Б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка

Проверяем местную устойчивость стенки балки пер­вого отсека. Расположение катков кранов (Принято по методике, разработанной институтом ЦНИИПроектстальконструкция им. Мельникова) и эпюры Q и М показаны на рис.7,б. Опорная реакция :

Qa=(4,3+8,7+10,6)*F/12=1,97*F=1,97*207,5=408,8 кН.

Средние значения изгибающего момента и попереч­ной силы на расстоянии x1=1,4 м от опоры (с учетом коэффициента б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru = 1,05 на массу тормозной балки) со­ставляют :

в сечении 1—1

Q1= б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru *Qa=1,05*408,8=429 кН ;

М1= б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru *Qa*0,8=1,05*408,8*0,8=343,4 кНм ;

в середине отсека при x1 =1,4 м.

Qx1=1,05*(QA – F) = 1,05*(408,8-207,5)=211,4 кН ;

Мx1=1,05*408,8*1,4=601 кН*м.

в сечении 2—2

М2=1,04*(408,8*2 – 207,5*0,6)=727 кНм ;

Q2=211,4 кН ;

средние значения момента и поперечной силы в рас­четном отсеке

Мm=(М1x12)/3=(343,4+601+727,7)/3=557 кН*м ;

Qm=(Q1+Q2)/2=(429 + 211,4)/2=320 кН.

Определяем напряжения в стенке опорного отсека при x1=1,4 м :

нормальные (в уровне верхней кромки стенки)

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(Мm/Ix)*yc=(55 700/454 000) 60 = 7.36 кН/см2 (73,6 МПа), где

yc=0,5*120=60см

касательные напряжения

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =Qm/(hw*tw)= 320/120.1 = 2.67 кН/см2 (26,7 МПа).

Местные напряжения под колесом мостового крана

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =( б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru *F1)/(tw*lef)=(1,1*209)/(1*35,4)=6,5кН/см2(65МПа)

где б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =1,1-при проверке устойчивости стенки ;

F1=1,1*190=209 кН ;

lef=c* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =3,25* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =35,4 см ;

Ibt – сумма мо­ментов инерции верхнего пояса If и кранового рельса КР-70 If, Ibt=If+Ir=7+1082=1089см4

If=(30*1,43)/12=7см4

If-момент инерции верхнего пояса

I2=1082 см4-момент инерции кранового рельса КР-70.

Определяем критические напряжения для стенки опорного отсека при отношениях а/hw=2000/1200=1,67>0.8 ; б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru = 6,5/7,36 = 0,88 и коэффициенте за­щемления стенки б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru *(bf/hef)*(tf/tw)3=2(30/120)(1,4/ /l)3=1,37, где б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =2 —для неприваренных рельсов (табл. 22 СНиП II-23-81*).

При d=1,37 и а/hef =1,67 по табл. 24 этого же СНиП находим предельное значение [ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru ] для балок симмет­ричного сечения: [ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru ]=0,521, что меньше б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru = 0,88. Критические напряжения вычисляем по формуле (81) СНиПа:

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(с2*Ry)/ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(65,7*22,5)/З,962 =94,3 кН/см2 (943 МПа) ,

где с2=65,7 — по табл. 25 СНиПа при а/hef =1,67 ; Ry =22,5 кН/см2 (225 МПа);

касательные критические напряжения по формуле (76) СНиПа

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(10,3*(1+0,76/ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru )*Rs)/ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =10,3*(1+0,76/1,672)*130/3,962 = 109 МПа

( здесь б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =а/hef=2000/1200 =1,67; d=hw=1200мм.)

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(d/t) б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(120/1) б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =3,96 ;

критическое напряжение от местного давления коле­са крана по формуле (80) СНиП II-23-81* при (а/hef)=1.25<2

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(c1*Ry)/ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(36,2*225)/6,612=184,6 МПа, где с1=36,2—no табл. 23 СНиПа при d=1,37 и а/hef =1,67;

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(a/tw)* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(150/1)* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =6,61.

Проверяем устойчивость стенки балки по формуле (79) СНиП при б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru :

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru ;

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =0,5<1,

т. е. устойчивость стенки в опорном отсеке балки обес­печена.

