Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия

К естественным и искусственным препятствиям относятся: реки, водохранилища, каналы, озера, пруды, ручьи, протоки и болота, овраги, балки, железные и автомобильные дороги.

Подводные переходы трубопроводов через водные преграды

Подводные переходы трубопроводов через водные преграды следует проектировать на основании данных гидрологических, инженерно-геологических и топографических изысканий с учетом условий эксплуатации в районе строительства ранее построенных подводных переходов, существующих и проектируемых гидротехнических сооружений, влияющих на режим водной преграды в месте перехода, перспективных дноуглубительных и выправи тельных работ в заданном районе пересечения трубопроводом водной преграды и требований по охране рыбных ресурсов.

Подземные переходы трубопроводов через железные и автомобильные

дороги

Переходы трубопроводов через железные и автомобильные дороги следует предусматривать в местах прохождения дорог по насыпям либо в местах с нулевыми отметками и в исключительных случаях - при соответствующем обосновании в выемках дорог.

Угол пересечения трубопровода с железными и автомобильными дорогами должен быть, как правило, 90°. Прокладка трубопровода через тело насыпи не допускается.

Участки трубопроводов, прокладываемых на переходах через железные и автомобильные дороги всех категорий с усовершенствованным покрытием капитального и облегченного типов должны предусматриваться в защитном футляре (кожухе) из стальных труб или в тоннеле, диаметр которых определяется условием производства работ и конструкцией переходов и должен быть больше наружного диаметра трубопровода не менее чем на 200 мм.

Концы футляра должны выводиться на расстояние:

а) при прокладке трубопровода через железные дороги:

от осей крайних путей - 50 м, но не менее 5 м от подошвы откоса насыпи и 3 м от бровки откоса выемки;

от крайнего водоотводного сооружения земляного полотна (кювета, нагорной канавы) - 3 м;

б) при прокладке трубопровода через автомобильные дороги- от бровки земляного полотна - 25 м, но не менее 2 м от подошвы насыпи.

Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под железными дорогами общей сети, должно быть не менее 2 м от подошвы рельса до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 1,5 м от дна кювета, лотка или дренажа.

Заглубление участков трубопроводов, прокладываемых под автомобильными дорогами всех категорий, должно приниматься не менее 1,4 м от верха покрытия дороги до верхней образующей защитного футляра, а в выемках и на нулевых отметках, кроме того, не менее 0,4 м от дна кювета, водоотводной канавы или дренажа.

При прокладке трубопровода без защитных футляров вышеуказанные глубины следует принимать до верхней образующей трубопровода.

Заглубление участков трубопровода под автомобильными дорогами на территории КС и НПС принимается в соответствии с требованиями #M12291 5200094СНиП II-89-80*#S.

Расстояние между параллельными трубопроводами на участках их переходов под железными и автомобильными дорогами следует назначать исходя из грунтовых условий и условий производства работ, но во всех случаях это расстояние должно быть не менее расстояний, принятых при подземной прокладке линейной части магистральных трубопроводов.

4.1. Устойчивость подводного трубопровода

Под устойчивостью подводного трубопровода понимается способность оставаться в покое при самом неблагоприятном сочетании основных силовых воздействий - выталкивающее Ар­химедово усилие, горизонтальная и вертикальная составляющие гидродинамического воздействия потока, силы упругости трубо­провода и т. д. Расчет устойчивости подводных трубопроводов, прокладываемых на переходах через водные преграды, можно выполнить по формуле

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (47)

где Б - необходимая пригрузка; Кн.в - коэффициент надежно­сти при расчете устойчивости положения трубопровода против всплытия, принимается равным для водных преград с шириной зеркала воды в межень до 200 м, условным диаметром менее 1000 мм - 1,1; для остальных водных преград (реки) - 1,15; qв - расчетная выталкивающая сила воды, действующая на трубопровод (с учетом изоляции и футеровки),

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (48)

Бг - дополнительная пригрузка, необходимая для компенсации горизонтальной составляющей гидродинамического воздействия потока Рх

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (49)

fтр - коэффициент трения трубопровода о грунт; для трубо­провода, покрытого сплошной деревянной футеровкой, прини­мается в зависимости от характеристики грунта в следующих пределах:

таблица 6

Характеристика грунтов
Разрушенная скала, скальные грунты 0,65
Пески крупные и гравелистые 0,55
Пески мелкие и супеси 0,45
Илистые и суглинистые грунты 0,4

сх - коэффициент лобового сопротивления, зависящий от пара­метра

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (50)

υср -средняя скорость потока, набегающего на трубу;

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (51)

Dтр - наружный диаметр трубопровода с учетом изоляции и футеровки;

δиз, δфут - соответственно толщина изо­ляции и футеровки;

ν - кинематический коэффициент вязкости, при 20° С для воды ν = 0,01 сСт;

g - ускорение свободного паде­ния; при Rе<105 сх=1,2 , при Rе=105÷107 сх=1;

Бв - допол­нительная пригрузка, необходимая для компенсации вертикальной составляющей гидродинамического воздействия потока,

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (52)

су – коэффициент подъемной силы при несимметричном обте­кании трубы, су = 0,55;

Бизг - дополнительная пригрузка, необ­ходимая для изгиба трубопровода по заданной кривой дна траншеи;

Бпр.с - дополнительная пригрузка, необходимая для предотвращения подъема трубопровода на криволинейных участ­ках в вертикальной плоскости под действием продольных усилий.

