Государственный кадастровый учет объектов градостроительства

1. Государственный градостроительный кадастр Российской Федерации представляет собой единую систему учёта, регистрация, хранение и предоставление информации по объектам следующих территориальных уровней: 1) РФ; 2) субъекты РФ; 3) Муниципальное образование.

Градостроительный кадастр содержит информацию о:

- Градостроительных регламентах

- Состоянии территории, её использование внешних условиях

- Градостроительные ценности территории

Информация поступает их официальных документов: действительных нормативно-правовых актов, утверждающих градостроительной документации, действующих градостроительных кадастров и прочих территориальных уровней, отраслевых кадастров, регистров, реестров.

2.Градостроительный кадастр предназначен для решения задач: 1) Учёт и регистрация градостроительных регламентов и градостроительной ценности территории.

2) Доведение информации о градостроительных регламентов до лиц ответственных за их соблюдение.

3) Отслеживание соблюдения градостроительных регламентов и обоснования наложения санкций за ущербы, нанесенных их нарушением.

4) Информационное обеспечение учета градостроительной ценности территории при налогообложении.

5) Обеспечение защиты прав граждан на установленный уровень качества среды их проживания и деятельности.

Информация градостроительного кадастра подлежит использованию:

1)Органами исполнительной власти при разработки и согласовании нормативно-правовых актов по вопросам регулирования использования территории.

2)Инвесторами в качестве исходной информации для бизнес планов.

3)Юридическими и физическими лицами при осуществлении ими прав и обязанностей по использованию территорий земельных участков.

4) Органами исполнительной власти и судебными органами при разрешении конфликтов, вызванных нанесением ущерба, связанных с нарушением или изменением градостроительных регламентов.

3.Владельцами информационных ресурсов градостроительного кадастра являются: РФ, Субъекты РФ и Муниципальные образования. Распорядителями информационных фондов являются: 1)Градостроительный кадастр РФ-Минстрой России; 2) Градостроительный кадастр субъектов РФ – Органы архитектуры и градостроительства субъекта РФ; 3) Градостроительный кадастр Муниципального образования – Органы архитектуры и градостроительства Муниципального образования.

Пользователями градостроительного кадастра могут быть:

-Подразделения и службы Минстроя России;

-Службы администрации президента РФ;

-Органы государственной власти Субъектов РФ;

-Органы местного самоуправления Муниципальных образований;

-Градостроительные, проектные и научно-исследовательские организации;

-Службы градостроительного кадастра;

-Службы других государственных кадастров;

-Организации и граждане РФ;

-Юридические и физические лица, владеющие, распоряжающиеся и пользующиеся земельными участками и связанной с ними недвижимостью.

Информация градостроительного кадастра предоставляется пользователям в форме кадастровых документов, кадастровых справок и санкционированного прямого доступа.

Кадастровый документ – градостроительный паспорт, выдаваемый органом государственной власти и юридическому (физическому) лицу, осуществляющему функцию владения, пользования, распоряжения определенной территорией. Составляется по определенной форме и имеет юридическую силу.

Кадастровый документ градостроительного кадастра является информационной основой правоотношений.

Кадастровая справка – выдаваемый потребителю документ, содержащий запрашиваемые сведения.

Порядок оформления и выдачи кадастровых документов устанавливается Федеральным нормативным документом.

4.Градостроительный кадастр объекта любого территориального уровня содержит сведения: 1) О градостроительных регламентах

2)О состоянии и использовании территории, внешних условиях

3)О градостроительной ценности территории

4)Об относящейся к этой территории нормативной и правовой документации

5)Об органах государственной власти и местного самоуправления, юридических и физических лицах, имеющих правомочия владения, пользования и распоряжения территориальными объектами.

Сведения о градостроительных регламентах представляющиеся по зонам, объектам, на котором эти регламенты распоряжаются основаниями учета сведений являются официальные документы источников информации.

Правовая, нормативная и проектная документация характеризующаяся её реквизитами, назначениями, сведениями о содержании, согласовании и утверждении отдельных документов.

