Добровольная сертификация.

Предметом добровольной сертификации является документальное подтверждение соответствия продукции, процессов, работ и услуг требованиям соответствующих технических регламентов, стандартов, сводов правил или условий договоров.

Процедуры и правила проведения сертификации регулируются:

-Федеральным законом от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (статья 21);

-постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 163 «Об аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по подтверждению соответствия».

Уполномоченным органом исполнительной власти на ведение реестра систем добровольной сертификации и аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий является Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование)-приказ Минпромторга от 25 декабря 2007 г. № 570.

Сертификация осуществляется независимыми организациями, аккредитованными на проведение добровольной сертификации, в рамках одной из систем добровольной сертификации, зарегистрированной в Ростехрегулировании. Добровольная сертификация может осуществляться как в рамках обязательной системы ГОСТ Р, так и любой из более 90 систем добровольной сертификации в области строительства, зарегистрированных в настоящее время в Российской Федерации. Все они отличаются как по правилам, так и процедурам проведения сертификационных работ.

Форма итогового документа: Сертификат соответствия.

Нормативно-методические документы (для системы ГОСТ Р):

- РДС-10-231-93 «Основные положения сертификации продукции в строительстве» (утвержден Постановлением Госстандарта России и Госстроя России от 7 июля 1993 г. № 16/18-25);

-Постановление Министерства строительства Российской Федерации от 27 октября 1994 г. № 18-24 «Об утверждении руководящих документов по сертификации в строительстве»(РДС 10-232-94, 10-233-94, 10-234-94, 10-235-94).

Для каждой добровольной системы формируются собственные методические документы.

Справка.

Национальным объединением строителей создана и зарегистрирована в Росстандарте в 2011 году система добровольной оценки соответствия "НОСТРОЙ" -СДОС НОСТРОЙ

Основные области сертификации, которые охватывает Система:

- работы и услуги в строительстве,

- строительные материалы и изделия (продукция в строительстве),

- системы менеджмента в области строительства,

- электротехническая продукция, машины и механизмы, применяемые в строительстве.

Особое место в Системе также отведено новым направлениям:

- сертификация в сфере «зеленого строительства» (рейтинговая оценка параметров экоустойчивости среды обитания);

- сертификация по параметрам энергоэффективности строительных материалов и строительных объектов;

- сертификация по параметрам «наилучших доступных технологий» предприятий строительной индустрии.

Особенностью Системы является использование в качестве базы сравнения стандартов НОСТРОЙ. Эти стандарты разрабатываются Национальным объединением строителей и принимаются строительными СРО в качестве стандартов обязательного применения для строительных организаций.

Система функционирует на основе собственных Правил функционирования и имеет собственный знак маркировки.

СИСТЕМА ОЦЕНКИ СООТВЕТСТВИЯ В ДОКУМЕНТАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА

Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), также именуемое, как Таможенный Союз, объединяет Беларусь, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан и Узбекистан. Одним из направлений реализации единой экономической политики Таможенного Союза является создание общих технических регламентов, которые будут распространяться на все страны участницы. В соответствии с российским законодательством, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Таким образом, в случае принятия технического регламента ЕврАзЭС, аналогичный национальный технический регламент утратит силу. То же самое относится и к вопросам проведения оценок соответствия и использования систем сертификации.

Разработка технических регламентов ЕврАзЭС осуществляется на основании утвержденного графика разработки, при этом странами участниками были сформированы рабочие группы по разработке технических регламентов, в которые вошли представители от каждой страны, в т.ч. представители Национального объединения строителей.

На первом заседании рабочих групп в мае 2010 года при активном участии представителей НОСТРОЙ было принято решение о целесообразности разработки единого Технического регламента ЕврАзЭС о безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий.Объединенный технический регламент ЕврАзЭС по строительству находится на стадии рассмотрения членами рабочей группы.

С 1 июля 2010 года вступают в законную силу документы ЕврАзЭС на территории стран Таможенного Союза.

