Государственное техническое регулирование
Система технического регулирования в России
Государственное техническое регулирование
Реформа системы технического регулирования в России в настоящее время является одним из главных направлений экономического и социально-политического развития страны.
В общей системе государственного регулирования экономической деятельности выделяются два основных направления: финансовое и техническое регулирование.
Финансовое регулирование включает инвестиционную, денежно-кредитную, налоговую и тарифную политику, все стороны функционирования бюджетного процесса, а также ограничения, налагаемые государством на некоторые виды предпринимательской деятельности.
Техническое регулирование в настоящее время включает:
- многочисленные обязательные требования государственных стандартов (ГОСТов), отраслевых стандартов, санитарных правил и норм (СанПиНов), строительных норм и правил (СНиПов), прочих ведомственных документов;
- системы допуска на рынок в отношении вида деятельности (лицензирование, регистрация) и в отношении продукции (оценка соответствия, декларирование, обязательная и добровольная сертификация и пр.);
- государственный (административный) контроль и надзор - технологический, санитарно - эпидемиологический, пожарный, строительно-эксплуатационный, экологический и пр.
Техническое регулирование в России в настоящее время является самым острым вопросом взаимоотношения органов исполнительной власти и предпринимательского сообщества. Действующая система государственного регулирования создана для экономики тотального государственного планирования и дефицитного распределения, сохраняет основные черты советской стандартизации, ведомственного нормирования и контрольно-надзорной деятельности административного аппарата исполнительной власти. Эта система плохо совместима с рыночными отношениями и на практике превратилась в коррупционный бизнес, в котором государственные технические правила, стандарты и надзор за их исполнением используется как инструмент получения административной ренты.
Нормативно-правовая база в сфере технического регулирования находится на данный момент в неудовлетворительном состоянии. Совокупность регулирующих документов плохо организована, хаотична, а в некоторых разделах вредна для рыночной экономики. Многие требования действующих нормативных актов технического регулирования устарели, положения отраслевых стандартов часто избыточны, завышены и заведомо невыполнимы, тексты документов «непрозрачны» и допускают произвольные толкования, во многих случаях нормы в разных документах не согласованы, противоречат друг другу, а иногда и являются взаимоисключающими.
Разработка и принятие новых технических регламентов является самостоятельной и давно назревшей проблемой. В соответствии с Федеральным Законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ (вступившим в силу 1 июля 2003 года) технические регламенты призваны заменить ведомственное регулирование требований к продукции.
Новая система технического законодательства, заложенная в реформе технического регулирования, опирается на положения Конституции Российской Федерации:
- статья 55, п. 3 - «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства»;
- статья 8., п. 1 - «в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности»;
- статья 71, п. (ж) - «в ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка»;
- статьи 41, 42 содержат положения «направленные на охрану жизни, здоровья граждан, экологическое благополучие и охрану окружающей среды»;
Одним из концептуальных положений реформы является переход с ведомственного нормирования на законодательный уровень технического регулирования. Технические регламенты принимаются в статусе федеральных законов. Ведомственное нормотворчество становится неконституционным и прекращается. Любые ограничения прав граждан на экономическую деятельность, в том числе технические ограничения, в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут осуществляться только на законодательном уровне.
По Конституции Российской Федерации незаконное воспрепятствование экономической деятельности преследуется в соответствии с Уголовным кодексом РФ.
Реформа технического регулирования проводится в рамках реализации общей стратегии дерегулирования (дебюрократизации) в России. Одной из важнейших целей реформы является снижение административного давления на бизнес, устранение избыточного регулирования и снятие административных барьеров. В ходе разработки и утверждения технических регламентов должны быть устранены все избыточные требования и процедуры административного характера, контрольно-надзорная нагрузка на предпринимательскую деятельность должна быть снижена до минимума.
Система законодательных нормативных актов в сфере технического регулирования включает следующие основные элементы:
- федеральный закон «О техническом регулировании» (№ 184-ФЗ от 27 декабря 2002г.);
- международные соглашения, принятые Российской Федерацией в области технического регулирования;
- система (свод) общих и специальных технических регламентов;
- методики расчетов, испытаний и контроля параметров, принимаемые в соответствии с техническими регламентами Правительством Российской Федерации.
Кроме обязательных для исполнения законодательно утверждаемых технических регламентов в систему технического регулирования России входят национальные и отраслевые (корпоративные) стандарты добровольного применения.