Введение к курсовому проекту

Введение очень ответственная часть курсового проекта, поскольку оно ориентирует в дальнейшем на раскрытие темы.

В этом разделе обосновать актуальность выбранной темы.

Во введении дать обоснование применения данного вида транспорта, дать характеристику гидрогеологических условий, разнообразных препятствий, пересекаемых трубопроводами.

Актуальность - обязательное требование к любой научной- исследовательской работе. Освещение актуальности должно быть немногословным 0,5 - 1 страница машинописного текста достаточно, чтобы показать суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

В главах основной части курсового проекта подробно рассматривается методика и техника расчетов, обобщаются результаты.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают текст основной части курсового проекта, помещают в приложении.

Содержание глав основной части долж6но точно соответствовать теме курсового проекта и полностью ее раскрывать.

Каждая новая глава начинается с новой страницы. Эти главы должны показать умение студента, сжато, логично и аргументировано излагать материал, изложение и оформление которого должно соответствовать приведенным требованиям.

Курсовой проект заканчивается заключительной частью, которая так и называется «заключение».

После заключения необходимо поместить библиографический список. Этот список составляет одну из существенных частей курсового проекта и отражает самостоятельную, творческую работу студента.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОГО ПРОЕКТА

Курсовой проект оформляется в виде пояснительной записки на 25 – 30 страницах, напечатанного через 1,5 интервала и графической части общим объемом на 2-х листах формата А 1.

Записка пишется на одной стороне листа с полем по четырем сторонам размеры левого поля – 20мл, до правого 5мм, верхнего и нижнего 5мм.

Каждый лист пояснительной записки должен содержат рамку, установленную соответствующим стандартам. Все листы пояснительной записки нумеруются (включая рисунки, схемы, таблицы, графики).

Отсчет ведется с титульного листа.

Все приводимые единицы должны соответствовать системе СИ.

Фразы, начинающиеся с новой строки, печатаются с абзацным отпуском от начала строки.

Приводимые в записки формулы, методики расчетов, а также таблицы и графики должны иметь ссылки на литературу.

Все рисунки, графики, таблицы, а также формулы номеруются и должны быть подписаны.

ВВЕДЕНИЕ

Трубопроводный транспорт газа, нефти и нефтепродуктов в настоящее время является основным средством доставки этих продуктов от мест добычи, переработки или получения к местам потребления. Основные месторождения нефти и газа в России расположены в восточных и северо-восточных районах. Для транспортирования нефти и газа в центральные и западные районы сооружаются трубопроводы длиной 2000-3000 км. Трубопроводы такой протяжённости пересекают огромное число разнообразных водных препятствий: малых и больших рек, водохранилищ, озёр, глубоких болот, сложенных слабыми грунтами.

Необычайно широк диапазон различного рода воздействий, оказываемых на подводные трубопроводы в зависимости от вида пересекаемых водных препятствий: течение, волны, лёд поверхностный, донный (если работы по сооружению ведутся в зимнее время), переформирование дна водоёмов, наружное давление воды при укладке на больших глубинах, воздействия якорей, волокуш и других предметов, опускаемых на дно водоёмов. Все эти воздействия являются лишь дополнением к основной нагрузке - внутреннему давлению, достигающему 5,4-10,0 МПа

Если учесть, что ремонт подводных трубопроводов представляет собой задачу, иногда более сложную, чем собственно строительство нового перехода, то становится очевидным, насколько сложны условия работы подводных трубопроводов и, следовательно, насколько продуманным и научно обоснованными должны быть расчёты и технология их строительства.

Практически при проектировании и строительстве переходов должна быть решена задача создания подводных трубопроводов, которые могли бы работать без аварий и ремонтов в течение 40-50 лет. Только в этом случае средства, затрачиваемые на их строительство, можно считать оправданными, а водоёмы - защищёнными от возможного попадания в них вредных для животного и растительного мира продуктов.

G0ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящие нормы распространяются на проектирование новых и реконструируемых магистральных трубопроводов и ответвлений от них с условным диаметром до 1400 мм включительно с избыточным давлением среды свыше 1,2 МПа (12 кгс/кв.см) до 10 МПа (100 кгс/кв.см) (при одиночной прокладке и прокладке в технических коридорах) для транспортирования:

а) нефти, нефтепродуктов (в том числе стабильного конденсата и стабильного бензина), природного, нефтяного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от промыслов), производства или хранения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций, отдельных промышленных и сельскохозяйственных предприятий и портов);

б) сжиженных углеводородных газов фракций С(3) и С(4) и их смесей, нестабильного бензина и конденсата нефтяного газа и других сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 40 °С не свыше 1,6 МПа (16 кгс/кв.см) из районов их добычи (промыслов) или производства (от головных перекачивающих насосных станций) до места потребления;

в) товарной продукции в пределах компрессорных (КС) и нефтеперекачивающих станций (НПС), станций подземного хранения газа (СПХГ), дожимных компрессорных станций (ДКС), газораспределительных станций (ГРС) и узлов замера расхода газа (УЗРГ);

г) импульсного, топливного и пускового газа для КС, СПХГ, ДКС, ГРС, УЗРГ и пунктов редуцирования газа (ПРГ).