При компьютерной организации информация градостроительного кадастра состоит из трех основных частей: 1)База данных;

2)Картографической информацией;

3)Информационно-поисковой системой.

База данных содержит сведения о градостроительных регламентах, фактическом состоянии и использовании территории, условиях её использования, градостроительной ценности.

Картографическая информация отражает местоположение и учётных единиц и представляет собой совокупность электронных карт, на которых изображены территории объектов или отдельных его частей.

Информационно поисковая система включает сведения о проектных, нормативных и правовых документах.

5.Правовой основой формирования и функционирования градостроительного кадастра является: 1) Правовые и нормативные акты градостроительного кадастра РФ;

2)Положение градостроительного кадастра утверждается государственными органами;

3)Правовые и нормативные акты, обеспечивающие поступление в градостроительный кадастр необходимой информации;

4)Нормативные акты, определяющие условия прямого доступа и категории пользователей, имеющих право на прямой доступ;

5)Свидетельство Минстроя России о включении градостроительного кадастра в систему государственного градостроительного кадастра РФ.

Ведением каждого градостроительного кадастра занимается кадастровая служба органа архитектуры и градостроительства.

Источниками информации, подлежащей занесению являются:

1)Картографический материал;

2)Сведения о проведенных проектных работах;

3)Сведения о разработке проектной документации

4)Данные о территориальном распределении и условиях использования природных ресурсов, о экологической ситуации;

5)Данные об охране природных территориях;

6)Данные об учитываемых и охраняемых объектах историко-культурной среды;

7)Данные о градостроительной ситуации.

Кадастровая служба регистрирует полученные данные и выдает пользователям готовые кадастровые документы.

Выдача кадастровых документов производится за плату, подразделяемую затратами на их подготовку и оформление.

Справочная информация градостроительного кадастра предоставляется органам государственной власти и местного самоуправления бесплатно. Юридическим и физическим лицам за плату, определяемую распределителями градостроительного кадастра территориального объекта.

6.Создание каждого градостроительного кадастра включают в себя:

Финансирование создания и ведения градостроительного кадастра обеспечивающиеся его владельцами из бюджетных средств и привлекаемых не бюджетных источников.

Работой по созданию градостроительного кадастра распределяются следующим образом: 1)Минстрой России: -Организует разработку правовой и нормативно методической базы;

-Создает Федеральный градостроительный кадастр и организует его информационное обеспечение;

-Организует оказание методической помощи и помощи в подготовке кадров субъектам РФ и Муниципальным образованиям в процессе создания их градостроительного кадастра.

2) Органы Государственной власти субъектов РФ:

- Формирует правовую базу создания своих градостроительных кадастров и градостроительных кадастров Муниципальных образований

- Создает свои градостроительные кадастры и организует их информационное обеспечение.

- Организует оказание методической помощи и помощи в подготовке кадров Муниципальных образований

3)Органы местного самоуправления Муниципальных образований

Независимо от территориального уровня градостроительный кадастр предусматривает выполнение следующих основных видов работ по этапам их создания:

- На первом этапе:

1) Формирование заказов на выполнение работ по градостроительному проектированию, результатом которого должно стать зонирование территории по её градостроительной ценности;

2) Разработка концепции программы проекта создании градостроительного кадастра;

3) Разработка и принятие документов, устанавливающих правовые основы создания и ведения градостроительного кадастра, создания кадастровой службы, инвентаризация и первичная обработка имеющиеся информации.

- На втором этапе: Развитие кадастровой службы, организация регистрации поступления информации в градостроительный кадастр, заполнение градостроительного кадастра и его эксплуатация.

ВОПРОСЫ - ОТВЕТЫ

  1. Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

ЕГРП — существовал до 31.12.2016г. Информац. ресурс (документы на бумажных и электронных носителях, дела и систему записей в книгах учёта), который содержит данные о существующих и прекращенных правах на объекты недвижимого имущества, а также данные об объектах недвижимого имущества, сведения о правообладателях, наличие обременений, арестов и т. д. на территории РФ.

