Поясните общую конструкцию и приведите эскиз ВЛС
Задание 1
Укажите назначение и типы ВЛС в зависимости от климатических условий.
Поясните общую конструкцию и приведите эскиз ВЛС
Выберите типовой профиль опоры ВЛС, исходя из заданного количества подвешиваемых цепей. Приведите эскиз опоры.
Перечислите виды проволоки, применяемой на ВЛС и приведите краткую физико-механическую характеристику проволоки согласно заданию.
Приведитесхему скрещивания двух цепей ВЛС 16-элементной секции скрещивания по заданным индексам и составьте схему взаимной защищенности между этими цепями.
Таблица 1 – Исходные данные.
Вариант | Количество цепей | Материал проволоки | Индекс скрещивания | |
Цепь 1 | Цепь 2 | |||
Биметалл АС | 8 - 16 | 1-2-4-16 |
Укажите назначение и типы ВЛС в зависимости от климатических условий.
Воздушная линия связи- это направленная линия передачи, использующая в качестве среды распространения металлические
провода, подвешенные в воздухе на опорах.
Достоинства:
1) Простота устройства;
2) Удобство обслуживания.
Недостатки:
1) Низкая помехозащищенность, обусловленная воздействие на ВЛС всех существующих в окружающем пространстве электромагнитных колебаний (помех);
2) Малая пропускная способность (3 канала в стальной цепи и 12 каналов в цветной цепи);
3) Плохая надежность, обусловленная частой повреждаемостью ВЛС;
4) Низкая экономическая эффективность, обусловленная малыми доходами (мало каналов) и большими эксплуатационными
расходами (частые ремонты), по причине отмеченных недостатков ВЛС, в настоящее время, нашли ограниченное применение, в
основной в сельской местности.
Воздушные линии подразделяются на линии:
- междугородной телефонной связи (МТС),
- сельской телефонной связи (СТС),
- городской телефонной связи (ГТС)
- радиотрансляционные сети (РС).
По своей значимости воздушные линии МТС и СТС разделяются на следующие классы:
- магистральные линии МТС, соединяющие столицу с республиканскими, краевыми и областными центрами и последние между собой;
- внутризоновые линии МТС, соединяющие республиканские, краевые и областные центры с районными центрами и последние между собой, и соединительные линии СТС;
- абонентские линии СТС.
Воздушные линии ГТС, соединительные (межстанционные) и абонентские на классы не подразделяются.
Линии РС в свою очередь разделяются на два класса:
- фидерные линии с номинальным напряжением выше 360 В;
- линии с напряжением до 360 В включительно и абонентские линии с напряжением 15 и 30 В.
При совместной подвеске на одной линии цепей разного назначения класс ее определяется по высшему классу цепи. Воздушные линии подразделяются по конструкции на облегченные (О), нормальные (Н), усиленные (У) и особо усиленные (ОУ).
Тип линии определяется гололёдностью района, по территории которого проходит ВЛС: северная, средняя, южная.
Тип линии | Толщина гололеда, мм | Линии сельской связи | |
Длина пролета, м | Число опор | ||
О | |||
Н | |||
У | |||
ОУ | 35,7 |
Усиленные и особо усиленные линии применяются при наиболее неблагоприятных климатических условиях (низкая температура воздуха, высокая скорость ветра, интенсивность гололедных образований, изморозь или мокрый снег).
Допустимые отложения на проводах характеризуются следующими данными:
- для облегченных линий в негололедных или малогололедных районах средняя толщина льда на проводе должна быть до 5 мм, толщина изморози — до 20 мм включительно, масса отложений на 1 м погонной длины провода — до 150 г;
- для нормальных линий в гололедных районах толщина льда на проводе должна быть до 10 мм включительно, толщина изморози — свыше 20 мм, масса отложений на 1 м погонной длины провода — до 400 г;
- для усиленных линий в гололедных районах толщина льда на проводе должна быть до 15 мм включительно, толщина изморози — свыше 20 мм, масса отложений на 1 м погонной длины провода — до 800 г;
- для особо усиленных линий в гололедных районах толщина льда на проводе должна быть до 20 мм включительно, толщина изморози, — свыше 20 мм, масса отложений на 1 м погонной длины провода — до 1400 г.
Объемная масса льда принята равной 0,9 г/см3. Толщина, см, стенки отложения льда, изморози или мокрого снега определяется расчетным путем.
Расстояние между опорами воздушной линии называют длиной пролета. Длина пролета линии связи I и II классов типа О и Н принята равной 50 м, типа У — 40 м,
типа ОУ — 35,7 м;
для линий III класса типа О — 83,3 м,
типа Н — 62,5 м,
У и ОУ — 50 мм. Для линий ГТС типа О и Н — 50 м,
типа У — 40 м.
В пригородной зоне ГТС допускается увеличение длины пролетов до 83,3 м для линий типа О и до 62,5 м для типа Н.
