Классификация железных дорог в зависимости от инициаторов строительства

Все вышеприведенные виды строительства делятся в зависимости:

- от назначения,

- стратегической значимости

- и социальной значимости их для стра­ны в целом и для отдельных регионов,

- от состава участников инвестиционного процесса, заинтересованных в получении существенного эффекта от сдачи объектов в постоянную эксплуатацию.

Подобное деление «Стратегией развития железнодорожного транспорта России до 2030 года» планируется использовать для реализации механизма государственно-частного партнерства.

Платят за строительство и модернизацию:

• стратегических и социально значимых дорог, укрепляющих и сохраняющих целостность страны, улучшающих качество обслуживания населения — госбюджет и бюджеты регионов;

• грузообразующих линий, предназначенных для транспортного об­служивания новых месторождений полезных ископаемых и промыш­ленных зон — госбюджет и частные инвесторы;

• технологических линий, предназначенных для оптимизации же­лезнодорожной сети в целях ускорения хозяйственных и межрегиональ­ных связей — ОАО «РЖД», частные инвесторы, госбюджет;

• высокоскоростных линий, предназначенных для перевозки пасса­жиров со скоростью до 350 км/ч, — ОАО «РЖД», частные инвесторы, бюджеты регионов;

• модернизацию действующих линий, предназначенных для освое­ния прогнозных объемов перевозок и организацию скоростного пасса­жирского движения, — ОАО «РЖД», госбюджет.

На 2008 год

В строительство новых железных дорог планируется вложить 40 % пла­нируемых инвестиций,

в развитие существующих объектов инфраструк­туры — 29 %, в

обновление подвижного состава — 31 %.

Объемы инвестиций:

- госбюджет (20 %) — около 27 трлн руб.;

- региональные бюджеты (5 %) — более 600 млрд руб.;

- частные инвесторы (75 %) — 10,2 трлн. руб

.
Система проектирования организации строительства железных дорог

Проектирование организации железнодорожного строительства осуществляется на четырех стадиях:

- предпроектной

- предстроительной

- в ходе ведения строительства

- в период достижения производственной мощности (после ввода линии в постоянную эксплуатацию).

Основная задача при проектировании организации железнодорожного строительства - чтобы организационные решения, разрабатываемые как проектными, так и строительными организациями, стали основой:

- для определения строительной стоимости,

- назначения рациональной последовательности работ,

- определения продолжительности строительства,

- распределения капитальных вложений,

- финансирования строительства,

- планирования деятельности строительных организаций.

На каждой стадии ставятся и решаются свои задачи по рационализации железнодорожного строительства. Объем и надежность разработок зависят от качества и объема исходной информации.

Предпроектная стадия

На первой стадии (предпроектной) происходит формирование инвестиционного замысла и предпроектное исследование инвестиционных возможностей.

В ходе данной стадии определяют:

- цель инвестирования,

- назначение и мощность объекта,

- расположение его;

- выполняют оценку возможностей финансирования и достижения дорогой намеченных технико-экономических показателей.

Заказчик в местные органы исполнительной власти представляет ходатайство о намерениях.

В ходатайстве приводят:

- основные технические и технологические данные о железной дороге

- основное ее направление,

- примерная численность рабочих,

- обеспечение работников жильем и объектами социального назначения,

- ориентировочная потребность в сырье, материалах, воде, энергии, земельных ресурсах;

- соображения о влиянии дороги на окружающую среду.

После получения положительного заключения на ходатайство о намерениях Заказчик разрабатывает «Обоснование инвестиций в строительство».

В результате принимают решения о хозяйственной, экономической и социальной целесообразности инвестиций.

Результаты «Обоснования инвестиций» служат основой для непосредственного проектирования объектов.

Кроме того, эти материалы могут быть использованы для разработки бизнес-планов, проведения социологических исследований, а также для переговоров с государственными и местными органами местной власти о предоставлении налоговых льгот, субсидий и т.д.

Формирование инвестиционного замысла. Исходные данные

При формировании инвестиционного замысла для выбора и предварительного обоснования проектного решения составляются принципиальные схемы организации строительства и схемы транспорта местных строительных материалов по каждому варианту транспортного обслуживания района, по каждому направлению развертывания строительства.

Исходными материалами для этого служат:

· схемы развития и размещения отраслей народного хозяйства,

· схемы развития и размещения производительных сил экономического района;

· существующая транспортная сеть,

· линии связи и электропередачи,

· возможность их реконструкции и использования для нужд строительства;

· директивные указания о сроках ввода линий в постоянную эксплуатацию,

· инженерно- геологические и климатические условия строительства;

· проекты организации железных дорог уже эксплуатируемых или еще строящихся в аналогичных условиях,

· эталоны проектов организации строительства;

· сведения о возможных преградных сооружениях на трассе (больших и внеклассных мотах, тоннелях, сосредоточенных объемах земляных работ и т.д.);

· требования экологии,

· возможные места расположения опорных пунктов, подъезды к ним;

· наличие в примыкающем районе предприятий строительной индустрии, их мощ­ность, возможность реконструкции и использования для нужд новостройки;

· населенные пункты, возможность использования их для дислокации строительных подразделений.

На этом этапе решают задачи выбора типа транспортного обслуживания развивающегося района и определения основного направления трассы.

В качестве конкурирующих вариантов могут быть рассмотрены:

- автомобильный,

- водный, железнодорожный,

- воздушный,

- трубопроводный транспорт.

Наиболее общим случаем является комбинация этих видов транспорта: автомобильного с железнодорожным, железнодорожного с водным (речным или морским), железнодорожного одновременно с трубопроводным или автомобильным и т.д.