Суммарную величину Бизг+ Бпр.с можно найти по следующей зависимости:

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (53)

где T -расчетное тяговое усилие при протаскивании трубо­провода;

Е×I - жесткость при изгибе;

lкр , f - соответственно про­тяженность и стрела прогиба криволинейного участка, берутся на основании данных фактического профиля перехода. Осталь­ные параметры определяются аналогично расчету балласти­ровки на болотах.

4.2. Расчет подводного трубопровода в строительный период методом протаскивания

При укладке подводных трубопроводов наиболее распростра­ненным способом - протаскиванием его по дну с помощью заранее уложенного троса - необходимо определить тяговое усилие для всех возможных случаев, рассчитать тяговый трос и анкеры, подобрать тяговые средства и определить допустимую скорость движения трубопровода при протаскивании с самозаливом.

Расчетное тяговое усилие

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (54)

где mтяг- коэффициент условий работы тяговых средств (mтяг = 1,1 -протаскивание лебедкой; mтяг= 1,2 -протаскивание тя­гачами);

Тп - предельное сопротивление трубопровода на сдвиг, определяемое для следующих расчетных случаев; при трогании трубопровода с места

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (55)

где qi - вес единицы длины снаряженного трубопровода;

lпл - длина протаскиваемой плети;

Енас - пассивный отпор грунта врезающимся в него неровностям на поверхности трубы (при протаскивании трубопровода с гладкой поверхностью Енас = 0),

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (56)

Nг - число выступающих элементов па поверхности трубы;

iг - длина части окружности трубы, врезающейся в грунт;

tг - толщина выступающих элементов;

ρест, φгр, сгр - соответ­ственно плотность в естественном состоянии, угол внутрен­него трения и сцепления грунта;

при вынужденных остановках

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (57)

где qпс - сила присоса, для плотных глин b суглинков qнс = 0,03 тс/м2, для вязких - qнс = 0,06 тс/м2;

Fон - площадь опирания трубопровода на водонасыщенный глинистый грунт, Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru

В качестве тяговых средств могут использоваться тягачи или мощные тяговые лебедки.

Тяговый трос подбирается в зависимости от разрывного уси­лия

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (58)

где mтс - коэффициент условий работы, mтс = 1,1;

nп - коэффи­циент перегрузки, nп = 2 - при протаскивании по грунту, nп = 1,3 - по специальным дорожкам;

kтс - коэффициент однород­ности троса, kтс = 1 - новый трос, kтс = 0,8 - трос, имеющий об­рывы проволок в пределах установленной нормы;

tтс - коэффициент тросового соединения, значения которого принимаются по таблице 7.

таблица 7

Подбор коэффициента перегрузки
При изгибе троса:  
вокруг подвижного блока 0,43
вокруг коуша 0,67
продетого в отверстие в планке 0,35
через крюк простой петлей 0,2
через крюк закидной петлей 0,7
При наличии на тросе расплавленных узлов 0,5
При сжатии троса специальными сжимами 0,7
При наличии простого, двойного или задвижного штыка 0,5

Для обеспечения устойчивости трубопровода при его про­таскивании с одновременным заполнением водой скорость про­таскивания должна быть соизмеримой со скоростью самозалива.

Максимальная скорость протаскивания

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (59)

где d0 - диаметр заливочного отверстия; Dв - внутренний диа­метр трубопровода.

4.3. Расчеты, связанные с укладкой трубопровода с поверхности воды

В данном способе укладки при заливе внутрь трубопровода воды образуется переходный участок с. Каждое сече­ние трубопровода последовательно испытывает значительные напряжения от изгиба, при этом для сохранности трубопровода должно выполняться следующее условие прочности:

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (60)

где - Маmax , Мbmax соответственно максимальные изгибающие моменты для участка a и b;

Rн2 - нормативное сопротивление трубной стали, равное пределу текучести.

