Тема 8. Организация подрядных торгов

Участники торгов

Процедура торгов

Виды строительных контрактов

Форма контракта и гарантия его исполнения

Участники торгов

Подрядные торги в строительстве являются наиболее приоритетным методом размещения заказов на выполнение строительных работ. Основными участниками торгов являются заказчик, выступающий в роли организатора торгов, тендерный комитет – орган, обеспечивающий проведение процедуры торгов, и претенденты (оференты) – участники торгов, борющиеся за право заключения договора подряда.

Расходование дополнительных средств, связанных с организацией и проведением подрядных торгов, компенсируется тем, что заставляет потенциальных подрядчиков избегать необоснованного завышения цены на строительную продукцию и изыскивать более экономичные способы производства работ.

Принимая во внимание, что стоимость производственных ресурсов для всех претендентов, участвующих в конкурсе, практически одинакова, выиграть конкурс можно главным образом за счет оптимизации в сфере организации строительного производства. Следовательно, преимущество торгов заключается в создании условий конкуренции при размещении заказов. Вместе с этим происходит интенсивное, развитие предметной специализации организаций, разукрупнение монопольных структур, существенно возрастает доля строительства, выполненного за пределами мест дислокации строительных предприятий. Стимулятором технического развития отечественных организаций является конкуренция со стороны зарубежных фирм. Система конкурсных торгов является активным механизмом всесторонней интеграции отечественного строительства в мировой строительных рынок. Классификация основных видов торгов:

• с предварительной квалификацией и без нее – в зависимости от того, как организатор торгов проводит предварительный отбор претендентов;

• открытые и закрытые – в зависимости от того, допускаются к участию в торгах неограниченное число претендентов или только претенденты, удовлетворяющие специально оговоренными условиями;

• первичные и повторные – в зависимости от того, в который раз назначаются торги по данному предмету;

• гласные и негласные – в зависимости от участия оферентов в процессе торгов и оглашения их результатов;

• единичные – с организацией, выбранной заказчиком, когда оборудование или другой товар могут быть приобретены лишь у одной фирмы-монополиста, а заключение обычного контракта для государственных организаций запрещается законом данной страны...

Основными функциями заказчика при проведении торгов являются:

• принятие решения о проведении торгов;

• осуществление контроля за деятельностью организатора торгов и участие в тендерном комитете через своего представителя;

• установление окончательных условий контракта и его заключение с победителем торгов.

• подготовка документации для объявления торгов, осуществление публикации объявлений и рассылка предложений;

• формирование тендерного комитета;

• направление и контроль деятельности тендерного комитета и привлекаемых инженерно-консультационных организаций по подготовке тендерной и другой необходимой документации;

• утверждение результатов торгов;

• рассмотрение апелляций на решение тендерного комитета;

• ликвидация тендерного комитета;

• несение всех расходов по подготовке и проведению торгов.

Тендерный комитет – это постоянный или временный орган, созданный заказчиками или организаторами для проведения торгов. Он выполняет следующие функции:

• производит сбор заявок на участие в торгах и на предварительную квалификацию;

• проводит предварительную квалификацию претендентов;

• организует разработку и рассмотрение тендерной документации и решает вопросы изменения этой документации и процедур;

• проводит ознакомление претендентов с тендерной документацией и дает необходимые разъяснения;

• обеспечивает сбор, хранение и оценку представленных оферт;

• осуществляет процедуру торгов и ее оформление;

• определяет победителя или принимает иное решение по результатам торгов и представляет их на утверждение;

· публикует в средствах массовой информации отчеты о результатах торгов.

Решения тендерного комитета принимаются на закрытых заседаниях и оформляются протоколом, который подписывается семи членами тендерного комитета, принявшими участие в голосовании. Заказчик вправе отменить или изменить решение Федерального комитета. В состав тендерного комитета привлекаются следующие представители: различных отраслевых подразделений, администрации субъекта Российской Федерации, представители Законодательного собрания субъектов Российской Федерации, специалисты из проектных, научно-исследовательских, инженерно-изыскательских и других организаций в зависимости от специфики по усмотрению заказчика или организатора торгов.

