Театральная архитектура СССР 1920-30 гг., появление культурных

Центров.

В 1920-е годы, волна революций развернувшаяся под лозунгами социальной утопии, сумела дать яркий импульс рационалистическому направлению в архитектуре, который основывал свои жизнестроительные принципы на уравнительной утопии. Первый шаг на пути к демократизации театра мы уже определили – это сближение зрителя со сценой. Вторым шагом, по праву, можно считать преобразование театральной инфраструктуры под культурный общественный центр, это дало импульс к появлению первых рабочих клубов со своими сценическими пространствами.

Если рассматривать значение театров и рабочих клубов с градостроительной точки зрения, можно провести параллель с храмом, до этого именно храм имел градоформирующую функцию, а прихрамовая площадь являлась общественным центром города или района. Теперь именно театрально-культурные площадки формируют городское пространство и выступают в роли общественных центров. Стоит отметить, что главную архитектурную утопию советского союза, Дворец Советов, решили строить именно на месте одного из самых значимых церковных сооружений – Храма Христа Спасителя в Москве.

Дальнейшую универсализацию театральных пространств продолжило появление в театрах просветительской деятельности, библиотек, детских садов, также появляются музеи при театре, универсальные выставочные пространства. При театрах создаются декорационные мастерские, делая его абсолютно автономным. Театральное сооружение избавляется от концепции центрального значения сцены и зального пространства, таким образом, развязывает руки архитекторам, которые занимаются планировочным решением, появляются идеи трансформации зального пространства. Коридорное пространство становится неким прототипом улицы, которое связывает весь комплекс воедино и позволяет проводить народные шествия прям в театре. Таким образом, уже в 30х гг. происходит преобразование театра в культурно- общественный центр, комплекс.

Рабочий клуб им. Русакова, г. Москва, архитектор К. Мельников

Построено в 1929г. Здание этого клуба, обладающего сложной треугольной формой плана, спроектировано с особенной изобретательностью. Оно состоит из главного зала и трех меньших по объему пространств, расположенных в выступающих консольных выносах, которые по необходимости могут быть присоединены к основному залу или отделены от него. Как и многие другие новые типы советских зданий, клуб “союза коммунальников” был построен на окраинах города среди малоэтажного рабочего жилья. Первоначально, когда он доминировал в окружающем пространстве, его смелая скульптурная форма обладала большей выразительностью. Наружные лестницы и балконы на главном фасаде органично включали сооружение в уличную жизнь, что приближало здание к типологии ярмарочных павильонов или балаганов, привычных для старой Москвы.

Рабочий клуб им. Зуева, г. Москва, архитектор И. Голосов

Композиция этого сложного по форме сооружения основана на контрасте пересечений остекленной цилиндрической лестницы с плоскостями перекрытий, выявленных на фасаде, за которым скрывается череда клубных комнат и фойе, ведущих к прямоугольному залу на 850 мест. Хотя некоторые из окон были позднее заложены кирпичом, сделав перфорированный куб здания более массивным, сочетание прозрачного цилиндра с плоскостями стен остается необычайно мощным. Как и Мельников, Голосов был проводником динамичной и экспрессивной формы, противопоставленной логике архитектурных построений конструктивизма. Угол здания, чаще всего запечатленный на фотографиях, сделал этот клуб одним из символов советского авангарда за рубежом.

Проект театра массового действа в Харькове, архитекторы В. и Л.

Веснины, 1930- 1931 гг.

Форма зрительного зала и полукружие сцены образовывали овальный в плане объем, который можно было объединить в интерьере в общее пространство, меняя количество зрительных мест от двух до шести тысяч.

Веснины писали в пояснительной записке к проекту, что они "поставили себе задачу найти прием решения театра, в котором зрительный зал и сцена представляли бы пространственно единый зал, могущий трансформироваться и служить для массовых музыкальных действий, праздников и больших собраний...

Трансформации сценической части авторы придавали особое значение, считая необходимым предоставить возможность театру не только проводить существующие постановки, но и дать новые возможности использования сцены и театра. В театре могут происходить большие празднества, проход манифестаций по просцениуму, соединенному пандусами с улицами. Сцена в этих случаях путем соответствующего подъема и использования плюнжеров превращается в места для президиума и амфитеатр, покрытый тентом, с вместимостью до 2000 чел.

Наши рекомендации