Запомни: Дальше смотришь - ровнее летишь

ОБУЧЕНИЕ НА АВИАТРЕНАЖЕРЕ

Я слышу и забываю.
Я вижу и запоминаю.
Я делаю и понимаю.

Конфуций

Современные авиатренажеры - обладают огромным и пока еще недостаточно раскрытым потенциалом в качестве платформы для тренировки пилотов. Использование уникальных возможностей в сочетании с практическими полетами позволяет принципиально изменить подход к тренировочным занятиям, снизить расходы на обучение и повысить его качество. Данная книга рассчитана на взаимодействие с распространенными официальными методиками обучения, но не ограничивается их требованиями, а направлена на развитие живого гибкого подхода к восприятию полета.

Введение

Небо - плохой учитель, но хороший экзаменатор. Чем большему удастся научиться на земле, тем больше шансов вернуться из полета. Поэтому авиационные симуляторы и существуют столько же, сколько сами летательные аппараты. Ни рассказы инструкторов и других учеников, ни книжки или фильмы не позволят настолько наглядно прикоснуться к пилотированию на земле, как специальные тренажеры.

Самыми первыми «симуляторами» были старые или разбитые в авариях аэропланы. Их слегка ремонтировали, сдирали обшивку с крыльев, и курсанты могли отрабатывать азы управления на почти настоящем самолете, неуклюже бегавшем по летному полю.

Позже появились капсулы, выполненные в виде кабины летательного аппарата. Самые совершенные тренажеры такого типа могут раскачиваться и вращаться, имитируя движение самолета в полете. Правдоподобность этих шевелений не очень высока, польза от их наличия сомнительна, но само решение показывает серьезность подхода.

Параллельно с профессиональными тренажерами вырос особый класс симуляторов - компьютерные игры. Со временем их лучшие образцы превратились из пародии на полет в его очень правдоподобную имитацию. Поскольку находящийся в виртуальном мире человек всерьез доверяет своим чувствам, фантазия во многом помогает ему восполнить недостаток физических ощущений, вжиться в атмосферу игры.

По сей день ведутся жаркие споры о том, насколько «реалистичны» компьютерные авиатренажеры, насколько они полезны для обучения настоящим полетам. Не надо ни переоценивать, ни недооценивать их. Надо просто понимать - это мощный исследовательский инструмент. Прекрасное дополнение к бумажным книгам и традиционному обучению. Нужно лишь научиться эффективно использовать его, чему и посвящена данная книга.

Предупреждение Этот учебник представляет из себя набор упражнений, выполняемых на компьютерном авиасимуляторе. По мере приобретения различных навыков, потребуется их закрепление в настоящих полетах. Виртуальные полеты помогут разобраться со многими явлениями, наблюдаемыми в реальности, а летная практика превратит эти знания в твердые навыки.

Сами по себе эти упражнения не могут заменить полноценную летную подготовку и являются вспомогательным занятием. Главная их ценность заключается в особом порядке выполнения, основанном на преимуществах, которые дает авиатренажер.

Такой подход не подменяет, а дополняет официальные методики летного обучения. В книге нет детальной теоретической и технической информации.

Главы задуманы как путеводитель для самообучения в виртуальном «небе» игры. Если в процессе изучения читатель почувствует недостаток глубины освещения какого-либо вопроса, настоятельно рекомендую обратиться к специализированной документации!

Эффективность работы с данным учебником напрямую зависит от умения читателя экспериментировать и анализировать полученные результаты. Очень важна способность к самокритике и желание выполнять задания качественно, вдумчиво, творчески. Ограничения Для начала следует понимать, чему можно научиться с помощью авиатренажера, а что невозможно в принципе, в силу специфики виртуального пространства.

Довольно прилично можно отработать следующее:
• Базовые операции с основными самолетными системами
• Взаимодействие с пилотами других самолетов
• Взаимодействие с наземными службами контроля полетов
• Работать со стандартными органами управления
• Выдерживать разнообразные режимы полет
• Пилотировать «вслепую», по навигационным процедурам
• Своевременно распознавать аварийные ситуации и реагировать на них
• Взаимодействовать с другими членами экипажа
• Приобрести навыки осмотрительности в полете и на земле

Не получится: Получить физиологически правдоподобные реакции на полет – нет ощущения перегрузок.