Оферент – это лицо, от имени которого представляется оферта, т.е. комплекс документов, письменно подтверждающий намерение претендента участвовать в торгах и заключить контракт в отношении конкретного предмета торгов на условиях, определенных заказчиком в тендерной документации, с учетом дополнений претендентов (до момента регистрации оферты данное лицо вчитается претендентом).

До приобретения статуса оферента лицо приобретает статус претендента с момента обращения в тендерный комитет для участия в торгах. Претендент имеет право получить от тендерного комитета исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения подрядных торгов, обращаться в тендерный комитет с просьбой об отсрочке представления оферты в письменном виде.

Подготовкой и публикацией объявлений о торгах занимается тендерный комитет. Состав информации, отражаемой в объявлении о проведении подрядных торгов следующий:

• наименование объекта;

• основные характеристики объекта;

• наименование заказчика, проектировщика, организатора торгов;

• место строительной площадки;

• дата начала и окончания строительства;

• размер залога и расчетный счет для перечисления;

• дата представления тендерных документов;

• стоимость тендерной документации;

• язык, на котором составлена документация;

• информация о вопросах, связанных с рассмотрением тендерной документации, и о посещении стройплощадки;

• сроки возвращения тендеров и адреса, куда они должны быть возвращены;

• информация по вопросам вскрытия тендеров;

• предполагаемые даты оценки оферты и обсуждений предложений претендентов;

• требования тендерной гарантии;

• информация о вознаграждении за досрочное завершение работ;

• условия финансирования;

• ограничения, введенные государственными и законодательными органами, собственниками земли и недвижимости, которые могут быть затронуты строительством;

• условия оценки предложений.

Официальными периодическими изданиями, в которых публикуются все объявления об открытых торгах и результатах их проведения, являются «Строительная газета», газета «Развитие» и специальные приложения к ним.

Тендерная документация – это комплект документов, содержащий исходную информацию о технологических, коммерческих, организационных и иных характеристиках предмета торгов, а также об условиях и процедуре торгов.

Конкретный состав и другие условия подготовки тендерной документации определяет тендерный комитет в соответствии с поручением заказчика или организатора торгов. Тендерная документация передается в полном комплекте по официальному запросу претендента за отдельную плату.

Тендерная документация состоит из следующих разделов.

• Общие сведения об объекте и предмете торгов.

• Проектная документация.

• Требования по составу документации оферты.

• Инструкция оферентам.

• Условия и порядок проведения торгов.

• Проект контракта.

• Форма заявки об участии в торгах.

Тендерная документация включает в себя техническую и коммерческую части. Техническая часть содержит описание и общую информацию о предмете и объекте торгов. В ней указывается местонахождение и назначение объекта, его основные технико-экономические характеристики, наличие внешней инфраструктуры, местных строительных материалов, подъездных дорог, а также сроки строительства, информация о проведении и результатах инженерных изысканий на строительной площадке. Тендерная документация также включает в себя технические данные объекта, общие положения, архитектурно-строительную часть, включая чертежи с объемно-планировочными решениями и чертежи по водоснабжению, канализации, отоплению, вентиляции, электроснабжению и газоснабжению; описание и основные характеристики технологического оборудования, а также требования технологической безопасности и окружающей среды. Подрядчик имеет право использовать другое оборудование с лучшими показателями, но не приводящее к ухудшению экологии.

Коммерческая часть оферты содержит:

• цену, предлагаемую оферентом по предмету торгов,

· условия и состав пересмотра цен;

• условия, виды и методы внесения платежей в зависимости от уровня цен, предполагаемой формы оплаты;

• порядок финансирования;

• условия кредитования работ.

Процедура торгов

Подрядные торги на объекты, расположенные на территории Российской Федерации, проводятся по месту нахождения организатора торгов. Торги проводятся в день, час и в месте, официально объявленном организатором торгов. В случае изменения порядка проведения торгов все лица, которые должны быть извещены об этом, в обязательном порядке должны быть уведомлены таким же образом, как происходило объявление о торгах.

Все зарегистрированные оферты должны быть в закрытых конвертах доставлены своевременно на место проведения торгов.

