Подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Для целей определения таможенной стоимости, а следовательно, и налоговой базы по НДС, налогоплательщику необходима информация о размере суммы денежных средств в российских рублях, которая будет фактически уплачена за ввозимые товары.

Налоговая база при ввозе товаров на территорию РФ, ранее вывезенных в соответствии с таможенной процедурой переработки вне территории РФ, определяется отдельно как стоимость такой переработки.

Налоговая база также определяется отдельно по каждой группе товаров одного наименования, вида и марки. Также налоговая база определяется отдельно по подакцизным товарам, так и по неподакцизным.

Право на вычет НДС, уплаченного при ввозе товаров на территорию России, имеют только организации и индивидуальные предприниматели — плательщики этого налога, если товары:

- приобретаются для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения, в том числе для перепродажи;

- приняты к учету в соответствии с первичными документами.

Кроме того, плательщик должен располагать документами, свидетельствующими об уплате налога (плательщиком либо иным лицом, действующим по его поручению), таможенной декларацией, а также другими документами, подтверждающими ввоз товаров на таможенную территорию России.


В целях принятия НДС к вычету сумма налога отражается налогоплательщиком в книге покупок.

Право на вычет НДС, уплаченного таможенному органу (вычет по НДС не ставится в зависимость от их оплаты сумм поставщику), возникает в налоговом периоде (квартале), в котором импортные товары были оприходованы (основные средства поставлены на учет).

Суммы НДС, уплаченные при ввозе товаров на территорию России, не принимаются к вычету при исчислении платежей в бюджет по этому налогу, а учитываются в стоимости таких товаров в нескольких случаях.

Так, НДС включается в стоимость товаров налогоплательщикими, которые используют ввозимые товары в операциях:

- освобождаемых от НДС в соответствии со статьей 149 НК РФ;

- по реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не признается территория РФ;

- для осуществления операций, которые не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ;

- лицами, не являющиеся плательщиками НДС, а также лицами, освобожденные от исполнения обязанностей налогоплательщика по исчислению и уплате этого налога (ст. 149)

Налогоплательщикам, импортирующим товары в Российскую Федерацию из государств — членов таможенного союза, следует применять установленные российским законодательством образцы форм транспортных (товаросопроводительных) документов, используемых при импорте в Россию из государств — членов таможенного союза при оказании услуг по перевозке товаров российскими перевозчиками.. Образцы транспортных (товаросопроводительных) документов, которые могут использоваться хозяйствующими субъектами Республики Казахстан и Республики Беларусь при перемещении товаров на территорию Российской Федерации, также установлены

Операции по экспорту товаров облагаются по ставке 0%. Под экспортом понимается таможенный режим, при котором товары вывозятся за пределы РФ без обязательства об обратном ввозе

Объектом налогообложения признается стоимость экспортируемых товаров. Сумма налога при применении ставки 0% равна нулю. Однако наличие налоговой базы и исходящего НДС (даже нулевого) позволяет налогоплательщику предъявить к вычету сумму входящего НДС, т.е. НДС уплаченного при приобретении товаров (работ, услуг), в т.ч., используемых при производстве экспортируемых товаров.

Нулевая ставка НДС предполагает особые правила для исчисления НДС и предъявления вычета по НДС:

- начисляется НДС по экспорту в момент подтверждения или неподтверждения экспорта, а не момент отгрузки или оплаты, как по обычным операциям;

- вычет по экспорту предъявляется по мере подтверждения либо не подтверждения экспорта.

В соответствии с п.9 ст.167 НК РФ моментом определения налоговой базы при экспорте является последний день квартала, в котором собран пакет документов, подтверждающих экспорт (так называемый подтвержденный экспорт),

Если полный пакет документов не собран на 181 –й день со дня проставления на перевозочных документах отметки таможенных органов (так называемый неподтвержденный экспорт), то налоговая база для исчисления НДС определяется «задним числом» на дату отгрузки. Датой отгрузки признается дата первого по времени составления первичного документа, оформленного на имя покупателя или перевозчика для доставки товаров покупателю. В данном случае НДС начисляется по ставкам 18 или 10 процентов с учетом положений пунктов 2 и 3 статьи 164 Налогового кодекса.

Перечень представляемых в налоговую инспекцию документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки НДС при реализации товаров на экспорт в государства дальнего зарубежья, предусмотрен ст. 165 НК РФ. Так, тремя обязательными документами, представляемыми одновременно с налоговой декларацией по НДС, являются контракт с иностранным лицом на поставку товаров, таможенная декларация и транспортные (товаросопроводительные) документы с отметками таможенных органов.