В состав магистральных трубопроводов входят:

трубопровод (от места выхода с промысла подготовленной к дальнему транспорту товарной продукции) с ответвлениями и лупингами, запорной арматурой, переходами через естественные и искусственные препятствия, узлами подключения НПС, КС, УЗРГ, ПРГ, узлами пуска и приема очистных устройств, конденсатосборниками и устройствами для ввода метанола;

установки электрохимической защиты трубопроводов от коррозии, линии и сооружения технологической связи, средства телемеханики трубопроводов;

линии электропередачи, предназначенные для обслуживания трубопроводов и устройства электроснабжения и дистанционного управления запорной арматурой и установками электрохимической защиты трубопроводов;

противопожарные средства, противоэрозионные и защитные сооружения трубопроводов;

емкости для хранения и разгазирования конденсата, земляные амбары для аварийного выпуска нефти, нефтепродуктов, конденсата и сжиженных углеводородов;

здания и сооружения линейной службы эксплуатации трубопроводов;

постоянные дороги и вертолетные площадки, расположенные вдоль трассы трубопровода, и подъезды к ним, опознавательные и сигнальные знаки местонахождения трубопроводов;

головные и промежуточные перекачивающие и наливные насосные станции, резервуарные парки, КС и ГРС; СПХГ;

пункты подогрева нефти и нефтепродуктов;

указатели и предупредительные знаки.

Проектирование трубопроводов, предназначенных для транспортирования стабильного конденсата и стабильного бензина, следует производить в соответствии с требованиями настоящих норм, предъявляемыми к нефтепроводам.

К стабильному конденсату и бензину следует относить углеводороды и их смеси, имеющие при температуре плюс 20 °С упругость насыщенных паров менее 0,2 МПа (2 кгс/кв.см).

Проектирование трубопроводов сжиженных углеводородов с упругостью насыщенных паров при температуре плюс 20 °С свыше 0,2 МПа (2 кгс/кв.см) - сжиженных углеводородных газов, нестабильного бензина и нестабильного конденсата и других сжиженных углеводородов - следует осуществлять в соответствии с требованиями СНиП 2.05.06-85*.

Проектирование газопроводов давлением 1,2 МПа (12 кгс/кв.см) и менее, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов давлением до 2,5 МПа (25 кгс/кв.см), предусматриваемых для прокладки на территории населенных пунктов или отдельных предприятий, следует осуществлять в соответствии с требованиями #M12291 871001048СНиП 2.04.08-87*#S, #M12291 871001020СНиП 2.11.03-93#S и #M12291 871001047СНиП 2.05.13-90#S.

Магистральные трубопроводы (газопроводы, нефтепроводы и нефтепродуктопроводы) следует прокладывать подземно (подземная прокладка).

Прокладка трубопроводов по поверхности земли в насыпи (наземная прокладка) или на опорах (надземная прокладка) допускается только как исключение при соответствующем обосновании. При этом должны предусматриваться специальные мероприятия, обеспечивающие надежную и безопасную эксплуатацию трубопроводов.

Прокладка трубопроводов может осуществляться одиночно или параллельно другим действующим или проектируемым магистральным трубопроводам - в техническом коридоре.

Под техническим коридором магистральных трубопроводов надлежит понимать систему параллельно проложенных трубопроводов по одной трассе, предназначенных для транспортирования нефти (нефтепродукта, в том числе сжиженных углеводородных газов) или газа (газового конденсата).

В отдельных случаях при технико-экономическом обосновании и условии обеспечения надежности работы трубопроводов допускается совместная прокладка в одном техническом коридоре нефтепроводов (нефтепродуктопроводов) и газопроводов.

Предельно допустимые (суммарные) объемы транспортирования продуктов в пределах одного технического коридора и расстояния между этими коридорами определяются согласно строительным нормам и правилам, утвержденным в установленном порядке.

Не допускается прокладка магистральных трубопроводов по территориям населенных пунктов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, аэродромов, железнодорожных станций, морских и речных портов, пристаней и других аналогичных объектов.