На основе спутниковой съемки, крупномасштабного картирования, предварительных выборочных изысканий и проектирования по наибо­лее характерным местам определяют варианты трассы, комплексы основных сооружений, выполняется их размещение по линии строительства.

Для построения принципиальных схем организации строительства по каждому варианту (по укрупненным показателям) определяют:

- объемы основных строительно-монтажных работ,

- очередность и примерные сроки строительства;

- объемы капитальных вложений (в том числе для строительно-монтажных работ по промышленному и жилищно-гражданскому строительству) с учетом затрат в смежные отрасли народного хозяйства.

При этом выявляют ресурсы строительных организаций, необходимые для завершения работ по данному варианту вида транспорта или направления строительства железной дороги в соответствии с генеральным планом развития района.

Ресурсы строительных организаций:

- людские и материальные ресурсы — возможный генподрядчик (например, акционерное общество АО «Территориальный строительно-монтажный трест»),

- предполагаемая мощность генподрядчика,

- специализированные субподрядные организации (механизированные колонны по сооружению земляного полотна, мостоотряды и др.).

Определяют возможных поставщиков материалов и изделий. Лимит стоимости строительства определяется на основании предварительных сметных расчетов по укрупненной удельной стоимости 1 км длины главных путей. Эти данные корректируются с учетом местных усло­вий по имеющимся аналогам и материалам предварительного проек­тирования на отдельных наиболее характерных местах. В соответствии со схемами организации строительства капитальные вложения распре­деляют по периодам строительства.

Важной задачей, решаемой на этом этапе, является поиск источни­ков финансирования инвестиционной деятельности.

Это могут быть федеральный или региональный бюджеты, амортизационные отчисления и прибыль предприятий, заемные средства и прочие источники.

На этом этапе выполняют также выполняют анализ технического решения:

- инновационный,

- патентный

- экологический

проверяют необходимость выполнения сертификационных требований;

проводят предварительное согласование инвестиционного замысла с федеральными, региональными и отраслевыми приоритетами;

ведут предварительный отбор строительных организаций, способных реализовать проект;

подготавливают информационный меморандум реципиентов (строитель­ных организаций).

Предстроительная стадия

На второй стадии (предстроительной) составляется проектно-сметная документация (ПСД).

Работа ведется в два этапа:

· На первом составляется «проект» (ТЭО) на весь комплекс строительства железной дороги.

· На втором — разрабатывают детально рабочую документацию. Ввиду большого ее объема она может выпускаться по годам;

Проект (ТЭО) состоит из двух частей.

В первой части, в основных проектных решениях (ОПР), разрабатывают и сравнивают варианты организации строительства по уже выбранному направлению.

На основе выбранной схемы составляют генеральную схему организации строительства железной дороги, в которой устанавливается очередность сдачи основных ее объектов (участков, пусковых комплексов) в постоянную эксплуатацию.

Во второй части ТЭО разрабатывают проект организации строительства, который является основой для составления сметы, рас­пределения капитальных вложений, финансирования строительства, дальнейшего производственного календарного планирования. Продолжительность, стоимость и трудоемкость организации строитель­ства новых железных дорог зависит от сложности условий строитель­ства.

При разработке рабочей документации на основе проекта организации строительства и уточненных схем транспортировки строительных материалов составляются объектные сметы. Генеральная схема и про­ект организации строительства служат исходным материалом для дальнейшего производственного календарного планирования.

Ведение строительства

На третьей стадии выполнения строительно-монтажных работ (ведение строительства) ведут производственное календарное планирование. Правда, оно начинается еще на предыдущей стадии — в состав работ по предстроительной подготовке входит разработка проекта организации работ подготовительного периода.

Состав задач по производственному календарному планированию, решаемых на этой стадии, порядок оформления документации и комплекс входящих в них вопросов, приведены в таблице

  Производственное календарное планирование  
Решаемая задача Графический материал Комплекс вопросов
Разработка ПОР строительства группы объектов и на годовую программу работ организации. Увязка деятельности генподрядных и субподрядных организаций Календарные графики работы отдельных подразделений. Гра­фики распределения трудовых и материальных ресурсов. Объе­диненные календарные графики организации работ Распределение объемов работ между от­дельными организациями, расстановка подразделений по фронтам работ. Состав­ление календарных графиков на отдель­ные объекты. Разработка сводных проек­тов организации работ, корректировка их по срокам и ресурсам. Обеспечение тре­бований охраны окружающей среды
Разработка ППР на каждый вид работ и на каждое сооружение Графики: производства работ, рабочей силы, поставки машин и механизмов, материалов и изделий. Строительные планы площадок Выполнение организациионно-техноло- гической подготовки строительного про­изводства. Разработка основного материа­ла для оперативного регулирования строительного производства. Назначение наиболее эффективных методов ведения работ
Разработка производственного ПОС на весь комплекс работ по строительству железной дороги Объединенный график органи­зации строительства по всем подразделениям, направлениям развертывания строительства и видам работ Корректировка деятельности всех органи­заций, участвующих в строительстве же­лезной дороги, с целью скорейшего ввода ее в эксплуатацию с минимальными затра­тами. Анализ показателей. Подготовка к внедрению автоматизированной системы управления строительства

Ответственность за своевременное и качественное выполнение работ по строительству железной дороги возлагается на генерального подрядчика.

На заключительном этапе технической подготовки генподрядной организации проекты организации работ (ПОР) объединяют в производственный проект организации строительства (ППОС) на железную дорогу, на всех направлениях развертывания строительства, по всем пусковым комплексам. ППОС по основным параметрам (срокам, по­рядку развертывания строительства) должен соответствовать проектному ПОС, однако степень его детализации значительно выше. Он может быть использован в оперативном управлении ходом работ.


Наши рекомендации