Ведение ЕГРП осуществляется на основе Федерального закона РФ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

С 1 января 2017 года ЕГРП и государственный кадастр недвижимости (ГКН) подлежат объединению в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН) в соответствии с Федеральным законом РФ от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Сведения из ЕГРП являются общедоступными, и предоставляться органом, осуществляющим гос. регистрацию прав на недвижимое имущество, за плату и в объёме, установленном указанным законом. На сегодня — это Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр). Ведение ЕГРП осуществляется путём проведения процедуры гос. регистрации прав на недвижимое имущество, а также сделок с ним. Гос. регистрация не является обязательной процедурой и имеет заявительный характер. Однако, в ряде случаев, законодательством установлена зависимость момента возникновения права на объект недвижимости от момента государственной регистрации права на него (например, переход права собственности при покупке, регистрация права собственности на вновь созданный объект).

Структура Каждый раздел Единого государственного реестра прав состоит из трех подразделов:

  • подраздел I - описание объекта недвижимого имущества;
  • подраздел II - записи о праве собственности и об иных вещных правах на объект недвижимого имущества, о сделках об отчуждении объекта недвижимого имущества;
  • подраздел III - записи об ограничениях (обременениях) и др. вещных прав на объект:

Выписка из ЕГРП— документ, который подтверждает наличие (отсутствие): зарегистрированного права собственности на недвижимое имущество; ограничений и обременений на объекты. Позволяет гражданам РФ обезопасить себя при совершении сделок с недвижимостью.

Данные, указываемые в выписке из ЕГРП:

  • описание объекта недвижимости;
  • данные о правообладателях;
  • зарегистрированные права на объект недвижимости права;
  • зарегистрированные ограничения / обременения прав;
  • сведения о правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования.

Выписки одержат описание объекта недвижимости, зарегистрированные права на него, ограничения (обременения) прав, сведения о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

В выписке, содержащей сведения о земельном участке, на котором создается объект недвижимого имущества, в состав которого входят жилые и нежилые помещения, являющиеся предметами договоров участия в долевом строительстве, помимо сведений об ипотеке указывается наличие зарегистрированных договоров участия в долевом строительстве с перечнем объектов долевого строительства, а также фирменные наименования юридических лиц — участников долевого строительства, фамилии, имена, отчества физических лиц — участников долевого строительства.

  1. Землеустройство и кадастровый учет земельных участков

Землеустройство представляет собой последовательность взаимосвязанных картографических, инженерно-технических, инвентаризационных работ по изучению состояния земель, а также по организации территории, включая установление границ объектов землеустройства на местности, выполняемых в соответствии с установленной процедурой и нацеленных на обеспечение рационального землепользования, охраны земель, создания благоприятной окружающей среды и улуч-шения ландшафтов.

Рациональное использование - обеспечение такого использования, при котором учитываются географические, природно-климатические, ландшафтные и почвенные характеристики земель, потребности в создании комфортных и безопасных условий для проживания и жизнедеятельности населения в сочетании с интересами экономически эффективного землепользования, сохранения целостности земельных участков и предупреждение их дробления, охраны земель и других природных объектов, предупреждения опасных негативных изменений в их состоянии. Одним из средств обеспечения рационального землепользования являются мероприятия по землеустройству территории.

Землеустройство включает:

– проведение кадастровых съемок;

– аэросъемочных;

– топографо-геодезических;

– почвенных;

– геоботанических и других обследований и измерений;

– межевание границ;

– разработку предложений о рациональном использовании земель.

Землеустройство делится на:

– территориальное (изучение состояния земель, организацию их рационального использования, определение административно-территориальных границ и границ земельных участков, межевание);

– внутрихозяйственное (рационального землепользования в пределах уже выделенных земельных участков для сельскохозяйственного производства, а также на организацию территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока).

