Декоративные элементы и детали

В организации композиционной структуры традиционного жилища, в формировании целостного архитектурного облика крестьянского дома использовались самые разнообразные средства художественной выразительности — и лаконичная декоративная скульптура, и различные виды резьбы, и живописные фрагменты.

Велико при этом было и образно-символическое значение декора. Так, главный фасад крестьянской избы представлял собою как бы лицо дома. Любопытно, что названия, данные народом отдельным элементам фасада и деталям декоративного убранства, в полной мере отражают это его предназначение. Например, сравнение фронтона дома с «челом» породило такие названия, как «причелины» — резные доски, прикрывающие концы слег по краю крыши при самцовой конструкции, или «лобовая доска» (иначе «платок») — элемент, отмечающий переход от бревенчатого сруба к дощатому фронтону при стропильной конструкции. Украшения, расположенные над оконными проемами, были названы «очельями».

Окна, через которые осуществлялась зрительная связь внутреннего пространства избы с внешним миром, трактовались как «очи» дома. Да и само слово «окно» происходит от старинного «око».

Доски, нередко прикреплявшиеся к концам бревенчатых кронштейнов-повалов у нижнего края причелин, были названы «серьгами» или «подвесками». «Охлупень», венчающий крышу, именовался еще и «шеломом» (шлемом), чем подчеркивалась важная его роль в конструкции и внешнем облике дома.

Декоративное убранство дома строилось в полном соответствии с выбранным конструктивным решением и общим объемно-планировочным замыслом. Народные зодчие во всех своих постройках, и прежде всего в жилых домах, удивительно тонко учитывали предугаданные ими и проверенные многовековой практикой закономерности визуального восприятия и особенности человеческого зрения.

Человеческий мозг обладает весьма ограниченной способностью в единовременном получении какой-либо информации. Человек может уверенно и надежно воспринять сразу, не считая, около семи предметов. Так вот, в традиционном сельском жилом доме число крупных архитектурных деталей, определяющих структуру его фасадов, было весьма невелико. На главном фасаде, как правило, можно выделить в среднем от 5 до 10 основных архитектурно-художественных элементов — узлов фиксации внимания, что достаточно близко к оптимальному для полноценного восприятия числу. Столь небольшое число деталей наряду с некоторым увеличением их размеров способствовало лучшей «читаемости» структуры здания, помогало выявлению важных в функциональном отношении элементов.

При формировании художественного убранства жилого дома народные мастера избегали дробления архитектурных форм, старались использовать лишь такие декоративные элементы, которые соответствовали бы тектонической структуре здания, не нарушали бы цельности его объема. Жилым и хозяйственным постройкам традиционного села присущи простота форм, структурная выверенность в решении основных архитектурно-художественных деталей, в размещении важных элементов декора. Замечено, что дробные членения объема дома размельчают его масштаб, делают его недостаточно выразительным. Дома, же, имеющие меньшее число членений, кажутся более значительными, «весомыми». Интересно, что наиболее совершенным памятникам народной архитектуры присущ именно крупный, выразительный масштаб.

Лучшие образцы традиционного крестьянского жилища отличались композиционной цельностью и общего решения, и отдельных архитектурных элементов и деталей. Акцентирование и структурно-композиционное выделение основных архитектурно-художественных деталей традиционных крестьянских домов зрительно увеличивало значение строений, повышало психологическое ощущение их надежности.

Декоративная проработка основных архитектурно-конструктивных деталей традиционной крестьянской избы, и прежде всего ее фронтона, элементов крыши, не только существенно обогащала облик дома, но и делала его более теплым, масштабным, человечным. Тщательная прорисовка силуэта дома, его четкая структурная организация в немалой степени способствовали тому, что дом был хорошо виден издалека, зачастую — с весьма значительных расстояний. Это объясняется тем, что именно силуэт «поставляет» основную информацию о конкретном объекте, именно с различения контура какой-либо фигуры начинается зрительный процесс.