Для вскрытия конвертов приказом председателя тендерного комитета назначается специальная комиссия, члены комиссии вскрывают все конверты с поступившими предложениями, объявляют и рассматривают всех участников торгов и предлагаемую в заявлении стоимость работ по подряду, а также дополнительную информацию, если это предусмотрено тендерной документацией. Остальная информация, касающаяся содержания тендерных предложений, не сообщается. После проверки наличия требуемых сведений и документов и соблюдения всех формальностей составляется соответствующий протокол. В протоколе должно быть отмечено, что он оглашен и признан правильным. Протокол подписывают все члены комиссии. Предложения, представленные не по форме или не допущенные к торгам, отдельно перечисляются в протоколе с указанием причин, по которым они были отклонены.

После того как все заявки были вскрыты и объявлена предлагаемая в них стоимость выполнения работ по подряду, ни одному из участников торгов не разрешатся вносить какие-либо изменения.

В зависимости от сложности предмета торгов тендерный комитет устанавливает срок рассмотрения оферт, который не может быть более шести месяцев с момента вскрытия конвертов. Срок рассмотрения объявляется на первом заседании по торгам.

В ходе оценки поступивших предложений тендерный комитет имеет право приглашать претендентов для дачи ими пояснений, запрашивать у них дополнительную информацию и документы. Подавшие предложения участники не могут отзывать свое предложение до окончания работы комиссии, такой шаг вызывает отчуждение так называемого залога серьезности намерений.

При наличии ошибок, выявленных при проверке тендерной документации, тендерный комитет вправе предоставить возможность претенденту внести поправки в документацию либо принять другое решение. В случае обнаружения ошибок, полностью меняющих существо предмета торгов, такая оферта не подлежит рассмотрению. Если тендерный комитет предоставил претенденту возможность исправить незначительные недостатки и привести оферту в соответствие с требованиями тендерной документации, то последний обязан сделать это в установленный тендерным комитетом срок. В противном случае оферта рассмотрению не подлежит.

Оценка предложений и выбор победителя торгов. Занимается оценкой оферт специально созданная для этого оценочная комиссия. Формирует оценочную комиссию тендерный комитет. В состав оценочной комиссии, как правило, входят заказчик (или его представитель), организатор торгов, проектировщик и др...

Оценивая предложения участников, оценочная комиссия принимает во внимание ряд условий:

• технический уровень предложения;

• уровень капитальных затрат и эксплуатационных расходов;

• финансовые последствия запоздалого и досрочного пуска объекта;

• возможность привлечения квалифицированных субподрядчиков и поставщиков;

• условия платежей, предлагаемые претендентом;

• другие коммерческие, технические и организационные преимущества.

При оценке оферт могут использоваться любые критерии и методики, которые сочтет нужными тендерный комитет (оценочная комиссия). В практике проведения подрядных торгов применяются различные методические подходы: от выбора победителя по одному критерию (минимальная предложенная цена или минимальный срок строительства) до бальной оценки и методов интегральной оценки. Институтом экономики строительства составлен ряд рекомендаций по оценке оферт. Система показателей для оценки технической части оферты следующая:

• показатели, характеризующие временные параметры выполнения обязательств оферента (сроки начала и завершения работ, ввода объекта в эксплуатацию и т.п.);

• показатели качества продукции или услуг, предоставленных оферентом (качество решений генерального плана, градостроительных, архитектурных, объемно-планировочных конструктивных проектных решений, основных и вспомогательных объектов; качество выполнения инженерно-изыскательских работ, а также проектных, строительно-монтажных, пусконаладочных и других работ, качество поставляемого технологического и инженерного оборудования; качество оказываемых услуг, комплектности поставок и др.);

• показатели, характеризующие организацию выполнения оферентом работ с точки зрения мер безопасности, охраны здоровья работающих и охраны окружающей среды;

• показатели, характеризующие уровень организации оферентом управления процессами подготовки и реализации проектирования, строительства или выполнения комплексов работ, уровень квалификации рабочих или административно-управленческого персонала (использование современных методов управления, автоматизированных систем обработки информации, применение прогрессивной структуры руководства предприятием, сбалансированности графиков производства работ и др.).