180 - дневный срок для представления документов, предусмотренный для сбора документов, исчисляется с даты помещения реализуемых товаров под таможенную процедуру экспорта, о чем свидетельствуют отметки таможенного органа, оформлявшего вывоз товаров.

Например, организация экспортирует древесину по контракту с немецкой компанией. Экспорт был осуществлен 3 марта. На перевозочных документах имеется отметка таможенного органа. Стоимость контракта 7 млн. руб. Сумма входящего НДС по экспортируемым товарам 800 000 руб.Условно курс доллара не менялся.

Вариант 1. Пакет документов, подтверждающий экспорт представлен 18 июня этого года.

В этом случае экспорт считается подтвержденным 30 июня, т.е. в последний день месяца, в котором подан пакет подтверждающих документов. Сумма НДС равна 0 (3 млн.руб. х 0 %). При этом организации будет возмещаться входной НДС в размере 800 000 руб. из бюджета.

Вариант 2. Пакет документов в текущем году не представлен.

30 августа (т.е. на 181 –й день со дня проставления отметки на перевозочных документах таможенным органом) экспорт считается неподтвержденный. Исчисление НДС производится по ставке 18%. Корректировочная декларация вносится за 1 квартал, т.к. отгрузка состояла в марте.

НДС к уплате составит 267 797 (7 млн. руб х 18 : 118 - 800 000руб).

Что касается составления счетов фактур, которые составляют налогоплательщики при реализации товаров на экспорт, то они выставляются продавцами не позднее пяти дней со дня отгрузки экспортных товаров покупателям. При этом в таких счетах-фактурах ставка НДС указывается в размере 0 процентов независимо от наличия у продавцов товаров документов, обосновывающих правомерность применения нулевой ставки НДС. В случае неподтверждения правомерности применения нулевой ставки налога и налогообложения указанных операций по ставкам 18 или 10 процентов ранее выставленные счета-фактуры не корректируются.

Правила ведения раздельного учета сумм НДС по товарам (работам, услугам), использованным при производстве и реализации товаров на внутреннем рынке и на экспорт, НК РФ не установлены. Поэтому данный порядок разрабатывается компанией самостоятельно с учетом особенностей деятельности и отражается в приказе по учетной политике организации.
Так, например, некоторые налогоплательщики-экспортеры используют порядок раздельного учета сумм НДС, аналогичный порядку для налогоплательщиков, реализующих как облагаемые, так и не облагаемые НДС товары (работы, услуги). При этом использование иного порядка не противоречит налоговому законодательству.

Применение налога на добавленную стоимость в рамках Таможенного союза, членами которого являются Российская Федерация и Республика Беларусь и Казахстан осуществляется в соответствии с Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе и Протоколами о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе.

В соответствии со ст. 2 Соглашения при экспорте товаров с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства - члена Таможенного союза применяется нулевая ставка налога на добавленную стоимость при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных п. 2 ст. 1 Протокола.

Согласно п. 3 ст. 1 Протокола указанные документы представляются в налоговый орган в течение 180 календарных дней с даты отгрузки (передачи) товаров. При этом в целях исчисления НДС при реализации товаров датой отгрузки товаров признается дата первого по времени составления первичного бухгалтерского (учетного) документа, оформленного на покупателя товаров (первого перевозчика), либо дата выписки иного обязательного документа, предусмотренного законодательством государства - члена Таможенного союза для налогоплательщиков налога на добавленную стоимость.

Порядок определения момента определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость при экспорте товаров Протоколом не установлен. При этом предусмотрено, что применение налога на добавленную стоимость при экспорте товаров осуществляется в соответствии с законодательством государства - члена Таможенного союза, с территории которого экспортированы товары. В связи с этим при экспорте товаров с территории Российской Федерации на территорию Республики Беларусь необходимо руководствоваться нормами ст. 167 НК РФ.

Так, п. 9 ст. 167 Кодекса установлено, что при экспорте товаров из Российской Федерации, в том числе в государства - члены Таможенного союза, моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость. В случае непредставления указанных документов в установленный 180-дневный срок налог на добавленную стоимость подлежит уплате в бюджет за налоговый период, на который приходится дата отгрузки товаров.

Таким образом, при экспорте российской организацией товаров, например, на территорию Республики Беларусь определение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость осуществляется в вышеуказанном порядке и не зависит от момента перехода права собственности на товары.

Наши рекомендации