Землеустройство проводится по решениюорганов гос. власти РФ, субъектов РФ, местного самоуправления - применительно к землям в федеральной и муниципальной собственности, собственности субъектов РФ или в соответствии с судебным решением.

Для земельного участка, иного объекта землеустройства готовится землеустроительное дело, которое включает планы, проекты, материалы обследований земельных участков, оценки качества, тематические карты и атласы. Утвержденная землеустроительная документация служит основанием для отвода земельного участка в натуре с установлением межевых знаков.

Гос. земельный кадастр – систематизированный свод документированных, получаемых в результате государственного кадастрового учета земельных участков сведений о местоположении, кадастровой стоимости земельных участков, целевом назначении и правовом режиме земель РФ, сведений о территориальных зонах, о размерах земельных участков и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества.

Цели ведения в информационном обеспечении госу. и муниц-ного управления земельными ресурсами, гос. контроля за использованием и охраной земель, мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель, гос. регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, землеустройства, экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов, установления обоснованной платы за землю, иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участка ми деятельности.

Содержание земельного кадастра

Объекты гос. кадастрового учета (ГКУ) - все земельные участки в пределах территории РФ независимо от их назначения и формы собственности.

По результатам ГКУ ведется Единый государственный реестр земель.

Содержание ГКУ - сведения о землях на территории РФ, занесенные в соответств. документы ГЗК.

Документы ГЗК подразделяются на:

- основные - содержащие сведения о земельных участках (Единый гос. реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровые карты (планы))

- вспомогательные - учетную документацию (книга учета документов или выданных сведений)

- производные.

Кадастровые номера присваиваются каждому земельному участку, который учитывается как объект имущества, права на который подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Порядок ведения ГЗК– постоянная работа, которая заключается в сборе сведений о земельных участках, их документировании в Едином государственном реестре земель, на кадастровых картах, накоплении, обработке, учете и хранении.

Доступ к сведениям ГЗК

Сведения ГЗК относятся к гос. информационным ресурсам и являются гос. собственностью. Они открыты и общедоступны, за исключением сведений, отнесенных к категории ограниченного доступа.

Сведения ГЗК, носящие общедоступный характер, могут быть получены по письменному заявлению заинтересованного лица с указанием объема и характера запрашиваемых сведений.

К гос. тайне отнесена информация об отводе земель для режимных и особо важных объектов. Эти сведения предоставляются по государственным разрешениям, полученным в установленном порядке. Одновременно не подлежат засекречиванию сведения о состоянии экологии и сельского хозяйства.

  1. Технический учет объектов градостроительства.

ТУ осуществляется путем проведения ТИ, включающей в себя определение местоположение, правовых и физических границ объекта, технических и качественных характеристик, а также определение кадастровой стоимости объекта недвижимости.

Техническая инвентаризация(ТИ) - это система сбора, обработки, хранения и выдачи информации о наличии, составе, местоположении и техническом состоянии объектов на основе результатов и периодических обследований в натуре.

Технический учет (ТУ) – это описание и индивидуализация объекта недвижимого имущества (здания, сооружения, жилого или нежилого помещения), в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества. Учет сопровождается присвоением ему кадастрового номера.

Основная задача- информация о местоположении, количественном и качественном составе, техническом состоянии, уровне благоустройства, стоимости объектов и изменении этих показателей.

Объектами ТИ являются все объекты капитального строительства:

· нежилые помещения, производственные и административные здания, строения и сооружения;

· гаражи, дачи, жилые здания и помещения;

· имущественные комплексы (АЗС, электросетевые комплексы, электрические подстанции, производственные – технологические базы, ТЭЦ, КНС и др.);

· объекты транспортной инфраструктуры (ж/д пути, проезды, автодороги, мосты и эстакады и др.);

· железнодорожные станции, вокзалы, депо;

· инженерные сооружения и сети (водопровод, канализация и другие трубопроводы, теплофикационные установки и сети, электрические сети, кабельные линии, линии связи и др.);

· полигоны твердых бытовых отходов;

· объекты незавершенного строительства;

· объекты внешнего благоустройства (зеленые насаждения, ограждения, замощения, и др.);

· иные объекты капитального строительства.