Проверяем устойчивость стенки балки в среднем (третьем от конца) отсеке, середина которого располо­жена на расстоянии х=5,4 м от опоры (рис. 7, в). На­грузку от колеса крана располагаем посередине длины расчетного отсека. Для упрощения можно также прини­мать расположение крановой нагрузки по схеме, приве­денной на рис. 5, а, при которой определяют макси­мальный момент в пролете балки.

Вычисляем опорные реакции и строим эпюры Q и М:

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru

в сечении 3—3 будет

Q3 = Q А- F == 1,44F - F = 0,44F;

посередине отсека и в сечении 4—4 Q будет

Qx2 = Q4 = Q А - 2F == 1,44F -2 F = - 0,56F;

Qx2 = - 0,56*207,5 = - 116,2 кН.

Среднее значение поперечной силы в расчетном от­секе, с учетом коэффициента б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru = l,05 на массу тормоз­ной балки

Qm= б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru

Изгибающий момент равен (рис. 7,в) :

М3=(Qa*4,8-F*1,3)=299*4,8 – 207,5*1,3=1165,5 кН*м

Мx2=(Qa*5,4 - F*1,9)=299*5,4 – 207,5*1,9=1220,3 кН*м

M4=Qa*6 – F*2,5 – F*0,6=299*6-207,5*2,5-207,5*0,6=1150,7 кН*м.

Среднее значение момента с учетом коэффициента б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru = l,05 :

Mm=(M3+Mx2+M4)*1,05/3=1,05*(1165,5+1220,3+1150,7)/3=1237,8 кН*м.

Определяем напряжения в стенке среднего отсека :

нормальные

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.rum*yc /Ix=123780*60/454000=16,4кН/см2(164МПа) ;

касательные

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =Qx2/(hw*tw)=116,2/(120*1)=0,97кН/см2(9,7 МПа) ;

местные напряжения под колесом крана б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru = 65 МПа — по расчету опорного отсека.

Вычисляем критические напряжения для стенки сред­него отсека балки при а/hw=2000/1200=1,67>0.8 ; d=1,37 и а/hef =1,67 <2; б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =65/164=0,396, что мень­ше предельного значения [ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru ]=0,521 (по табл. 24 СНиП II-23-81* при d=1,37 и а/hef =1,67), следователь­но, критические напряжения вычисляем по формуле (75) СНиП, а б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru по формуле (80); нормальное критиче­ское напряжение по формуле (75) СНиПа

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.rucr*Ry/ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =32,2*225/3,962=462 МПа.

где б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =32,2—по интерполяции (см. табл. 21 СНиПа) при d = 1,37 ;

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =3,96 — по расчету опорного отсека; касательное критическое на­пряжение по формуле (76) СНиПа, аналогично расчету опорного от­сека

Рис. 7.8. Расчетная схема опорного реб­ра подкрановой балки (D=0,65 б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru )

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(10,3*(1+0,76/ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru )*Rs)/ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(10,3*(1+0,76/1,672)*130)/3,962=109МПа

(здесь а/hef=2000/1200=1,67; hef =1200 мм).

Критическое напряжение от местного давления коле­са крана находим по формуле (80) СНиПа при а0=0,5а =0,5*200 =100 см

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(с1*Ry)/ б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =15,9*225/3,32=328,5 МПа

где c1=15,9 — no табл. 23 СНиП при d=1,37 и а0/hef=100/120=0,833 ;

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(a0/tw)* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =(100/1)* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =3,3

Проверяем устойчивость стенки среднего отсека балки по формуле (8) при б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru

= б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =0,56<1

т. е. устойчивость стенки в среднем отсеке балки обес­печена.

Расчет сварных соединений стенки с поясами. Верх­ние поясные швы подкрановых балок из условии равнопрочности с Основным металлом рекомендуется выпол­нять с проваркой на всю толщину стенки, и тогда их расчет не требуется. Толщину поясных швов в общем случае обычно вначале назначают по конструктивным требованиям (табл. 3.3) и проверяют их прочность по условию (при расчете по прочности металла шва):

[1/2*( б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru *kf)]* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru ((Qmax*Sf/Ix)2+( б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru *F1/z)2) б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru Rwt* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru

Принимаем kf=6мм и проверяем условие (7.9)

[1/2*1,1*0,6]* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =2,2 кН/см2(22МПа) б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru Rwf =180МПа ,

где Sf =30*1,4*60,7=2550 см3; б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =1,1—для автоматической сварки проволокой d=3 мм,z = 38,8 см (cм. ранее проверку прочность бал-. ки); б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =1; Qmax=504,7 кН; б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =1,1 ; б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =1.

