Культура хѴ-хѴі вв

Важной чертой нового эстетического идеала, основанного на принципах учения дзэн, стало умение видеть прекрасное в малом, самом обыденном и повседневном, ценить не внешнюю броскую яркость, а приглушенную красоту простоты, составляющую, со­гласно этим представлениям, внутреннюю сущность предметов.

Наиболее ярко свидетельства нового мировоззрения прояви­лись в архитектуре и искусстве конструирования садов.

Архитектура и садовое искусство.

Подлинных сооружений периода Муромати до наших дней не дошло, однако представление об архитектуре того времени можно составить по сохранившимся в Киото (хотя и со значительными перестройками) монастырям Нандзэндзи, Дайтокудзи, Тбфукудзи, а также по резиденциям сегунов Асикага — Кинкакудзи и Гинкакудзи (Золотому и Серебряному павильонам).

Дворцовое строительство

Серебряный павильон (Гинкакуд­зи), построенный в 1468 г. в вос­точной части Хэйан для сегуна Асикага Ёсимаса, представлял со­бой важный этап в эволюции жилой архитектуры. Его интересной особенностью было не имевшее прецедента соединение культово­го и жилого помещений в одном здании: первый этаж Серебряно­го павильона занимали жилые помещения, на втором размещался буддийский храм.

Такое решение было, в значительной мере, связано с влияни­ем идей буддийской школы дзэн.

Характер­ными чертами культового зодчества стали крайняя строгость и скромность, полностью исключавшие пышность и яркость декора­тивного убранства, торжественную помпезность храма-дворца раннего периода распространения буддизма в Японии. Перестало быть обязательным строительство пагоды, которую заменило скромное хранилище реликвий (сяридэн), почти полностью был упразднен алтарь, украшенный разнообразной скульптурой.

В то же время, поскольку постижение истины стало возможным в обыденной жизненной практике человека, повысилась эстетическая значимость самых обычных жилых и подсобных сооружений, входящих в комплекс буддийского монастыря — жилья монахов и настоятеля, бани, кухни и т. д. Они были столь ж важны по своей эстетике, как и храмовые павильоны.

Важная роль, которую сыграл Серебряный павильон в эволюции жилой архитектуры, заключалась также в том, что он выявил и сконцентрировал основные архитектурные принципы японского национального жилища, окончательно сложившегося к концу XVI века и во многом сохраненного современным традиционным жи­лым строительством Японии.

Название стилю, элементы которого впервые появились в Се­ребряном павильоне, дало помещение для занятий типа кабинета — сёин. Позднее в домах богатых феодальных семей сёин превратился II зал торжественных церемоний, оформленный символами и эмб­лемами власти.

Начиная с Серебряного павильона в зданиях сёин стали ис­пользоваться скользящие деревянные двери (амадо) и раздвиж­ные стены (сёдзи). Сёдзи, так же как и внутренние раздвижные перегородки (фусума), представляли собой деревянную решетку.

Подвижность интерьера определяла минимальную заполнен­ность его предметами быта. Очаг с деревянной решеткой (кота-цу) или жаровня с углями, которую ставили в углубление в полу в холодное время, небольшой столик цукуэ и несколько подушек для сидения обычно составляли все убранство. Предметы ежеднев­ного обихода, включая спальные принадлежности, хранились в стенных шкафах (кура) и доставались оттуда по мере надобности.

Для стиля сёин, достигшего расцвета к концу XVI в., было ха­рактерно соединение нескольких зданий под разными крышами. В отличие от дворцовых павильонов синдэн, поднятых на высоких столбах, сооружения сёин были лишь незначительно приподняты над землей.

Искусство создания садов претерпело значи­тельные изменения. Сады, ранее рассчитанные на праздничные гуляния, уменьшились в размерах. Теперь они были предназначе­ны для уединенных прогулок или созерцания с террасы дома которая соединяла интерьер с садом.

Сложились новые каноны построения сада, его символика.

Проектировали такие сады художники, дзэнские монахи, уме­ло вводившие в асимметричную планировку, камни, песок и гра­вий, причудливые скалы, деревья, кустарники, ручьи и водопады, искусственные холмы и водоемы.

Наиболее известными шедеврами садового искусства являют­ся сады киотоских монастырей Тзнрюдзи, Дайтокудзи, Дайгодзи и Сайхбдзи (Храм мхов).

В XV в. в Японии получили распространение так называемые сухие сады из камня и песка. Из растительности в таком саду могли быть использованы различные виды мхов, покрывающих камни. Сухие сады обычно разбивались на небольшой территории и были предназначены не для прогулок, а для созерцания, для фи­лософских размышлений.

Замковая культура

Период правления Ода Нобунага и Тоёми Хидэёси отличался широко раз­вернувшимся строительством замков. Так, у Ода Нобунага, кроме родового замка в Нагоя, было не­сколько других — в Киёсу, Гифу и, наконец, специально постро­енный им замок в Адзути, который положил начало новому строительно-архитектурному и художественному стилю, полу­чившему название культура Адзути-Момояма.

Место для замка было выбрано в провинции Оми. Располо­женный неподалеку от столицы, вблизи огромного озера Бива, он занимал выгодную стратегическую позицию — мимо него прохо­дила дорога в северо-восточную часть страны.

Строительство замка Адзути было окончено в январе 1576 г.