Линии типа ОУ на ГТС не строятся. Длина пролетов линий РС класса I и типа О — 62,5 м, типа Н — 50 м, типа У и ОУ — 40 м, а для II класса соответственно 83,3; 62,5 и 50 м.
Поясните общую конструкцию и приведите эскиз ВЛС
Воздушные линии связи состоят из металлических проводов, подвешенных на опорах с помощью изоляторов и специальной арматуры.
Основными линейными материалами для устройства воздушных линий связи являются проволока (линейная и перевязочная), арматура для изоляции и крепления проводов на опорах.
Проволока. Линейная проволока, применяемая для проводов ВЛС, должна обладать высокой электрической проводимостью, большой механической прочностью и достаточной эластичностью, устойчивостью против коррозии, экономичностью изготовления. В соответствии с указанными требованиями наибольшее применение для проводов воздушных линий связи получили медная, биметаллическая и стальная проволоки.
Для крепления проводов на изоляторах применяется перевязочная проволока диаметром 2 и 2,5 мм, стальная мягкая оцинкованная – для стальных проводов и медная мягкая – для проводов из цветных металлов.
Для соединения концов линейных проводов пайкой используется спаечная проволока: стальная мягкая луженая диаметром 1 — 1,2 мм — для стальных проводов и медная мягкая диаметром 1 и 1,5 мм — для проводов из цветного металла (соответственно диаметром 3 и 3,5—4 мм).
Арматура.Для изоляции проводов ВЛС их укрепляют на изоляторах. В соответствии со своим назначением изоляторы должны обладать большим электрическим сопротивлением, малыми диэлектрическими потерями и высокой механической прочностью. Этим требованиям в наибольшей мере удовлетворяют фарфоровые изоляторы. Употребляются также стеклянные изоляторы, изготавливаемые из малощелочного стекла.
Фарфоровые и стеклянные изоляторы имеют одинаковую форму. Внутри изолятор имеет винтовую нарезку для укрепления его на крюке или штыре. При навертывании изолятора на штырь на последний предварительно наматывается просмоленная пенька (каболка) или полиэтиленовый колпачок.
Стальные крюки изготовляют следующих типов: КН-20, КН-18, КН-16 и КН-12 (крюк низковольтный диаметром соответственно 20, 18, 16 и 12 мм).
Траверсы изготавливают из дерева (дуба, сосны, лиственницы, ели, кедра) и угловой разнобокой стали. Деревянные траверсы пропитывают противогнилостным составом. Наиболее широко применяются восьмиштырные траверсы.
На траверсах укрепляются стальные штыри с размерами, соответствующими типу траверс (деревянные или стальные), и изоляторы.
Арматура в основном выбирается исходя из диаметра и условий крепления, применяемого провода.
Кроме рассмотренной основной арматуры, при строительстве воздушных линий связи применяются кронштейны, подвесные крюки, накладки, а также различные крепежные материалы (болты, глухари, подкосы и пр.).
Опоры. Опоры воздушных линий связи должны обладать достаточной механической прочностью, сравнительно продолжительным сроком службы, быть относительно легкими, транспортабельными и экономичными. До последнего времени на воздушных линиях связи применялись опоры из деревянных столбов. Затем начали широко применяться железобетонные опоры.
Деревянные столбы для опор линий связи заготавливают в основном из сосны, лиственницы, ели, кедра и пихты. Размеры столбов выбирают в зависимости от класса и типа линии, числа проводов, способа их подвески и допускаемого расстояния от нижнего провода до земли. Наиболее широко применяются столбы длиной 6,5; 7,5; 8,5 м с диаметром в вершине от 12 до 22 см; для устройства переходных опор большей высоты применяются, кроме того, столбы длиной 9,5; 11 и 13 м с диаметром в вершине от 14 до 24 см.
Деревянные опоры, особенно их нижние части, находящиеся у поверхности земли, подвержены гниению. По этой причине срок службы деревянных столбов сравнительно невелик — 5—7 лет. Для увеличения срока службы деревянные столбы (а также приставки, служащие для укрепления столбов) пропитывают противогнилостным составом — антисептиками. В качестве последних применяются креозотовое и антраценовое масло, а также уралит, фтористый натрий и др.
Железобетонные опоры и приставки прочны и долговечны. Из железобетона изготовляют все основные типы опор: промежуточные, угловые, анкерные, вводные, кабельные. Для строительства линий связи наиболее широко применяются опоры прямоугольного сечения.
Железобетонные опоры изготовляются длиной 6,5; 7,5 и 8,5 м.
Для линий связи применяются следующие марки железобетонных опор: ПО — прямоугольная облегченная и ПОН — то же, с предварительно напряженной арматурой
Наряду с железобетонными опорами на линиях связи широко применяют железобетонные приставки, укрепляющие деревянные опоры для удлинения срока их службы.
Ниже приведен эскиз ВЛС:
Линейная проволока |
Опора |
Изолятор |