Условие прочности швов соблюдается.

Расчет опорного ребра. Опорное ребро балки опира­ется на колонну строганным торцом (рис. 8). Из конст­руктивных соображений принимаем сечение опорного ребра 260*14 мм. Площадь смятия ребра Ar =26*1,4=36,4 см2.

Проверяем напряжения смятия в опорном ребре:

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =Q/Ar ; б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =504,7/36,4=139 МПа< Rp=336МПа при Run=370МПа

Проверяем условную опорную стойку на устойчи­вость. Для этого предварительно определяем:

расчетную площадь сечения

Ac=26*1,4+0,65*tw* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =36,4+0,65*1* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =56 см2

момент и радиус инерции сечения условной стойки

Ix=tn* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru /12=1,4*263/12=2080см4 ;

ix= б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru = б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =6,09 см ;

гибкость опорной стойки

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =hef/ix=120/6,09=19,7 ;

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =0,965(таб. 72 СНиП II-23-81*)

Проверяем устойчивость опорной стойки

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =Q/( б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru *As)= 504,7/0,965*56=9,34 кН/см2 (93,4 МПа) <Ry* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =225 МПа, где б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =1.

Проверяем прочность сварных швов прикрепления торцевого ребра к стенке — сварка ручная, kf=8мм, расчетная длина шва :

lw б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru 60*kf=60*0,8=48см

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =0,7-для ручной сварки

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =Q/(2* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru *kf*lw)=504,7/(2*0,7*0,8*48)=9,39кН/см2(93,9МПа)

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru <(Rwf* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru )=180*1*1=180МПа

т. е. прочность крепления торцевого ребра обеспечена. Определение массы сварной подкрановой балки

Gob= б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru *A*l* б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =1,2*204*10-4*12*7,85=2,31 т,

где А=126*1+2*36*1,4=204 cм2=204*10-4 м2; б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =7,85 т/м3—плот­ность стали; б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru =1,2 – строительный коэффициент.

Краткие указания по конструирова­нию сварной подкрановой балки. Общий вид и детали подкрановой балки показаны на рис. 9. Для крепления кранового рельса в верхнем поясе преду­сматривают отверстия диаметром 21—23 мм под болты диаметром 20—22 мм, располагаемые шагом 600—750 мм (рис. 9,б).

В нижнем поясе балки в при опорной части проекти­руют по два отверстия для крепления балки к колонне болтами нормальной точности (класс В) диаметром 20— 22 мм. В нижней половине опорных ребер располагают по 6—8 отверстий для соединения балок между собой. Торец опорного ребра строгать. В поперечных ребрах жесткости внутренние углы срезают на 40—60 мм для пропуска поясных сварных швов. Продольные кромки стенки обрабатывают под сварку.

Литература.

1. Металлические конструкции. Общий курс. Учебник для ВУЗов (Под ред. Е.И.Беленя, 6 издание – М.:Стройиздат, 1985 г. – 560с.)

2. СниП II-23-81’. Стальные конструкции. Нормы проектирования. – М.: Стройиздат, 1988 г.

3. СниП 2.01.07 – Нагрузки и воздействия. – М.: Стройиздат, 1988 г.

4. Мандриков А.П. , Лялин Н.М. Примеры расчета металических конструкций . – М.: Стройиздат 1986 – 312 с.

 
  б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru

Рис. 9. Рабочий чертеж подкрановой балки (материал — сталь марки ВСтЗсп5 по ГОСТ 380—71**)

а — общий вид, планы поясов и сече­ния; б — деталь крепления кранового рельса: поясные швы варить автома­том, все остальные швы электродами марки Э42-А; 1—5 — номера позиций элементов балки; 1 — отв. Æ 25, бол­ты Æ 22; 2 — отв. Æ 23. болты Æ 20; 3 , 5 – болты Æ 22; 4 – крановый рельс КР.

3, 5— болты 0 22; 4 — крановый рельс КР

б — схемы к расчету опорного отсека; в — то же, среднего отсе­ка - student2.ru

Наши рекомендации