Однако не все элементы силуэта несут одинаковую информацию. Замечено, что наибольшую информационную ценность имеют те участки, где изменение направления контура происходит быстрее, где расположено больше переходов и мелких деталей. В первую очередь внимание привлекают углы. В случае оценки сложности силуэта архитектурного сооружения именно углам, резким изломам контура принадлежит определяющая роль.

Воспринимаемые человеком зрительные образы формируются путем фиксации характерных точек объекта, в которых для него сосредоточена основная часть информации. Такие «точки фиксации» обычно строго не совпадают с углами контура, однако находятся в непосредственной близости от них, образуя своеобразные зоны концентрации внимания, ориентированные на наиболее существенные для человека участки изображения. Основными зонами фиксации внимания в силуэте традиционного жилого дома являлись прежде всего наиболее высоко расположенные архитектурно-конструктивные элементы и детали художественной отделки, которые благодаря своему развитому контуру были хорошо видны на фоне неба, ~ фигурный конек и украшенные резьбой свесы крыши. Этим элементам прежде всего и уделяли внимание народные мастера при создании внешнего облика дома. Так, на Севере наиболее высокая точка дома, где сходились скаты крыши, — оконечность «охлупня» ~ оформлялась обычно в виде головы коня или оленя. При этом на скульптурном изображении оленя иногда укреплялись подлинные оленьи рога. Такая обработка завершения жилища, видимо, имела для сельских жителей глубокое символическое значение и была связана с бытовавшим в древности культом коня, а в самых северных областях и оленя. Кстати, свидетельством существования в далеком прошлом обычая помещать на высшей точке избы череп коня служит один из древних вариантов названия шеломного бревна — «черепное».

Изображения коней часто присутствовали и во внешнем убранстве изб, на их фасадах — в частности, головами коней нередко оформлялись подвески в местах их соприкосновения с причельными досками, — и в интерьере жилища, в росписях шкафов и перегородок, в оформлении припечных досок. Кони изображались также и на вышитых полотенцах, и на досках прялок, и на целом ряде других предметов домашнего обихода.

Впоследствии символическое значение этих изображений было утрачено, однако традиция украшать верхнюю оконечность крыши резной фигурой коня, четко вырисовывавшейся на фоне неба, не только сохранилась, но и дала даже название этому элементу жилого дома — «конек».

Конек вырезали обычно из комлевой части вырубавшегося вместе с корнем елового ствола. Этому естественному утолщению дерева придавалась выразительная скульптурная форма, ставшая одной из отличительных черт всего дома. Четкий силуэтный

рисунок конька как бы естественным образом завершал декоративный убор северного крестьянского дома.

Свесы крыши закрывали резными причелинами — подзорами, состоящими зачастую из двух или даже трех наложенных друг на друга досок с прорезным орнаментом

Очень велико было символическое значение окна в общей структуре крестьянского дома. Через окно осуществлялась связь

человека с внешним миром — с лесом, полем, рекой, дорогой. Через окно проникал солнечный свет; поэтому окно жилого помещения прочно связывалось в представлении крестьянина с солнцем. Через окно человек был связан и с миром космических явлений — с чередованием дня и ночи, со сменой времен года. Через окно могли проникнуть в дом и «злые силы», а защитить,

«оберечь» крестьянина от их посягательств должны были символические изображения, помещавшиеся на оконных обрамлениях. Потому-то, по-видимому, наиболее важная в символическом отношении декоративная резьба и была сконцентрирована в основном на оконных наличниках и на лобовых досках над ними.

В оформлении оконных наличников традиционных домов отразились национальные и региональные особенности, верования сельских жителей, их вкусы и пристрастия. Например, единственной художественно оформленной деталью окон самых старых северных изб служила лишь одна резная доска — «очелье», являвшаяся, однако, даже в этих простых постройках не только украшением, но прежде всего практически необходимым элементом — она закрывала паз между верхним брусом окна и стеновым бревном. Резной орнамент, покрывавший практически всю ее поверхность, значительно облегчал композицию окна и придавал ей художественную выразительность и законченность, выделяя, таким образом, окно на фасаде избы. Часто в убранстве наличников присутствовали символические изображения солнца.

