Методические приемы организации конструктивной деятельности

Конструирование

Ф.Н.Жумабекова, А.А. Ойшибаева

Тема Кол-ва часов дата
Материалы для конструирования  
Грузовые машины  
Гараж  
Автостоянка (коллективная работа)  
Металлический конструктор. Лесенка  
Тележка  
Пешеходный мост  
Пешеходный мост через железную дорогу (коллективная работа)  
Дом  
Многоэтажные дома  
Моя улица (коллективная работа)  
Крупногабаритный конструктор. Виды транспорта. Пароход.  
Работа с бросовым материалом. Мебель.  
Куклы из проволоки  
Котёнок и щенок  
Караван  

Конструирование

Методические приемы организации конструктивной деятельности

Термин «конструирование» означает составление различных предметов путем приведения их частей и элементов в определенное взаимоположение.

Конструирование - это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального предмета, соответствующего его функциональному назначению. При обучении детей конструированию развивается их мыслительная деятельность, умение планировать работу. Конструируя определенную постройку, ребенок должен мысленно представлять, какой она будет, и заранее спланировать свою работу, ее последовательность. Конструирование помогает понять, что та- кое геометрические тела, строения, качества, формы и пространственные соотношения.

При организации работ по конструированию учитель использует игрушки, изображающие людей, животных, растения, различные виды транспорта, что делает работу осмысленной, целенаправленной. Констру­ирование способствует умению анализировать, благодаря чему деятельность ребенка приобретает творческий характер.

'Занятия по конструированию проводятся один раз в две недели и чередуются с ручным трудом.

Виды конструирования:

- из строительного материала;

- из деталей конструкторов;

- из бумаги;

- из природных материалов;

из бросовых материалов;

- из крупных модулей;

-- компьютерное.

Формы организации обучения конструированию:

- по образцу;

-- по модели;

- по простейшим чертежам и наглядным схемам;

- по замыслу ребенка;

- по условиям;

- по теме;

- каркасное.

Например, в теме «Мост» предлагается построить отдельно мост для пешеходов и мост для транспорта или один мост для транспорта и пешеходов. Можно предложить детям построить мост по их замыслу, что даст возможность найти самостоятельные способы выполнения задания, будет способствовать проявлению их фантазии, творческому подходу к работе.

При конструировании дети используют различные виды конструкторов (деревянные, пластмассовые, металлические и др.). Конструктор состоит из геометрических тел, крупных и мелких деталей. Во время занятий учите детей выбирать нужные детали, размещать в пространстве выполненный, предмет, анализировать образец по следующей схеме:

- рассматривание объекта в целом;

- установление его практического назначения;

- выделение основных частей;

- определение их функционального назначения в соответствии с на-

'значением объекта в целом;

- установление пространственного расположения этих частей;

- выделение деталей, соответствующих основным частям;

- установление пространственного расположения этих деталей по от-

ношению друг к другу.

Перед тем как давать конструкторы детям, воспитатель должен тща­тельно изучить методические указания по сборке, приложенные к каждо­му из них, чтобы объяснить, как пользоваться ими. Необходимо создать условия для работы с конструкторами как отдельно каждому ребенку, так и группе детей. У детей должно сформироваться умение выбирать соответствующие детали для постройки, симметрично их устанавливать, объ­единять. Работая с конструкторами дети знакомятся с новыми материала­ми, из которых они будут изготовлены.

Во время конструирования развивается фантазия ребенка, приобретаются определенные способности, проявляется активность, повышается "

интерес к работе, формируются деловые навыки. При конструировании новых предметов используется практический опыт.

Конструирование из бумаги

Работа по конструированию из бумаги проводится на специальных занятиях или самостоятельно в свободное время. Этот вид деятельности интересен и занимателен. Из бумаги можно сделать множество различных предметов. Учитель показывает заранее изготовленные образцы. Рас­сматривая их, дети совместно с воспитателем выполняют их из бумаги. Подготовительная работа, специальные задания, игровые упражнения способствуют творческой активности и достижению результатов труда.

Виды конструирования из бумаги:

- из полосок и жгутов;

- из мятой и рваной бумаги;

- из бумажных комочков;

- из геометрических тел, выполненных из бумаги (конус, цилиндр, куб, призма, пирамида),

Техника работы с бумагой:

-сминание;

-разрывание;

-разрезание;

-сгибание, многократное сгибание по разным направлениям - оригами

-складывание бумаги и вырезание из нее по разным направлениям - киригами

Конструирование из бумаги.Для качественного выполнения работы по конструированию из бумаги, для активной и продуктивной деятельно­сти необходимо определить, в какой форме проводить работу: индивидуально или коллективно.

Работу по конструированию из бумаги необходимо проводить совместно с другими видами деятельности. Например, с сюжетно-речевой игрой, рисованием и т.д.

Помогите ребенку выбрать бумагу по цвету, качеству, фактуре, выбрать направление деятельности (мотивацию), достичь конечной цели посредствам игры, используя диалог для обогащения словарного запаса.

Этапы конструирования из бумаги:

Первый этап - опишите изготавливаемый предмет, изложите ход работы, используйте художественное слово, игровую ситуацию.

Второй этап - поставьте перед ребенком задачи проблемного характера, затем приступите к действию. Используйте свой опыт, объясняя новые приемы и способы работы.

Третий этап -- направляйте ребенка к самостоятельной деятельности, к творческой активности, к внесению своей лепты в работу.

Наши рекомендации