Основные виды конструкций из глины.
Фундаменты.
Мы привыкли при возведении наших зданий искать твердой почвы для фундамента. Так же поступали и египтяне. Но строители Вавилона или Ниневии никогда не закладывали фундаментов. Поскольку в наносной почве их равнин материк залегает очень глубоко, они отказываются от попыток достичь его. Они опираются на почву, но создают между ней и зданием массив, большой ростверк, подобие искусственного холма, платформу, которая служит основанием зданию и которой передается его тяжесть. В Хорсабаде массив, служащий основанием дворцу, имеет высоту 14 м и не является простой насыпью, а сложен из кирпичей одинакового размера, пущенных в дело еще в сыром состоянии.
Стены.
Прежде всего, следует отметить предвзятый консерватизм массивной постройки, стены которой были обыкновенно толщиной от 3 до 5, а часто даже и от 8 до 12 метров. Поперечный разрез городской стены доходил до 25 метров.
Стены возводились тоже из сырца, но здесь применение этого материала не было исключительным. В тех частях, по отношению к которым проявлялась особенная заботливость, употреблялся кирпич солнечной сушки на связи из жидкой глины. Обычно штукатурка из глины или из алебастра, или из глины и извести защищала стену от дождя.
Месопотамская архитектура уделяла внимание системе кладки. Будь то кирпичная или каменная, более или менее древняя - она всегда правильна и связана, она всегда нивелирует ряды кирпичей и заделывает концы.
Укрепление стены обычно достигалось при помощи арматуры и контрфорсов. В Месопотамии при построении кирпичной стены через известные промежутки прокладывался слой тростника, обмазанный асфальтом. Что касается контрфорсов, которые появляются в развалинах Варка и Тело, а также и Хорсабада, то значительность их распространения доказывается их количеством и тщательностью их установки. В Месопотамии их цементировали асфальтом, контрфорсы Хорсабада представляли собой мощные быки, шириной 4-9 метров, выступающие на 1,5 или даже на 2,5 см.
Своды.
Подобно египтянам, ассирийские строители клали кирпичный свод и, подобно им, применяли его, по выражению Страбона, «вследствие недостатка дерева». Как египтяне, и по той же причине, они возводили своды без помощи кружал. Этому условию лучше всего отвечает купольный свод. На рельефах из Куюнджика изображен город, все дома которого перекрыты куполами – то полусферическими, то возвышенного типа, вытянутой формы; возводить последние легче, чем обыкновенные.
Имели ли купола цилиндрические барабаны или покоились на квадратных основаниях с парусами? По-видимому, те жилые помещения, которые были ими перекрыты, не были циркульной формы, и предположение о наличии парусов кажется вполне вероятным.
Единственные дошедшие до нас своды – это те, которые перекрывали галереи.
В Хорсабаде раскопки обнаружили галереи, перекрытые коробовыми сводами. Эти своды выполнены по способу отрезков, как один из способов возведения кружал (рис. 4).
Рис. 4 Сводчатое перекрытие канала в Хорсабаде.
Материалом служит обожженный кирпич, которому, в зависимости от назначения придана соответствующая форма. Наиболее часта стрельчатая форма, повышенный профиль которой облегчает кладку без кружал. Кирпичи положены без связи и удерживаются лишь взаимным трением. Из предосторожности, которая наблюдается и в персидской, и в византийской архитектуре, отдельным отрезкам свода придавался сильный наклон. Своды из поперечных отрезков возможны в том случае, когда галерея ограничивается щековой стеной, служащей ей началом.
Для арок следует применять клинчатую кладку. Именно этим способом сложены арки ворот Хорсабада – из кирпича солнечной сушки на связи из жидкой глины.
Таким образом, ассирийские памятники дают нам одновременно образцы клинчатых арок и коробовых сводов из поперечных отрезков. Несомненно, своды больших залов были сложены по системе поперечных отрезков.