R – радиус круговой кривой, км

К – коэффициент учета смещения центра тяжести вагона.

2.2. Материалы тоннельных конструкций

Материалы для тоннельных обделок, порталов, внутренних конструкций и устройств должны отвечать требованиям долговечности, прочности, морозостойкости, стойкости против агрессивных воздействий внешней и внутренней среды, несгораемости, не выделять токсичных соединений в условиях строительства и эксплуатации при нормальных и аварийных температурных режимах.

В курсовом проекте приняты конструкции из монолитного бетона, железобетона и набрызгбетона. В соответствии с требованиями назначаются следующие классы по прочности на сжатие:

· для монолитных бетонных и железобетонных обделок – от В20 до В30;

· для покрытий из набрызгбетона - от В25 до В40;

· для сборных железобетонных обделок - не ниже В30;

· для порталов из монолитного бетона и железобетона - В25 или В30;

· для бетонного основания пути, для бетонных водоотводных и кабельных лотков – В7,5.

2.3. Конструктивные формы тоннельных обделок

В монолитных, невыветривающихся, неразмываемых породах выработка транспортного тоннеля может быть оставлена без обделки; при необходимости кровлю выработки закрепляют стойкими против коррозии железобетонными анкерами.

В крепких, но выветривающихся скальных грунтах горное давление отсутствует, поэтому в таких случаях устраивают облицовку контура выработки для защиты грунтов от выветривания и сохранения их несущей способности. Облицовочная обделка в кровле выполняется из набрызгбетона толщиной до 10...15 см, нанесенного по стальной сетке, прикрепляемой к коротким анкерам временного типа. Бока выработки облицовываются слоем набрызгбетона толщиной 5...7 см. Входные участки тоннелей на длину не менее 6 м закрепляются несущей обделкой, способной воспринять также продольную составляющую горного давления, возникающую у порталов в выветренных грунтах.

Форме поперечного сечения обделок тоннелей, сооружаемых горным способом, придают подковообразное очертание в виде подъемистого свода, опирающегося на грунт или обратный свод. Такая обделка плавно огибает габарит приближения строений, а ее толщина, как правило, постепенно увеличивается от свода к пятам.

При отсутствии или небольшой величине бокового давления и отсутствии гидростатического давления стены обделки могут быть вертикальными с постоянной толщиной по высоте или с некоторым утолщением в нижней части для лучшего опирания на подошву выработки.

В мировой практике тоннелестроения широкое распространение получили облегченные обделки из набрызгбетона, особенно при строительстве транспортных тоннелей новоавстрийским методом (НАТМ) в трещиноватых скальных и нескальных – грунтах. Набрызг-бетонная обделка обычно состоит из двух слоев: первичной и вторичной обделок. Слоистость конструкции обусловлена специальной технологией строительства тоннелей.

Первичная обделка – податливое крепление контура выработки, состоящее из анкеров 3 или арок и слоя набрызгбетона 1 толщиной 10...20 см по стальной сетке, закрепленной на анкерах или арках. Способная деформироваться без обрушения за счет ползучести набрызгбетона замкнутая по контуру первичная обделка позволяет включить в работу окружающий горный массив, образуя совместно работающую систему «порода-крепь». Замечательная особенность нанесенного на поверхность выработки слоя набрызгбетона состоит в том, что он способен быстро набирать прочность и одновременно податливо сопротивляться перемещениям грунта внутрь выработки. Омоноличивая приконтурный слой трещиноватого грунта, армированный набрызгбетон способствует его упрочнению и препятствует образованию вывалов.

После затухания упругих деформаций приконтурного грунтового массива производят усиление первичной обделки путем нанесения последующих стабилизирующих слоев набрызгбетона или возведения стабилизирующей части обделки из монолитного бетона.

Вторичная, стабилизирующая обделка совместно с первичной образуют конструкцию, воспринимающую горное давление.

При разработке скальных грунтов способом гладкого взрывания или с помощью тоннелепроходческих комбайнов обеспечивается достаточно ровный, соответствующий проектному контуру выработки. В таких случаях при наличии индустриальной базы ЖБИ вблизи района строительства тоннелей имеется возможность применения сборных железобетонных или сборно-монолитных обделок различного очертания. Конструктивные формы сборных обделок такие же как и монолитных. В зависимости от свойств грунтов и способов строительства тоннеля обделки устраивают в виде пологого свода, опирающегося на породные стены, или подъемистого свода с плоским лотком. Пологий свод может опираться на монолитные бетонные или железобетонные стены с уширенной пятой, возведенные в предварительно пройденных опорных выработках малого поперечного сечения.

Конструкции и размеры блоков, типы стыков между ними, гидроизоляцию обделок принимают с учетом принципов проектирования сборных обделок кругового очертания, сооружаемых щитовым способом.

В слабых грунтах (f < 3...4), оказывающих наряду с вертикальным значительное горизонтальное давление на конструкцию, а также в грунтах, где проявляется давление набухания, направленное снизу вверх, обделка должна иметь обратный свод, исключающий возможность сдвига стен внутрь выработки и воспринимающий возможное давление со стороны подошвы выработки. Обратный свод распределяет такие нагрузки с проезжей части на грунт. Вместо традиционного кругового более рациональна конструкция обратного свода с плоским очертанием со стороны подошвы выработки, которая хотя и приводит к некоторому перерасходу бетона, однако упрощает технологию ведения горных и бетонных работ.

2.5. Защита тоннелей от подземных вод

Для обеспечения нормальной и долговечной эксплуатации тоннелей необходима их защита от подземных вод. Фильтрация подземных и поверхностных вод через обделку приводит к выщелачиванию цементного камня, снижению прочности конструкции, коррозии закладных деталей и оборудования, утечке токов из контактной сети, увеличению блуждающих токов в элементах конструкции, образованию наледей на обделке и проезжей части в условиях с суровым климатом, что разрушает конструкцию и создает опасность для движения транспорта.

Защиту тоннелей от подземных и поверхностных вод можно осуществить двумя принципиально различными способами:

ü осушением прилегающего к тоннелю обводненного горного массива;

ü герметизацией обделки тоннеля.

Наши рекомендации