Вход традиционного жилого дома оформлялся обычно весьма внушительно. При нем, как правило, оборудовалось крытое крыльцо. Крыльцо, перекрытое односкатной или двускатной крышей, предохраняло вход от дождя, снега, в значительной степени защищало от ветра. Развитое крыльцо сглаживало резкий переход из внешнего пространства во внутреннее, с улицы в сени дома.

Крыльцо часто щедро украшали. В его декоративное убранство входили резные колонки, фигурные балясины ограждения, узорчатые подзоры покрытия. Из практического архитектурно-конструктивного элемента, защищавшего вход в жилище, крыльцо постепенно превратилось в одну из наиболее выразительных деталей'' крестьянского дома, стало излюбленным местом встреч селян.

Дерево благодаря своему естественному темному цвету, приобретаемому с течением времени под действием атмосферы и осадков, является хорошим поглотителем и накопителем энергии солнечного излучения. Поглощенная стенами дома солнечная энергия служит дополнительным (и весьма существенным) источником тепла, что облегчает задачу отопления жилых помещений, и это, безусловно, учитывали народные зодчие при выборе строительного материала. Думается, и сегодня при создании комфортного сельского дома не следует игнорировать высокие теплотехнические характеристики дерева.

Вместе с тем необходимо учитывать и тот факт, что различные цвета имеют для человека различное «смысловое» значение.

Темно-коричневый цвет бревенчатой стены дома воспринимается и оценивается большинством людей как спокойный, сдержанный, смягчающий возбуждение, выражающий крепость, устойчивость, тепло, то есть обладает свойствами, способствующими созданию психологически комфортной жилой среды. Использование дерева в качестве стенового материала помогает формированию необходимого уровня психологического комфорта сельского жилища. В результате применения ограждающих стеновых конструкций определенного цвета и фактуры можно создать или усилить ощущение прочности и надежности жилища. Например, так называемые «теплые» цвета — красный, оранжевый, коричневый -воспринимаются человеком как более вещественные, чем «холодные» — синий, голубой. Замечено также, что темные цвета кажут-

ся «тяжелее» светлых. Материалы одного цвета, но разной фактуры также имеют различный зрительный вес — грубая фактура всегда воспринимается как более тяжелая, чем гладкая поверхность того же цвета. Таким образом, материальность, весомость, надежность придадут жилищу ограждающие конструкции «теплых» темных цветов с грубой фактурой поверхности.

Этим требованиям полностью удовлетворяет бревенчатая стена. Сочетание же темного тяжелого цвета бревенчатой стены с легким светлым тоном основных архитектурных деталей позволяет создать легко воспринимающиеся, художественно выразительные композиции. Именно на темном «материальном» фоне бревенчатой стены хорошо выделяются ажурные элементы резьбы, покрывающие наличники окон, подзоры, детали балконов и крылец. При этом орнамент, рассчитанный преимущественно на восприятие с близкого расстояния, позволяет судить о размерах архитектурных деталей, является своеобразным указателем масштаба при оценке композиционного строя здания в целом и отдельных его элементов.

Выработавшийся на протяжении столетий декоративный орнамент вобрал в себя эстетические предпочтения, вкусы, символику художественных образов создавшего его народа. Без орнаментики вообще немыслима народная архитектура, причем полноценная жизнь орнаментального знака-символа неотделима от уверенного понимания и признания его определенными социальными слоями или группами людей.

В деревянной жилой архитектуре орнамент, с одной стороны, выявлял механические свойства применявшегося материала, с другой — отражал верования, национальные эстетические представления и художественные пристрастия населения. Далеко не последнюю роль в формировании резного декора крестьянских изб играли и конкретные условия зрительного восприятия, существенно различные в разных регионах страны. Так, на Севере пропильная резьба, обогащавшая архитектурно-художественные детали убранства дома, была рассчитана на силуэтное восприятие в местных специфических условиях видимости. Характер резьбы, ее прорисовка менялись в зависимости от конкретного региона: с продвижением на север рисунок резьбы упрощался и укрупнялся, становился более сухим и геометричным. Без сомнения, наряду с прочими факторами серьезное влияние на подобные изменения оказали и климатические условия, прежде всего особенности восприятия архитектурного сооружения в естественной природной среде.