Решением Комиссии Таможенного Союза «О техническом регулировании» от 18 июня 2010 г. № 319 утверждены следующие документы, регулирующие отношения в области осуществления оценки соответстия:

-Положение о порядке включения органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) в Единый реестр органов по сертификации ииспытательных лабораторий (центров) таможенного союза, а также его формирования и ведения;

Вид оценки соответствия Характер проблемы
Заявление (декларация) проектировщика (ГИПа) о соответствии проектной документации требованиям технического регламента Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа. Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ. Требуется изменение (актуализация) нормативно-методического документа СНиП 1.06.04-85 «Положение о главном инженере (главном архитекторе) проекта»
Государственная экспертиза результатов инженерных изысканий и проектной документации Не разграничена сфера (пределы) юридической ответственности между заключением экспертизы и декларацией проектировщика. (дублирование назначения документа). Имеет место монополизация данной сферы оценки соответствия системой государственной эккспертизы, использующей хозрасчетную внебюджетная форму самофинансирования.
Выдача разрешения на строительство Отсутствие механизма контроля за процедурами, обеспечивающими исполнение условий и сроков. Затягивание сроков выдачи.
Строительный контроль Не определена юридическая значимость документов, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших эти документы. Обязательность формы оценки теряет смысл при обязательности государственного строительного надзора и введения деклараций
Государственный строительный надзор Требуется актуализация нормативно-правового документа: СНиП 12-01-2004 «Организация строительства» (раздел 6). Требуется уточнение состава документов, испрашиваемых для оформления заключений.  
Заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения проектной документации Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа. Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ.
Заявление о соответствии построенного, реконструированного или отремонтированного здания или сооружения требованиям техрегламента Отсутствуют нормативно-правовые акты, устанавливающие правила и порядок создания, регистрации и применения документа. Не определена юридическая значимость документа, формы и пределы ответственности лиц (лица), подписавших или выпустивших документ.
Ввод объекта в эксплуатацию Требуется актуализация нормативно-методического документа: СНиП 3.01.04-87 – «Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов. Основные положения».
Эксплуатационный контроль Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база. Отсутствует современная нормативно-методическая база. Пределы и условия юридической ответственности не обозначены
Государственный эксплуатационный надзор Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база. Отсутствует современная нормативно-методическая база. Пределы и условия юридической ответственности не обозначены
Государственный строительный надзор за сносом Устарела и требует актуализации нормативно-правовая база. Отсутствует современная нормативно-методическая база. Пределы и условия юридической ответственности не обозначены
Декларация и сертификация соответствия продукции Отсутствуют (не установлены) механизмы административного (уголовного) наказания (ответственности)

- Положение о порядке формирования и ведения Единого реестра выданных сертификатов соответствия и

зарегистрированных деклараций о соответствии, оформленных по единой форме;

- Единая форма сертификата соответствия;

- Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию таможенного союза;

- Положение о Координационном комитете по техническому регулированию, применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ планы и проблемы.

В рамках распоряжения Правительства Российской Федерации от 9 марта 2010 г. № 300-рожидается выход новых технических регламентов:

· «О безопасности строительных материалов и изделий» (проект подготовлен для второго чтения в Государственной Думе);

· «О требованиях к безопасности автомобильных дорог при их эксплуатации»;

· «О требованиях к безопасности автомобильных дорог при проектировании, строительстве, реконструкции и капитальном ремонте»;
а также:

· «О безопасности магистрального трубопроводного транспорта, внутрипромысловых и местных распределительных трубопроводов»;

· «О безопасности электрических станций и сетей»;

· "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта общего и необщего назначения»,

которыми также будут регулироваться вопросы оценки соответствия на этапах создания, эксплуатации и ликвидации соответствующих объектов недвижимости.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. № 982-р обозначен план специальных мероприятий, нацеленных на оптимизацию процедуры получения разрешения на строительство и на развитие системы негосударственной экспертизы. Они должны быть разработаны до конца этого года.

Ниже приведен перечень основных проблем нормативно-правовой необеспеченности по отдельным звеньям общей структуры оценок соответствия.

Наши рекомендации