• показатели, характеризующие технический уровень средств производства, используемых оферентом для выполнения работ (качественный уровень машин, механизмов, технологических процессов, средств контроля за качеством и степень оснащенности оферента этими средствами);

• показатели, характеризующие степень использования местных ресурсов иностранными подрядчиками, а также подрядчиками из других регионов России (местной рабочей силы по тем профессиям, по которым в регионе имеется неполная занятость, материалов, изделий и полуфабрикатов местного производства, когда в регионе имеются избыточные мощности по их изготовлению и других ресурсов);

• показатели, характеризующие технические и имущественные гарантии, представляемые оферентом по бесплатному устранению обнаруженных дефектов и недоделок в течение гарантийного срока, по компенсации возможного ущерба заказчика и т.п.);

• другие показатели технической части оферт, определенные заказчиком для каждого конкретного случая.

В состав показателей для оценки коммерческой части оферт могут входить:

• предложенная оферентом цена предмета подрядных торгов (осуществления строительства, выполнения комплекса работ, оказания услуг, поставки продукции) с указанием, в какой валюте и в ценах какого периода рассчитана предложенная цена;

• предложенный оферентом метод учета при осуществлении расчетов за выполненные работы, последующих изменений уровня цен в связи с инфляционными процессами, изменениями законодательства в области налоговой политики и т.п.;

• предложения оферента по условиям и порядку финансирования и кредитования подрядных работ.

Если оферент представил альтернативное предложение, улучшающее проект, оферта оценивается дополнительными баллами в порядке, установленном тендерным комитетом.

В результате рассмотрения предложений оферентов по каждой оферте составляется отчет, в который помимо таблиц бальной оценки (если таковая производилась), входит текстовое заключение по технической части оферты, а также рекомендации тендерному комитету. Заключение подписывается всеми участниками оценочной комиссии и предусматривает выбор двух-трех оферентов, оферты которых являются наиболее приемлемыми для более тщательного анализа их предложений и выбора из них победителя.

Информация об итогах оценки оферты не сообщается лицам, не имеющим официального отношения к процедуре оценки. Члены тендерного комитета, оценочной комиссии и привлеченные эксперты несут ответственность за разглашение данной информации в порядке, установленном законодательством.

До подписания контракта рассматриваются все замечания экспертов по технической части оферты и принимаются решения исходя из требований тендерного комитета.

Заказчик не имеет право вести какие-либо переговоры по предмету торгов с оферентами или с другими лицами с момента объявления о проведении торгов до момента утверждения результатов торгов.

Решение о выборе победителя торгов тендерный комитет принимает простым большинством голосов от числа членов, присутствующих на заседании тендерного комитета полномочного состава. В случае равенства голосов «за» и «против» определенного решения принимается то решение, за которое проголосовал председатель тендерного комитета.

Тендерный комитет в течение трех дней после принятия решения обязан направить официальное извещение оференту, выигравшему подрядные торги.

Решение, принятое тендерным комитетом, оформляется протоколом, в котором содержатся наименование победителя торгов, состав тендерного комитета, результаты голосования, сводная таблица оферт, сроки подписания контракта с победителем торгов.

Тендерный комитет не обязан мотивировать свой выбор перед претендентом.

Протокол заседания тендерного комитета подписывают его председатель и секретарь. Этот протокол, содержащий результаты торгов, тендерный комитет представляет организатору торгов для утверждения в трехдневный срок после принятия соответствующего решения.

После этого организатор торгов в недельный срок рассматривает предложенные документы и принимает решение об утверждении результатов торгов.

В случае неутверждения результатов торгов организатор торгов принимает мотивированное решение и направляет его в тендерный комитет. Организатор торгов, рассматривая протокол заседания тендерного комитета, принимает одно из следующих решений:

• подписание соглашения о намерениях между заказчиком и оферентом в целях проведения дальнейших переговоров;

• подписание контракта между заказчиком и оферентом;

• проведение повторных торгов.

Если в ходе проведения переговоров с победителем торгов, он выдвигает неприемлемые по мнению тендерного комитета требования, то последний по согласованию с заказчиком имеет право начать переговоры с претендентом, занявшим второе или последующие места.

После проведения торгов заказчик или организатор торгов возвращает сумму задатка оферентам в течение установленного срока с момента объявления победителя торгов (пять банковских дней).

Победитель торгов имеет право заключить контракт с заказчиком на условиях, указанных в его оферте, если она составлена в соответствии с тендерной документацией.

Наши рекомендации