Мотивы северной пропильной резьбы довольно разнообразны, но превалируют символические изображения космогонического характера — различные круги, ромбы, как бы обозначающие небесные тела, многочисленные солярные знаки — символы солнца. Редкий дом обходился без изображения солнечной розетки на концах причелины и полотенец, на оконных наличниках или ставнях, деталях балконов, крылец, прочих важных архитектурных элементов. Встречались в народном жилом зодчестве Севера и своеобразные мотивы резного декора, заимствованные у окружающей природы — стилизованные «елочки», скромный растительный орнамент. Через символы декоративного убранства дома, как и через его общую организацию, крестьянин связывал себя и с безграничным космосом, и с близкой ему природой.

В средней полосе страны, особенно в районах Поволжья, использовалась в основном «глухая» резьба, рассчитанная на игру светотени при ярком солнечном освещении. Такая резьба перекочевала на фасады крестьянских изб с бортов волжских деревянных судов, сохранив при этом свое название — «корабельная резь». Для ее; выполнения применяли доски толщиной до 8 см. Глубина рельефа доходила в отдельных случаях до 5 см. Когда в силу ряда объективных причин стала распространяться более простая в исполнении и потому более доступная сквозная резьба, то и в ее структуре проявились специфические отличительные черты — резной орнамент был значительно более сложным, развитым, причудливым, в нем не было строгого геометризма и масштабной укрупненности, свойственных обобщенному и структурно выверенному северному декору.

В основе рисунка поволжской резьбы лежал растительный орнамент. В его структуру органично вплетались фигуры диковинных существ — «фараонов», львов, птиц Сиринов, таких, казалось бы, далеких от повседневной жизни русской деревни и не свойственных окружавшей крестьян природе. Предполагают, что народные мастера заимствовали эти изображения из старинных рукописей и со стен древних храмов. Но они и сами вносили в орнамент много того, что видели вокруг себя, что постоянно встречали в обыденной жизни. Потому-то образцы фантастических Сиринов, «фараонов», сказочных русалок приобретали под их руками черты деревенских мужиков и баб.

Одним из наиболее распространенных в домовой резьбе Верхнего Поволжья персонажей был лев. Мастера, никогда не видевшие этого зверя, изображали его условно, придавая облику льва черты хорошо знакомых им животных. Зачастую вырезанные ими львы были похожи на деревенских котов. Вместо оскалившихся злобных стражей с оконных наличников, лобовых досок и ворот крестьянских изб глядели необычные, но по-домашнему добродушные звери.

Распространен в декоративном убранстве верхневолжских домов был и образ русалки- берегини — сказочного существа с рыбьим хвостом и женским торсом, называемого еще «фараон-кой». Резчики с каким-то особым удовольствием подчеркивали формы ее тела и в каждом отдельном случае создавали яркую индивидуальную образную и пластическую характеристику. Неизменной была лишь поза берегини, напоминающая позу моления — руки ее, как правило, были воздеты или раскинуты в стороны, и обязательно в одной из них или в обеих она держала ветку. Вкладывая в этот образ определенный архаичный, ритуальный смысл, народные мастера придавали героиням своих рельефов особое реалистическое содержание, выразившееся в своеобразной прорисовке лиц, как бы взятых из окружающей деревенской жизни.

Популярен у народных резчиков был и другой фантастический

образ — птицы Сирина, изображаемой с женским лицом и человеческими руками. Этот образ можно встретить и на дверцах шкафов, и на лубочных картинках, и на лобовых досках крестьянских изб. Искусно вписаны фигуры Сиринов в структуру сложного растительного орнамента. Их лица загадочны и серьезны. Они смотрят широко раскрытыми глазами строго, подчас даже трагично.