Для обеспечения нормальных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения магистральных трубопроводов и их объектов вокруг них устанавливаются охранные зоны, размеры которых и порядок производства в них сельскохозяйственных и других работ регламентируются Правилами охраны магистральных трубопроводов.

Температура газа, нефти (нефтепродуктов), поступающих в трубопровод, должна устанавливаться исходя из возможности транспортирования продукта и требований, предъявляемых к сохранности изоляционных покрытий, прочности, устойчивости и надежности трубопровода.

Трубопроводы и их сооружения следует проектировать с учетом максимальной индустриализации строительно-монтажных работ за счет применения, как правило, труб с заводской изоляцией и сборных конструкций в блочно-комплектном исполнении из стандартных и типовых элементов и деталей, изготовленных на заводах или в стационарных условиях, обеспечивающих качественное их изготовление. При этом принятые в проекте решения должны обеспечивать бесперебойную и безопасную эксплуатацию трубопроводов.

1.1. Классификация и категории магистральных трубопроводов

Магистральные газопроводы в зависимости от рабочего давления в трубопроводе подразделяются на два класса:

I - при рабочем давлении свыше 2,5 до 10,0 МПа (свыше 25 до 100 кгс/кв. см) включительно;

II - при рабочем давлении свыше 1,2 до 2,5 МПа (свыше 12 до 25 кгс/кв. см) включительно;

Магистральные нефтепроводы и нефтепродуктопроводы в зависимости от диаметра трубопровода подразделяются на четыре класса, мм:

I - при условном диаметре свыше 1000 до 1200 включительно;

II - то же, свыше 500 до 1000 включительно;

III - то же, свыше 300 до 500 включительно;

IV - 300 и менее.

Категории магистральных трубопроводов следует принимать по таблице 1.

таблица 1

#G0Назначение трубопровода Категория трубопровода при прокладке
подземной наземной и надземной
Для транспортирования природного газа: а) диаметром менее 1200 мм   IV   III
б) диаметром 1200 мм и более III III
в) в северной строительно-климатической зоне III III
Для транспортирования нефти и нефтепродуктов: а) диаметром менее 700 мм   IV   III
б) диаметром 700 мм и более III III
в) в северной строительно-климатической зоне III III

1.2. Основные требования к трассе трубопроводов

Выбор трассы трубопроводов должен производиться по критериям оптимальности. В качестве критериев оптимальности следует принимать приведенные затраты при сооружении, техническом обслуживании и ремонте трубопровода при эксплуатации, включая затраты на мероприятия по обеспечению сохранности окружающей среды, а также металлоемкость, конструктивные схемы прокладки, безопасность, заданное время строительства, наличие дорог и др.

При выборе трассы следует учитывать условия строительства с тем, чтобы обеспечить применение наиболее эффективных, экономичных и высокопроизводительных методов производства строительно-монтажных работ.

Для проезда к трубопроводам должны быть максимально использованы существующие дороги общей сети. Строительство новых дорог и дорожных сооружений следует предусматривать только при достаточном обосновании и невозможности объезда препятствий по существующим дорогам общего пользования.

1.3. Конструктивные требования к трубопроводам

Диаметр трубопроводов должен определяться расчетом в соответствии с нормами технологического проектирования..

При отсутствии необходимости в транспортировании продукта в обратном направлении трубопроводы следует проектировать из труб со стенкой различной толщины в зависимости от падения рабочего давления по длине трубопровода и условий эксплуатации.

Установку запорной арматуры, соединяемой при помощи фланцев, следует предусматривать в колодцах, наземных вентилируемых киосках или оградах. Колодцы, ограды и киоски следует проектировать из несгораемых материалов.

1.4. Подземная прокладка трубопроводов

Заглубление трубопроводов до верха трубы надлежит принимать, м, не менее:

#G1при условном диаметре менее 1000 мм 0,8

" " " 1000 мм и более (до 1400 мм) 1,0

на болотах или торфяных грунтах, подлежащих осушению 1,1

в песчаных барханах, считая от нижних отметок

межбарханных оснований 1,0

в скальных грунтах, болотистой местности при отсутствии

проезда автотранспорта и сельскохозяйственных машин 0,6

на пахотных и орошаемых землях 1,0

при пересечении оросительных и осушительных

(мелиоративных) каналов 1,1

(от дна канала)

#G0Заглубление нефтепроводов и нефтепродуктопроводов в дополнение к указанным требованиям должно определяться также с учетом оптимального режима перекачки и свойств перекачиваемых продуктов в соответствии с указаниями, изложенными в нормах технологического проектирования.

#G1Примечание. Заглубление трубопровода с балластом определяется как расстояние от поверхности земли до верха балластирующей конструкции.

Наши рекомендации