Выполним геометрический и прочностной расчеты, считая известными следующие величины:

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (61)

При известном отношении q1/q2 по уравнению

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (62)

или из графика можно найти соотношение между дли­ной изогнутого участка с и участка, заполненного водой, а; n = с / а. Длину заполненного водой участка а определяем по выражению

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (63)

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru

Рисунок 9 - Расчетная схема переход­ной кривой

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru

Зависимость n от q1/q2

Тогда с = n × а и b = с - a

Опорная реакция

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (64)

Максимальный изгибающий момент на участке а

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (65)

а для участка b

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (66)

Для облегчения расчетов можно использовать график зави­симости коэффициентов ψa и ψb от q1/q2 . Максимальные напряжения в трубопроводе на участке а

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (67)

а для участка b

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (68)

здесь rср - средний радиус трубы,

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (69)

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru

Зависимость ψа, ψb от q1/q2

Если условие прочности не выполняется, необходимо искусственно изменить отношение q1/q2, например использованием утяжеляющих грузов или разгружающих понтонов.

Новое значение ψa,b, соответствующее условию прочности, будет

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (70)

При укладке с поверхности воды также рассчитывают число оттяжек, удерживающих трубопровод в створе от сноса течением реки.

Расстояние между оттяжками:

при двух пролетах

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (71)

при трех пролетах

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (72)

при четырех и большем числе пролетов

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (73)

здесь R2 – расчетное сопротивление трубной стали; pi – интенсивность воздействия гидродинамического потока на трубопровод

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (74)

с - коэффициент, зависящий от отношения длины трубопровода lпер к диаметру, при lпер /Dтр >40 с = 1,15;

h - проекция смочен­ной поверхности трубопровода на вертикальную плоскость:

Определив расстояния lот , находим прогиб трубопровода f :

для прибрежных пролетов

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (75)

для русловых пролетов

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (76)

Величина f должна быть не больше, чем половина ширины дна траншеи.

Необходимо отметить, что дополнительная пригрузка увели­чивает устойчивость подводных трубопроводов, особенно при их укладке непосредственно по дну водоема или с незначительным заглублением.

4.4. Расчет на прочность защитного футляра (кожуха) при пересечении железных и автомобильных дорог

Одними из наиболее серьезных искусственных препятствии являются железные и автомобильные дороги. Прокладка участков переходов трубопроводов через железные и автомобильные дороги (за исключением V категории) предус­матривается в защитном футляре (кожухе), который является основной деталью перехода и предназначен для предохранения укладываемого через него трубопровода от воздействия нагрузок, агрессивных грунтовых вод и блуждающих токов, а при авариях трубопровода - для предохранения полотна до­роги от разрушения.

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru

Рисунок 10 - Схема перехода под железной и автомобильной дорогой

1 – трубопровод; 2 – защитный футляр; 3 — опора; 4 - сальниковое уплотнение;

5 – отводная труба; 6 – вытяжная свеча; 7 – отводной колодец

На футляр действуют внешние нагрузки - верти­кальное и боковое давление грунта qгр. в и qгр. б и давление от веса подвижного транспорта qн

таблица 8

Геометрические параметры переходов
Дороги Размеры, мм
a b H
Железная общей сети Железная промышленная Автомобильная 1,5 1,5 1,4

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru

Рисунок 11 - Схема к расчету футляра на прочность

Расчетная вертикальная нагрузка

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (76)

где nгр = 1,2 — коэффициент перегрузки; γгр — плотность грунта в естественном состоянии; hсв — высота грунта в преде­лах естественного свода обрушения, действующая на футляр,

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (77)

fкр - коэффициент крепости породы; В - ширина пролета ес­тественного свода обрушения,

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (78)

Dф - наружный диаметр футляра: φгр - угол внутреннего тре­ния грунта.

Боковое давление

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (79)

Рассматривая полотно дороги как балку на упругом основа­нии под действием нагрузок Рi от подвижного состава, определяется давление от подвижного состава.

Реакция основания

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (80)

где Рi - действующая нагрузка; k0 - коэффициент постели грунта; b - ширина полотна дороги, D - цилиндрическая жесткость полотна дороги,

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (81)

Еп - модуль упругости материала полотна дороги; μп - коэф­фициент Пуассона материала полотна дороги; lп - момент инерции материала полотна дороги,

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (82)

hп - толщина покрытия дороги; α - коэффициент жесткости,

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (83)

η – текущая координата от центра приложения силы Рi

Определив зону распространения эпюры реакции основания 2×а и ее максимальную величину Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru строится эпюра распределения напряжений, используя формулу

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (84)

где x, z – соответственно горизонтальная и вертикальная координата до рассматриваемой точки.

Нагрузка от подвижного состава

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (85)

где nп.с = 1,2 – коэффициент перегрузки; А – коэффициент, зависящий от глубины заложения в грунт защитного футляра.

Толщина стенки футляра

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (86)

где N – поперечное усилие

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (87)

rф - радиус футляра; М - изгибающий момент,

Переходы магистральных трубопроводов через естественные и искусственные препятствия - student2.ru (88)

спл - коэффициент учитывающий всестороннее сжатие футля­ра,

спл = 0,25; R2 - расчетное сопротивление материала.

Наши рекомендации