ТИ и ТУ проводится в целях:

· обеспечение полной объективной информацией для целей развития территорий;

· налогообложения и страхования;

· сбора и предоставления сведений для инвестиционной и градостроительной деятельности.

Задачи :

· формирование госуд. кадастра недвижимости;

· создание в будущем единых технического и кадастрового паспортов на земельный участок и объект недвижимости;

· составление электронного архива недвижимости;

· работа по обеспечению достоверности при формировании налогооблагаемой базы в субъекте.

ТИ объектов капитального строительства подразделяется на первичную ТИ и ТИ изменений характеристик объекта капитального строительства.

ТИ объектов капитального строительства осуществляются по заявлениям заинтересованных лиц. По результатам ТИ на каждый объект оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются Министерством экономического развития РФ.

  1. Виды, объекты и субъекты вещных прав на объекты градостроительства.

Вещным правом - является абсолютное гражданское право лица, предоставляющее ему возможность непосредственного господства над вещью и отстранения от нее всех других лиц, защищаемое специальными гражданско-правовыми исками.

Вещное право (в объективном смысле) - это совокупность правовых норм, закрепляющих принадлежность вещей (имущества) субъектам вещных прав, регламентирующих правомочия этих субъектов по поводу этих вещей и устанавливающих ответственность за их нарушения.

Вещное право (в субъективном смысле) - право конкретного субъекта по владению, пользованию и распоряжению данным имуществом.

Характерные черты (признаки):

- абсолютный характер защиты (его носителю соответствует обязанность неопределенного круга лиц воздерживаться от нарушения вещных прав этого лица);

- присущее им право следования (в случае перехода вещного права к другому лицу (правопреемнику) переходят и обременения этого права);

- круг вещных прав (в отличие от обязательственных) исчерпывающим образом очерчен в ГК (ст. 209, 216, 292, 334 ГК РФ), либо ином федеральном законом;

- объект вещного права - лишь индивидуально-определенная вещь (соответственно вещи, определяемые родовыми признаками, а также объекты интеллектуальной собственности объектами вещных прав служить не могут).

Таким образом, вещное право - это субъективное гражданское право, имеющее абсолютный характер, обладающее специфическим объектом и способами защиты, включающее в себя, помимо прав владения, пользования и распоряжения вещью (всех вместе или по отдельности), правомочие следования.

Виды вещных прав

Вещные права можно разделить на две группы:

Право собственности - наиболее широкое по объему правомочий вещное право, предоставляющее управомоченному лицу максимальные возможности использования принадлежащего ему имущества.

Право собственности в субъективном смысле - мера возможного поведения собственника. Собственник вправе по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом.

- Право собственности (ст. 209 Гражданского кодекса РФ) – это совокупность правовых норм, регулирующих владение, пользование и распоряжение собственника имуществом по своему усмотрению и в своих интересах и защита этого имущества от посягательств третьих лиц.

- Право владения — это возможность осуществления фактического господства над вещью.

- Право пользования — это возможность осуществлять эксплуатацию имущества, извлекать из него полезные свойства, получать плоды и доходы.

- Право распоряжения — возможность определять юридическую и фактическую судьбу вещи.
Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также РФ, субъектов РФ, муниципальных образований.

Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования, устанавливаться лишь законом.

Ограниченное вещное право- это право несобственника в том или ином ограниченном законом отношении использовать чужое, обычно недвижимое, имущество в собственных интересах без участия собственника имущества (а иногда даже помимо его воли). Ст. 216 ГК РФ к ним относит:

- право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

- право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

- сервитуты (статьи 274, 277);

- право хозяйственного ведения имуществом (статья 294);

- ипотека;

- право оперативного управления имуществом (статья 296).

  1. Субъекты градостроительной деятельности

"Градостроительный кодекс РФ" от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 07.03.2017) ГрК РФ

Наши рекомендации