Отделка внутренних покоев Адзути отличалось высокой ху­дожественной культурой. Замок был украшен прекрасными про­изведениями прикладного искусства из металла — результатом труда множества талантливых живописцев, скульпторов, резчи­ков по дереву и камню. Более трех лет стены в башне замка рас­писывал знаменитый художник Кано Эйтоку. Эти его произведе­ния, к сожалению, до наших дней не дошли. Замок Адзути был разграблен и сожжен в 1582 г. войском Акэти Мицухидэ, от него сохранились лишь развалины стен и ос­татки фундамента.

Строительство замков с высокими каменными сторожевыми башнями (тэнсюкаку), с лабиринтом каменных проходов, рас­считанных на то, чтобы задержать противника, с огромным ка­менным цоколем — стеной, обрывавшейся в глубокий заполнен­ный водой ров шириной 7-10 м, обычно относят к периоду после появления в Японии европейцев (1542 г.) и, как правило, связы­вают с заимствованием западной строительной техники, прежде всего знакомству с каменной кладкой.

Однако каменная кладка использовалась японскими строителями еще в период Хэйан.

Одним из самых ранних замков, сохранившихся до наших дней, является Инуямадзё в префектуре Айти, построенный в 1530 г. Сооруженный за 12 лет до появления португальцев на юге Японии, он имеет ту же конструкцию, что и его более поздние со­братья — башня тэнсюкаку на мощном каменном цоколе, что раньше рассматривалось как прямое свидетельство влияния ин земной строительной техники.

Впрочем, это не означает, что европейское влияние было не­значительным. Появление в Японии европейцев в середине XVI века привело к тому, что камень стал широко используемым строительным материалом. При участии португальских инжене­ров в разных пунктах Японии стали возводиться неприступные каменные крепости с использованием последних достижений фортификационной техники Запада, и в то же время несущие на толстых стенах изогнутые крыши старых феодальных дворцов.

На первых порах замки выглядели весьма необычно в низком, одно-двух этажном деревянном городе. Мощные башни тэнсюка­ку имели до 7 этажей, и уходящие ввысь чередующиеся изогну­тые крыши и треугольные фронтоны создавали постепенно су­жающийся кверху силуэт. Ослепительно белые массивные сооружения с черепич­ными загнутыми крышами и позолоченными коньками перестали смотреться чем-то чужеродным и заняли свое место в городской застройке.

Самым известным стал замок в Осака, сооружение которого нача­лось в 1583 г. по приказу Тоётоми Хидэёси.

Тоётоми Хидэёси начал строить Осакский замок после того, как полностью подчинил себе всю Японию — после своих завое­вательных походов на острова Сикоку и Кюсю, в центральный и северный районы о-ва Хонсю. Замок должен был символизиро­вать его могущество и одновременно стать неприступной крепостью — Хидэёси не исключал возмож­ности неожиданных мятежей.

Замок строился 3 года. Он считался самой неприступной кре­постью в стране после замка в Хёго (совр. Кобэ). Под руково­дством португальских инженеров и под непосредственным на­блюдением Хидэёси несколько тысяч строителей создали трой­ную систему укреплений.

Внешняя их полоса представляла собой опоясывающий всю территорию крепости глубокий 12-метровой ширины ров с высо­ким земляным валом, за которым шли каменные стены с много­численными бойницами. Мощные бастионы, площадки для сбра­сывания камней, перекидные, подъемные мосты и земляные валы трижды были повторены в каждой из полос укреплений.

В замок вели 3 входа, через которые проходили войска. Кроме того, было еще трое ворот, служивших для торжественного выез­да и хозяйственных нужд. Верхнюю часть главных из них — Отэ-мон — завершала массивная черепичная крыша, имеющая четкий изогнутый профиль.

Помимо фортификационных сооружений, на территории Осакского замка имелось много других строений. Все пространство от тэнсюкаку до стен, окружающих центральную часть цитадели, заполняли дворцы и бытовые постройки, принадлежавшие семье Тоётоми Хидэёси. Была со­оружена также целая система великолепных садов.

Как правило, все дома на внутренней территории замка, как и в городской застройке Осака, имели черепичное покрытие.

Здания, расположенные внутри главного замкового комплек­са, представляют собой образцы аристократического жилища конца XVI в. Для них, как и для японского искусства в целом, был характерен принцип сибуи — сдержанности, утонченности.

Храмовое строительство

В период правления Хидэёси шло оживленное строительство храмов. Особенно обширное строительство велось и Осака.

Старые храмовые строения активно реконструировались и украшались.

Обычай регулярной реконструкции нарушал подлинную матери­альную древность сооружений, но позволял сохранить оригиналь­ность их архитектурной формы. Для японцев не имело значения, что дерево, из которого был сделан сруб святилища, обработано совсем недавно и не имело никакого отношения к древнему со­оружению. Камни и гравий на церемониальном дворе, потерявшие прежний вид, также могли быть заменены на другие. Главное бы­ло сохранить на века целостность художественной концепции.

Широкое храмовое строительство в Осака в период правления Тоётоми Хидэёси предполагало также восстановительные и рес­таврационные работы во многих храмах, построенных в дохэйанский и хэйанский периоды. К сожалению, из огромного количест­ва древних храмовых комплексов и святилищ на территории Оса­ка уже к XVI в. сохранились лишь немногие.

Самым древним синтоистским святилищем было посвещённое 4ём богам Сумиёси, создание которого устная традиция относила к 200-202 гг.

Наши рекомендации