Сущность и задачи управления. Управление – направленное воздействие на объект управления с целью перевода его в новое состояние или для поддержания его в установленном режиме.

Управление – направленное воздействие на объект управления с целью перевода его в новое состояние или для поддержания его в установленном режиме.

Существует два механизма воздействия:

1. стихийное – руководитель действует инициативно;

2. осмысленное – сознательные факторы целенаправленно воздействуют на объект с заранее прогнозируемым результатом, причем прогнозирование результатов наступает тогда, когда его изменения будут находится в определенных границах;

Управление предприятием – упорядочные воздействия на процесс общего труда в соответствии с объективными законами развития производства и общества.

Управление является многогранным процессом:

1. процесс управления людьми;

2. умение добиться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей;

3. вид деятельности по руководству людьми;

Управление как наука это область знаний, позволяющая осуществить руководство людьми. Управление не возможно без точной и четкой цели. Отправным пунктом является определение конечной цели управленческой деятельности, которая достигается через промежуточные цели и задачи, которые могут быть следующие:

1. народнохозяйственные;

2. отраслевые;

3. территориальные;

4. экономические;

5. социальные;

Принято выделять семь законов теории управления:

1. Закон пропорциональности производства и управления, т.е. сфера управления должна соответствовать сфере производства и уровню ее развития. Закон регламентирует расходы на управление. Отсюда следует, что на эффективность производства. Расходы на управление не должны превышать расходы на производство; с другой стороны нельзя экономить на управлении;

2. Закон сочетания, централизации и децентрализации управления. При централизованном управлении каждый из объектов управления подчинен какому-либо органу управления. Такая форма управления не предполагает жесткой регламентации деятельности. Полная централизация в общественно-экономическом управлении невозможна. Распределение полномочий не предполагает передачу ответственности.

3. Закон соотносительности управляющей и управляемой подсистемы, т.е затраты на совершенствование управления должны соответствовать масштабу производства;

4. Закон специализации управления, т.е. для управления нужны специалисты-профессионалы;

5. Закон интеграции управления: специалисты-управленцы должны быть объединены в отделы;

6. Закон демократизации управления: управление будет эффективным если оно соответствует интересам людей. Управление должно быть демократичным;

7. Закон управления временем – время является экономной категорией, т.е. при принятии управленческих решений не следует спешить;

Законов значительно больше.

Процесс управления предполагает размеченные уровни:

1. Высшее звено управления: разработка, постановка целей и задач организации, стратегии и тактики организации;

2. Среднее звено управления: реализация разработанных стратегий и тактик путем конкретизации вклада каждого работника и подразделения;

3. Низшее звено управления: управленцы, которые исполняют принятые управления и реализуют поставленные цели;

Принципы управления

Принципы управления – правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и люди. Принципы зависят от сложившихся в обществе социально-экономических условий.

Принципы делятся на:

1. общие и структурнофункциональные;

2. принципы, определяющие взаимоотношения в коллективе;

3. принципы, способствующие формированию личности руководителя;

К 1-й группе можно отнести:

а) принцип прибыли;

б) принцип маркетинговой политики: предполагает ориентацию производителя на потребителя;

в) принцип плановости: основан на экономическом самоопределении производителя;

Долгосрочное планирование заменено стратегическим, которое отличается тем, что опирается не на имеющиеся условия, а на прогнозируемые.

Ко 2-й группе относятся:

а) партнерство между руководителями и подчиненными;

б) дилигирование полномочий;

в) четкая постановка задачи;

г) принцип отказа от привилегий.

К 3-ей группе относят:

а) самовоспитание и самообразование руководителя;

б) овладение суммой специфических знаний и постоянное совершенствование знаний.

Основные принципы управления:

1. Демократический централизм ­– центральное руководство разрешает самостоятельность хоз. подразделений;

2. Принцип единоначалия и коллегиальности;

3. Принцип научности – управление социально-экономическими процессами должно строиться на точно сформулированных задачах, а управленческие решения – на научном подходе. Он позволяет исключить недооценку объективных законов управления;

4. Соблюдение законности;

5. Принцип ответственности – каждый работник должен заниматься своим делом в соответствии с должностной инструкцией и нести за это ответственность;

6. Принцип морального и материального стимулирования;

7. Принцип подбора и расстановки кадров является одним из трех элементов кадровой политики, которая включает:

а) подбор и расстановка кадров;

б) развитие персонала;

в) стимулирование;

8. Принцип преемственности хоз. решений – анализ прошлого опыта и исполнение положительного опыта в своей деятельности;

9. Принцип обязательной обратной связи (принцип контроля);

10. Принцип обязательной системности;

11. Принцип иерархоличности;

Принципы и законы управления взаимосвязаны и взаимозависимы. Эту зависимость можно представить в виде следующей цепочки: законы общего развития – объективные экономические законы – законы управления – принципы управления.

Первому закону может соответствовать два и более принципа управления и наоборот, несколько законов могут быть реализованы на основе первого принципа.

Департамент «Белавтодор» управляет дорожным хозяйством РБ на основе следующих принципов:

1. А/д являются общественным достижением и средством централизации государства, поэтому государство должно нести основную ответственность за финансирование и содержание дорожного хозяйства;

2. Все виды работ в дорожном хозяйстве осуществляются объектами хозяйствования различных форм собственности на конкурсной основе при четком определении обязанностей и ответственности органов государственного управления и хозяйственного объекта;

3. Пользователи а/д должны возмещать обществу ущерб, который наносится ему при пользовании а/д;

4. Осуществление программы а/д РБ, используемые средства и результаты деятельности дорожного хозяйства открыты для парламентских и правительственных структур, пользователей а/д и населения РБ.

Наши рекомендации