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты устанавливаются с учетом:

1) фактического использования участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны;

2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования участков и объектов капитального строительства;

3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований;

4) видов территориальных зон;

5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов.

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства может быть видов (градостроит кодекс РФ):

1) основные виды разрешенного использования;

2) условно разрешенные виды использования;

3) вспомогательные виды разрешенного использования, допустимые только в качестве дополнительных по отношению к основным видам разрешенного использования и условно разрешенным видам использования и осуществляемые совместно с ними.

Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Изменение одного вида разрешенного использования на другой осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

Решения об изменении одного вида разрешенного использования участков и объектов кап. строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с ФЗми.

Основные и вспомогательные виды разрешенного использования выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов гос власти, органов местного самоуправления, гос и муницип учреждений, гос и муниципа унитарных предприятий.

Предоставление разрешения на условно разрешенный вид использования осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 39 Градостроительного кодекса.

Ограничения на использование территорий для градостроительной деят-ти устанавливаются в зонах:

· зоны охраны памятников истории и культуры, историко-культурных объектов, заповедных зон;

· зоны особо охраняемых природных территорий, в том числе округов санитарной охраны;

· санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;

· водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;

· зоны санитарной охраны источников водоснабжения;

· зоны залегания полезных ископаемых;

· территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

· зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологич бедствия;

· зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;

· иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

Цель выделения таких зон — определение вида использования территорий и тем самым установление ограничений на их использование для градостроительной деят-ти. В этих случаях ограничения касаются в первую очередь градостроительной деят-ти, что отражается и на режиме использования участков. Установление таких зон не является зонированием, предусмотренным законодательством о градостроительстве. Задача режима в таких зонах — ограничить права лиц, использующих участки, в целях, предусмотренных законодательством.

48. Изъятие (выкуп) земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Возмещение убытков.

Решение об изъятии участка для гос или муницип нужд принимается федеральными органами исполнит власти, органами исполнит власти субъекта РФ или органами местного самоуправления.

Собственник участка должен быть не позднее чем за год до предстоящего изъятия письменно уведомлен об этом органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп земельного участка до истечения года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.

Изъятие участков для гос или муницип нужд осуществляется в исключительных случаях по основаниям, связанным с:

1) выполнением международных договоров РФ;

2) строительством, реконструкцией объектов гос значения (объектов федерального значения, регионального значения) или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов:

· объекты федеральных и региональных энергетич систем;

· объекты использования атомной энергии;

· объекты обороны страны и безопасности государства, в том числе инженерно-технические сооружения, линии связи и коммуникации, возведенные в интересах защиты и охраны Гос. границы;

· объекты федерального транспорта, объекты связи федерального значения, а также объекты транспорта, объекты связи регионального значения, объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования;

· объекты, обеспечивающие космическую деят-ть;

· линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деят-ть субъектов естественных монополий;

· объекты систем электро-, газоснабжения, объекты систем теплоснабжения, объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения федерального, регионального или местного значения;

· автомобильные дороги федерального, регионального или межмуницип, местного значения.

3) иными основаниями, предусмотренными ФЗми.

Запрещается изъятие участков, предоставленных федеральным гос бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных ФЗми.

Допускается изъятие участков, расположенных на территории одного субъекта РФ, для гос нужд другого субъекта РФ, если это изъятие осуществляется для размещения объектов регионального значения такого субъекта РФ, предусмотренных документами территориального планирования субъекта РФ, на территории которого расположены такие участки.

Решение об изъятии может быть принято на основании ходатайств об изъятии, с которыми в уполномоченные органы исполнит власти или органы местного самоуправления вправе обратиться организации:

1) являющиеся субъектами естественных монополий, в случае изъятия участков для размещения объектов федерального значения или объектов регионального значения и обеспечивающих деят-ть этих субъектов;

2) уполномоченные в соответствии с НПА РФ, субъектов РФ, заключенными с органами гос власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять деят-ть, для обеспечения которой в соответствии со статьей 49 ЗКРФ осуществляется изъятие участка;

3) являющиеся недропользователями, в случае изъятия участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.

Права на изымаемые участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества прекращаются с момента гос регистрации прекращения данных прав, если законодательством не установлено иное.

ВОЗМЕЩЕНИЕ УБЫТКОВ

Законодательством определено то, что плата за участок определяется соглашением с собственником, при принудительном изъятии – решением суда.

Размер возмещения за участки, рыночная стоимость участков, находящихся в гос или муницип собственности и передаваемых в частную собственность взамен изымаемых участков, рыночная стоимость прав, на которых предоставляются участки, находящиеся в гос или муницип собственности, взамен изымаемых участков, определяются в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в РФ" с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (ЗКРФ, Ст 56.8).

Наши рекомендации