Стенд 5. первые каменные церкви томска

Ориентировочная продолжительность рассказа:8 мин.

Тема 1.Социокультурные функции томских храмов в XVIII – XIX веках

Объект показа

Томск с восточной стороны. Художник Ю. Флек. 1868 год
Вид Томска с запада. Художник М. Колосов 1871 год
Вид Томска. Художник А. Мартынов Начало XIX века

В Томске в конце XVIII века было восемь храмов (на каждый из них приходилась примерно одна тысяча горожан). К тому времени в городе вместо деревянных церквей были воздвигнуты или воздвигались каменные.

Неслучайно именно церкви стали едва ли не первыми кирпичными строениями на томской земле – настолько велико было значение храмов для местного общества и желание уберечь важные общественные здания от пожаров, нередко выжигавших целые кварталы. В появлении каменных храмов также можно увидеть знак растущих экономических возможностей города, его торговой и административной роли: в 1804 году Томск стал центром обширной губернии.

Гармоничные постройки, созданные по правилам современной им архитектуры, оштукатуренные, побеленные или окрашенные в светлые тона, с высокими главками и куполами, на крестах которых играли солнечные лучи, городские церкви, возвышаясь над обывательскими постройками, виделись издалека. Они служили украшением города, были его достопримечательностями, главными ориентирами городских районов. По их названиям именовались улицы и площади, на которых располагались церкви: улицы Духовская, Преображенская (Ярлыковская), Знаменская, Воскресенский взвоз, площади Благовещенская, Новособорная….

В храмах оглашались важнейшие решения верховной власти. Для Томска церкви являлись важнейшими общественными зданиями, в которых устанавливались определённого рода социальные связи между жителями, велось воспитание в христианском духе, умягчались нравы. К храмам стекались нуждающиеся, рассчитывая на милосердие прихожан…

«…Вообще жители г. Томска в отношении религиозном, усердны в вере, исполнительны в правилах религии, богобоязненны и благотворительны к святым Божиим церквам…», – писали «Томские губернские ведомости» в 1858 году.

Назовем храмы, которые украшали наш город в первой половине XIX столетия и являлись первыми каменными в Томске.

Тема 2.Воскресенская церковь

Объект показа

Воскресенская церковь в г. Томске. Художник А. Внуков. 1920 год.
Вид Воскресенской горы. Художник Ю. Флек. 1868 год

Один из них – Воскресенская церковь. Она и сейчас стоит на горе и на улице, которые некогда получили свои названия по этому храму – Воскресенская гора, Воскресенский взвоз.

Церковь в память Обновления храма Воскресения Христа в Иерусалиме была заложена в 1789 году на месте деревянного храма XVII века (несколько севернее от деревянного Троицкого храма, стоявшего на мысе Воскресенской горы, на месте костела). Строилось оно 18 лет.

Здание имело два этажа и два придела. Нижний придел новой каменной церкви был освящён в 1803 году, верхний – в 1807 – во имя Успения Божией Матери.

Величавое, стройное здание, которое и сегодня представляет собой великолепный памятник сибирского барокко, с ярко выраженными чертами этого стиля. Специалисты считают, что авторство проекта принадлежит школе Бартоломео Франческо Растрелли, итальянского зодчего, создателя многих дворцов и храмов Петербурга, прославившим красоту российской столицы.

В последней четверти XIX века к западу от храма была сооружена деревянная колокольня для пожертвованного купцом А.А. Васильевым 1000-пудового колокола. В церкви хранились знамена и регалии томских полков.

Дополнительная информация. Тысячепудовый колокол (16 тонн) был отлит в 1896 г. в Ярославле на заводе Оловянишникова на средства томского купца Андрея Афанасьевича Васильева, пожертвовавшего на это дело 3000 руб. серебром (в 1898 г. жертвователь был погребен в церковной ограде). Колокол был отлит в честь состоявшейся 14 (26) мая 1896 года коронации царя Николая II и царицы Александры Федоровны. Колокол, украшенный горельефами евангелистов, имел диаметр более 4-х метров, а его общий вес составлял 16640 кг. Горожане нарекли его "Томским Царь-колоколом". В свое время он был третьим по величине в Сибири.