Видимо, не простыми декоративными элементами на фасадах деревенских домов были львы, русалки и Сирины. С их образами крестьяне связывали представления о благополучии и достатке своего дома. Эти сказочные и фантастические существа охраняли жилище, семью крестьянина от злых сил, всяческих бед и невзгод.

Со временем отношение к таким изображениям менялось, постепенно стирался из памяти их глубинный смысл, но и впоследствии не только из стремления к украшательству или в силу традиции вырезали мастера на наличниках и лобовых досках берегинь и Сиринов. Важное духовное значение имели они для крестьян, как бы связывая их не только с реальной окружающей средой, но и с незримым фантастическим миром народных верований, преданий и сказок.

Элементы глухой резьбы, как фигурные, так и растительные, составляли уравновешенную композиционную систему, рассчитанную не только на близкое восприятие, но и на обозрение со значительного расстояния, поскольку в ее структурном построении естественно сочетались тонко прорисованные детали с укрупненными, обобщенными формами, хорошо различимыми издали. При этом народные мастера удивительно полно и органично использовали декоративные свойства дерева — его пластичность, цвет, характерную текстуру. Применяя в мотивах резьбы обобщенные лаконичные элементы, они добивались всестороннего выявления богатейших фактурных особенностей древесины. Резной орнамент или фигурные изображения как бы следовали за направлениями древесных слоев, подчиняя им свою пластику. Сливаясь воедино с архитектурными деталями, резные рельефы акцентировали тем самым внимание на наиболее существенных из них, создавали неразрывный синтез архитектурных и декоративных средств выразительности в облике жилища. Такая тесная связь резьбы с архитектурно-конструктивной структурой дома еще более подчеркивала целостность его общей композиции. Подобный подход к формированию гармоничного декоративного убранства сельского жилого дома представляет несомненный интерес для современной практики жилищного строительства на селе.

Декоративные элементы и детали - student2.ru

Все элементы, которые применялись в украшении домов имели тайные значения. Большое количество орнаментов повторялись на всех постройках поселения и они несли магическую силу, обереги.

Заключение

В народном мировосприятии, в культурных и архитектурных традициях находили выражение и закреплялись наиболее существенные, необходимые для обеспечения процессов жизнедеятельности характеристики образа жизни, стереотипы поведения, трудовые навыки, присущие данному народу способы и методы освоения пространства. Одним из ключевых элементов народной культуры, фиксировавших место и роль человека в освоенном им пространстве, выступает именно традиционный жилой дом. Представляя одну из основных форм приспособления человека к окружающей его естественной среде, сельское жилище вместе с тем является и средством преобразования, оптимизации природной среды.

Важная особенность народных архитектурных традиций — их постоянное изменение под действием внешних факторов и творческой деятельности человека, обеспечивающее поступательность культурного развития общества и совершенствование архитектуры. Таким образом, традиции в народной жилой архитектуре не есть нечто неизменное, константное — они находятся в постоянном и непрерывном движении и развитии.

Традиция, остановившаяся в своем развитии, уже не отвечающая изменившимся социально-экономическим, культурным, эстетическим, техническим и другим условиям, отбрасывается и заменяется новой, более жизнеспособной. Позитивными архитектурными традициями в народном жилище можно считать лишь те, которые прошли испытание временем и пригодны для использования в современной практике жилищного строительства.

Из народного жилого зодчества следует перенять и выработанное веками умение гармонично строить сомасштабную человеку жилую среду, способность формировать функционально удобную и эстетически выразительную объемно-пространственную композицию сельской усадьбы.

Прогуливаясь по улицам, встречаешь множество старых домов, которые притягивают к себе взгляды своими убранствами. К сожалению современные здание теряют эту неповторимость и становятся безликими.

Библиография

1.А.И. Прохоренко «Архитектура сельского дома»

2. Д.Ф. Мадуров «Традиционное декоративное убранство»

3. www.dslib.ne

Наши рекомендации