Классицизм, исторические и социальные предпосылки
Архитектура классицизма возникла на основе различных достижений, которые радикально изменили отношения между человеком и природой. Первое состояло в неожиданном увеличении способности человека осуществлять управление природой: к середине XVII в. эта способность вышла далеко за рамки технических возможностей Ренессанса.Вторым был фундаментальный переворот в природе человеческого сознания, происшедший в результате изменений структуры общества, которые привели к появлению новой культурной формации, равно удовлетворяющей жизненным укладам как угасающей аристократии, так и крепнущей буржуазии. Тогда как технические достижения создали новую инфраструктуру и позволили увеличить производительность труда, изменения в человеческом сознании принесли новые категории знания и исторический образ мышления, который был столь рефлексирующим, что задавался вопросами собственной подлинности.Концепция классицизма заключалась в использовании в архитектуре античных систем формообразования, которые, однако, наполнялись новым содержанием. Эстетика простых античных форм и строгий ордер ставились в противовес случайности, нестрогости архитектурных и художественных проявлений мировоззрения отживающей аристократии. Классицизм стимулировал археологические исследования, которые привели к удивительным открытиям и новым знаниям о развитых античных цивилизациях. Результаты работы археологических экспедиций заложили теоретические основы движения, участники которого считали античную культуру вершиной совершенства в строительном искусстве. История искусства понимает под термином «классика» в самом узком смысле греческое искусство в период между архаическим стилем и эллинизмом, т. е. примерно V-IV вв. до н. э. В несколько менее узком смысле под это понятие подпадает работавшее по строгим правилам искусство греческой и римской античности. Олицетворением классицистической архитектуры является фасадная сторона греческого или римского храма с треугольным фронтоном или портиком с колоннами; блокообразный корпус сооружения членят только пилястры и карнизы. Ордеры колонн уже не только украшают стену, но и несут на себе систему балок. В качестве небогатого декора используются наряду с гирляндами, урнами и розетками также классические пальметты и меандры, бусы и ионики. Характер архитектуры в большинстве случаев остался зависимым от тектоники несущей стены и свода, который стал более плоским. Важным пластическим элементом становится портик, в то время как стены снаружи и изнутри членятся мелкими пилястрами и карнизами. В композиции целого и деталей, объемов и планов преобладает симметрия. Цветовое решение характеризуется светлыми пастельными тонами. Белый цвет, как правило, служит для выявления архитектурных элементов, являющихся символом активной тектоники. Интерьер становится более светлым, сдержанным, мебель простой и легкой, при этом проектировщики использовали египетские, греческие или римские мотивы. В авангарде развития архитектуры классицизма стояла прежде всего Франция периода Наполеона. Затем протестантские Германия и Англия, а также находящаяся под влиянием европейских течений Россия. Рим стал одним из главных теоретических центров классицизма.
Колоннада Лувра.
Центральное сооружение французской архитектуры середины XVI века — дворец Лувр, находящийся в самом центре Парижа, на правом берегу Сены.Колоннада Лувра — восточный (главный) фасад, выходящий на площадь Лувра.Сооружена архитектором Клодом Перро, на основе первоначального проекта Луи Лево. Протяжённость колоннады 170 метров. Колоннада считается одним из шедевров французского классицизма, одним из первых образцов этого стиля в истории архитектуры.Фасад имеет три выступа-ризалита — центральный и два боковых, — между которыми размещены сдвоенные коринфские колонны, образующие затененные лоджии. Мощные колонны, объединяющие два этажа, покоятся на массивном цокольном этаже. Центральный ризалит с трехпролетным портиком увенчан треугольным фронтоном, богато украшенным рельефами. Колоннада считается одним из шедевров французского классицизма.Главной чертой архитектуры классицизма было обращение к формам античного зодчества как к эталону гармонии, простоты, строгости, логической ясности и монументальности. Архитектуре классицизма в целом присуща регулярность планировки и четкость объемной форм, симметрично-осевые композиции. Основой архитектурного языка классицизма стал ордер, в пропорциях и формах близкий к античности. Средневековые традиции были настолько сильны , что даже классические ордеры приобрели в постройках первой половины века своеобразное истолкование . Композиция
ордера - его расположение на поверхности стены , пропорции и детали -подчиняется структуре стены , сложившейся в готической архитектуре , с ее четковыделенными вертикальными элементами несущего каркаса здания (простенками) и расположенными между ними большими оконными проемами . Полуколонны и пилястры , заполняя простенки , группируются попарно или пучками . Этот мотив в сочетании с подразделением фасадов при помощи угловых и центральных ризалитов на отдельные башнеобразные объемы,перекрытые высокими пирамидальными кровлями , придает зданию вертикальную устремленность , не свойственную классической системе ордерных композиций и четкому спокойному силуэту объема . Особенности архитектуры середины и второй половины XVII века сказываются как в огромном объеме строительства крупных парадных ансамблей, призванных возвеличить и прославить господствующие классы эпохи абсолютизма и могущественного монарха - короля-солнце Людовика XIV , так и в совершенствовании и развитии художественных принципов классицизма.