Составление алгоритма
– Прочитайте правило на с. 132 учебника.
– Что нужно выяснить о прилагательном с ошибкоопасным местом прежде, чем применять правило? (Выяснить, не относится ли оно к исключениям.)
– Назовите все исключения.
– Затем нужно определить, от какой части речи образовано прилагательное: от существительного или глагола.
– Прилагательные, образованные от глаголов, мы будем изучать в 7 классе.
– Что нужно делать дальше, если прилагательное образовано от существительного? (Определить, с помощью каких суффиксов.)
По ходу рассуждения составляется алгоритм (ученики – в тетради, учитель – на доске).
1. Определяю, относится ли слово к исключениям | ||
Да | Нет | |
Пишу по памяти | 2. Определяю, от какой части речи образовано прилагательное | |
От существительного | ||
3. Определяю, как образовано прилагательное | ||
С помощью суффиксов -енн-, -онн-, | С помощью суффиксов -ин-, -ян-, -ан. | От основы на -н- |
Пиши -нн- | Пишу -н- | Пишу -нн- |
Закрепление материала.
– Поучимся находить исключения в тексте. Сейчас я буду читать отрывки из стихотворений. Ваша задача – хлопнуть в ладоши, как только услышите прилагательное-исключение.
1) Пряный вечер. Гаснут зори.
По траве ползет туман.
У плетня на косогоре
Забелел твой сарафан.
2) Мир тебе, полевая солома,
Мир тебе, деревянный дом!
3) Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас иной напев.
4) Поэты – все единой крови.
Лингвистическая задача.
– Почему в слове старинный пишется НН?
– Сейчас я прочитаю шутливое стихотворение. Ваша задача – записать в тетрадь прилагательные на это правило.
Туманодно включает н,
Но если вечер был туманный,
В основе н и суффикс н,
И получается два н,
Запомним этот случай странный.
Осел ударил в барабан,
И звук раздался барабанный,
Из бани выскочил баран,
За ним вдогонку веник банный.
Проверка записанных прилагательных, морфемный разбор.
Упражнения 318, 319.
7. Работа по вариантам.
Из упражнения 320 учащиеся I варианта выписывают прилагательные с суффиксами -енн-, -онн-, учащиеся II варианта – с суффиксом -н-.
Проверка.
Самостоятельно выписать прилагательные с суффиксом -ан- (-ян-).
Итог урока.
– Что нужно делать, если вам встретится прилагательное, образованное от глагола? (Спросить у учителя, как его писать, или посмотреть в словаре.)
– Назовите все условия написания НН в прилагательных.
– Вставьте пропущенную букву в предложение, с которым мы работали в начале урока.
Домашнее задание:упражнение 321.
Урок 87.
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных
Беседа.
– Отгадайте загадку:
Поля стеклянные,
Межи деревянные,
Ручки оловянные.
(Оконная рама.)
– Что общего между прилагательными, употребленными в загадке?
Работа с сигнальными картами.
Учитель произносит тезисы. Если тезис верный, учащиеся поднимают зеленую карточку. Если нет – красную.
1. Нам не важно знать, от какой части речи образовано прилагательное.
2. В прилагательных, образованных с помощью суффиксов -онн-, -енн-, пишется НН.
3. В суффиксе -ян- всегда пишется Н.
4. В кратких прилагательных всегда пишется Н.
5. В суффиксе -ин- всегда пишется Н.
6. Слова ветреный и безветренный пишутся с Н.
7. В слове старинный пишется Н, потому что прилагательное образовано с помощью суффикса -ин-.
8. Слова зеленый, синий, юный, румяный, свиной пишутся с Н.
Лингвистическая задача.
– Какое из этих слов написано верно: длина – длинна? (В зависимости от их частеречной принадлежности.)
– Составьте предложения с этими словами так, чтобы доказать правомерность обоих написаний.
Упражнения 322, 325.
Самостоятельная работа (упражнение 323).
Домашнее задание:упражнение 324.
Урок 88.
Диктант
Осенний туманный день
Лес стоит сонный, хмурый. В небе слышится журавлиный крик. Это журавли летят за синие моря в таинственные страны. За ними потянулись гусиные и утиные стаи. Улетели птицы.
В холодном лесу наступила таинственная тишина. Муравьиные дома накрыты ледяными куполами, которые блестят как стеклянные. Их выстроил утренний мороз, после того как ночной дождик омыл верхний слой муравейника.
Урок 89.
Различение на письме суффиксов прилагательных
-к- и -ск-
Цифровой диктант.
– Найдите в предложениях прилагательные с орфограммой, изученной на последних уроках. Напротив номера предложения поставьте Н или НН.
1) И котелки разные на кухне были, чугунные.
2) А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шапке.
3) «Лысы» – это лошадиныесилы.
4) А стола обеденногонет как не было.
5) Теленок был шерстянойи мокренький.
6) Корова государственная. Значит, и теленок государственный.
7) – Да хоть клюквенную! – кричит папа.
8) Матроскин – кот по хозяйственнойчасти.
9) – Я вам газету «Современный почтальон» принес.
10) У нас трактор особенный. Продуктовый.
Определение цели урока.
Учитель называет слова. Задача учащихся – записать их в транскрипции.
Французский, шведский, немецкий.
– Рассмотрите написание этих слов (открывает доску).
– Что происходит с согласным С в суффиксах прилагательных французский и шведский при произношении?
– Какая ошибкоопасность поджидает нас в этих словах?
– Посмотрите на тему урока и определите его цель.