В 1930 году колокол был сброшен с колокольни и отправлен на переплавку, а колокольня была разобрана. В 1937 году была предпринята попытка разрушения церкви. Но снесена была лишь церковная ограда. В конце 30-х годов. в помещении церкви находился гараж для машин, зерносклад. В 40-е годы в храм из-за боязни вторжения японских войск в СССР были перенесены архивы РСФСР по Дальнему Востоку. В 1980-х годах началась реставрация здания, в 1990-х оно было возвращено церкви. В 2004 году копия знаменитого колокола была поднята на вновь выстроенную звонницу.

Тема 3.Духовская церковь

Объект показа

Духовская церковь. Начало XX века

Трёхпрестольный храм во имя Сошествия Святого Духа на Апостолов был построен в конце XVIII – первой половине XIX века в стиле сибирское барокко с элементами классицизма.

Освящение его престолов происходило в 1788, 1803 и 1841 годах. Большие суммы на его сооружение внесли томские купцы Пётр Ненашев, Михаил Неупокоев.

Этот храм дал название Духовской улице (с 1920 года – улица Карла Маркса), находился он рядом с Томью в городском торговом районе, получившим название Пески. На Духовской улице селилось томское купечество – поближе к торговой площади и пристани. Купечество же заботилось о благолепии своего приходского храма, осуществляло на свои средства его перестройки и поновления.

Дополнительная информация. В 1930 году храм был закрыт. В мае 1931 года разобрали колокольню, чтобы превратить здание в «ожидальню» для пассажиров Госречфлота. Позднее здание использовалось под механические мастерские пристани, а в 1960-е годы было разобрано на кирпичи.

Тема 4.Знаменская церковь

Объект показа

Знаменская церковь. Начало XX века

Церковь с главным престолом в честь Абалакской иконы Божией Матери «Знамение» была построена к 1810 году.

Дополнительная информация.Абалакская икона «Знамение» Божией Матери – чудотворная икона Богородицы, самая почитаемая икона Богоматери в Сибири. Написана в 1637 году при тобольском архиепископе Нектарии протодиаконом кафедрального собора Матфием. В честь иконы в 1783 году святителем Варлаамом был основан Абалакский монастырь.

Первоначально имела два престола, после пожара (1820) и связанных с ним перестроек стала трёхпрестольной. Центральный престол был освящен в честь Знамения Пресвятой Богородицы, южный престол – во имя святых первоверховных Петра и Павла, северный – во имя Всех Святых.

Церковь сооружалась и перестраивалась, когда в архитектуре стиль барокко сменялся классицизмом, потому храм имеет черты обоих стилей.

Храм находится в бывшем городском предместье, называвшемся ранее Заозерье (территория около современного центрального рынка, ул. Войкова). В XIX веке этот район был известен своими кожевенными мастерскими, здесь проживали их рабочие и хозяева.

Первоначально же, по преданию, это предместье было заселено выходцами из г. Углича, сосланными в 1593 году в Сибирь за гибель царевича Дмитрия. Один из потомков углических ссыльных дворянин Иван Качалов и возвел на свои средства каменный храм взамен построенной в 1703 году деревянной Знаменской церкви (пострадавшей от пожара).

В храме находилось много святынь: иконы с мощами святого Иоанна Предтечи, святого апостола Павла, святого евангелиста Марка, святого царевича Димитрия и других святых, а также почитаемая икона Христа Спасителя, высеченная на аспидном камне (так называли минерал шунгит).

Дополнительная информация. Храм был закрыт в 1935 году. Здание храма отдали базе Сплавфлота, позже здание занял под склад зерна Поросинский спиртзавод. С 1940 года здание принадлежало речному хозяйству. В 1960-годы здесь размещались кузница и кочегарка. В 1970-е - гараж, бойлерная, лодочная станция. Реликвии храма были утрачены, церковное здание претерпело серьёзные изменения. Центральный купол, колокольня и Всехсвятский придел были разрушены. К концу 1980-х вместо южного Петропавловского придела возвышался деревянный жилой дом. К другому, северному приделу, примыкала сливная яма, стоки которой струились под церковь. На месте центрального Знаменского придела размещался киоск по приему бутылок. В помещении, где сегодня действует церковная лавка, находился тепловой узел, отапливавший часть ближних домов. В 1984 году полуразрушенное здание было поставлено на госохрану как памятник культуры. В 1992 году развалины храма были возвращены Русской Православной Церкви, и силами верующих были проведены восстановительные работы. Первым был восстановлен и освящен северный придел во имя святителя Николая Чудотворца (1996), затем – южный – во имя преподобного Серафима Саровского (2000). В декабре 2005 года завершилось восстановление центрального Знаменского придела.

Тема 5.Христорождественская(Никольская) церковь

Объект показа

Христорождественская церковь. Конец XIX века

Каменная церковь во имя Рождества Христова была заложена в 1795 году, достроена и освящена в 1810-м. Она располагалась на Юрточной горе, рядом с мужским монастырём, на том месте, где, начиная с 1-й трети XVII века, стояли её деревянные предшественницы – Никольский и Христорождественский храмы. Эта территория входила в состав первого Томского женского монастыря (1671–1776).

Каменная колокольня построена в 1856–1857 годах купцом Г.И. Елисеевым. Тогда же было решено вместо обветшавшей и тесной церкви строить новую, что и было сделано в 1900 году.

Примечание. Рассказ о Никольской церкви на рубеже XIX – XX вв. продолжен в материалах 10-го стенда.

Тема 6.Вознесенская кладбищенская церковь

Объект показа

Вознесенская кладбищенская церковь. Начало XX века

Одна из первых каменных церквей Томска была кладбищенской. От приходских храмов кладбищенские отличались более широким притвором, в котором совершались отпевания умерших.

Однопрестольная каменная кладбищенская церковь в честь Вознесения Господня была построена по проекту первого томского губернского архитектора Петра Васильевича Раевского в стиле классицизм и освящена в 1819 году.

Она находилась при выезде из города по Иркутскому тракту на месте деревянной кладбищенской церкви. Ежегодно 1 июня из храма совершался крестный ход к часовне Святого Креста на Дальнем Ключе, построенной во второй половине XIX века.

Дополнительная информация. Вознесенское кладбище возникло в конце XVIII века. Оно делилось на несколько частей — православную (с церковью Вознесения Господня), католическую (с часовней Святого Антония), еврейскую, единоверческую, старообрядческую. Со временем кладбище заполнилось. Неоднократно с 1892 года сначала Томская городская дума, а затем местные органы советской власти объявляли о закрытии кладбища, но томичи продолжали на нем хоронить еще в 1930-х годах. В 1940 году Вознесенская церковь была закрыта. А в 1951-м территория кладбища была отведена под строительство завода «Сибкабель».

Тема 6.Троицкая единоверческая церковь

Объект показа

Троицкая единоверческая церковь на Воскресенской горе. Начало XX века

Средства на строительство этого старообрядческого храма были собраны среди всей православной паствы Томска по инициативе Преосвященного Афанасия епископа Томского и Енисейского. Единоверие – направление в старообрядчестве, сторонники которого признавали иерархическую юрисдикцию Священного Синода. В некотором роде этот храм стал преемником старообрядческой деревянной церкви, поставленной в Томске в XVIII веке староверами, высланными Екатериной II с Урала, с речки Керженец. В Томске на протяжении нескольких столетий существовала старообрядческая община (как и во многих других районах земледельческой полосы Сибири).

Первоначальный проект единоверческой церкви во имя Святой Живоначальной Троицы был сделан губернским архитектором Карлом Густавовичем Турским. Главный престол храма освящён в 1844 году.

Впоследствии храм достраивался: придел во имя священномученика Харлампия освящён в 1858 году, придел во имя великомученика Дмитрия Солунского в 1887-м. Во многом благодаря поздним перестройкам этот храм приобрел черты «русско-византийского» архитектурного стиля.

Дополнительная информация. Церковь действовала до сентября 1937 года (распоряжение Новосибирского Крайкома о её закрытии подписано лишь в 1940-м) В церкви разместили склад Заготзерно, затем контору автоколонны «Сибхозтранса». В годы Великой Отечественной войны политика советского государства в отношении церкви смягчилась. Благодаря этому томским верующим удалось добиться передачи православной общине Троицкого храма, и в 1946 году церковь была вновь освящена и в ней возобновились богослужения (храм уже не являлся старообрядческим).

Логический переход.В конце XVIII – начале XIX века были также возведены церковь в честь Казанской иконы Божией Матери в мужском монастыре, Благовещенский собор и Богоявленский храмы. Их кратким историям посвящены отдельные «странички» этой выставки.

Наши рекомендации