Возможности
Каждая из глав этой книги будет подробно указывать на различия между настоящим и виртуальным полетом. Но на данный момент остановимся на неоспоримых достоинствах тренажера, которые обязательно нужно использовать для обучения:

Главным достоинством тренажера является возможность многократно повторять выбранные ситуации, меняя условия и окружение, сохраняя и прокручивая заново «видеозапись» полета. Переделывая весь полет или отдельные его элементы, видя себя со стороны, анализируя и экспериментируя.

Психологически комфортно и полезно для уменьшения стресса при обучении полное отсутствие риска для жизни. На определенном этапе этот фактор даже становится негативным, мешающим с должной внимательностью относиться к опасным ситуациям. Однако в общем случае обстановка удобства и безопасности сильно помогает усвоению новых знаний.

Поскольку в реальности невозможно изучить какой-то отдельный элемент полета, не пройдя через все сопутствующие, разница между готовностью к часто повторяющейся и редко случающейся ситуации оказывается огромной. Зато в виртуальном мире каждой задаче можно посвятить столько времени, сколько требуется конкретному человеку для ее полноценного восприятия и отработки правильных реакций.

Множество моделей летательных аппаратов, аэродромов и навигационных систем всех типов и времен позволит познакомиться с особенностями различных машин, понять смысл технических решений, использовать характерные черты разных самолетов для более наглядного исследования различных режимов.

Возможность изучать и менять физику полета виртуальных моделей и воздушную обстановку - включая погоду, время суток и т.п. Это позволяет ставить многочисленные эксперименты, глубже понимать суть процессов и явлений, происходящих в полете. Такой подход готовит думающего пилота, а не летающего водителя.

Отработать взаимодействие с другими летчиками и диспетчерами, выполнять сложные полеты по навигационным процедурам. Привыкнуть одновременно управлять самолетом, вести его в нужном направлении, обеспечивать безопасность полета и быть на связи с остальными участниками движения, а также наземными службами контроля.

Привыкнуть воспринимать самолет, окружающую среду и организацию полета как единое целое. Это крайне необходимо для современной авиации, где сложные бортовые механизмы являются лишь частью гигантских систем обеспечения полета.

Новый подход
Мельком проглядев оглавление первой части, иной инструктор придет в ужас. Где изучение матчасти? Где тактико-технические данные используемого летательного аппарата? Почему различные элементы полета перемешаны между собой? Какому курсу соответствует данное руководство? Сертифицирована ли эта методика?

На мой взгляд, такие вопросы отражают принципиально ошибочный подход к летному обучению. Существующие методики перегружают занимающегося избыточно детализированной информацией. Вдобавок сама специфика обучения полетам на практике подразумевает крайне нерациональное распределение времени и усилий. Многие ключевые идеи теряются в массе подробностей, а системный взгляд на полет, самолет, пилота и его окружение отсутствует.

Как следствие, у обучающегося складывается мозаичное и неглубокое восприятие летного дела - потенциальный источник опасности. Такой подход сложился исторически, но использование авиатренажера способно изменить ситуацию к лучшему.

Представим, например, что нам нужно отработать координацию рулей в развороте. Как это выглядит при традиционной схеме обучения?

Помимо выплат всевозможных вступительных взносов, медкомиссии и бюрократических процедур регистрации, каждый раз нужно добраться до аэродрома - потратив на это время и деньги - потом дождаться своей очереди, подняться в небо и только после этого, наконец, покрутить виражи в зоне.

На саму отработку маневра уйдет минут сорок от силы, но общие затраты составят не менее 3-4 часов оплаченного времени! Зарабатывать деньги для этого придется в будни, а для занятий останутся выходные - это дополнительно растягивает процесс, делает его менее эффективным.

Вместо этого можно спокойно запустить авиатренажер, выбрать ту виртуальную модель, которая требует особого внимания при координации, и потратить на отработку столько времени, сколько нужно. Практически бесплатно, если сравнивать стоимость летного часа авиатренажера и самолета. После этого можно съездить на летное поле и, потратив один лишь раз те самые 3-4 часа, привести свои навыки в соответствие с реальностью! Если грамотно спланировать тренажерную подготовку, дорогостоящее летное время будет использоваться с гораздо большей пользой.

Разнообразие доступных моделей летательных аппаратов и возможность настроить почти любые мыслимые условия полета позволит акцентировать внимание именно на том, что получается с трудом. В жизни же нам будет доступна только та погода, что есть за окном, и только тот самолет, который окажется по карману.

Тренировочные задания можно подобрать таким образом, чтобы обеспечить почти идеальный рост сложности. При этом каждой задаче будет посвящаться ровно столько времени, сколько необходимо конкретному обучающемуся. Достичь подобной подгонки обучения «под себя» в традиционной летной школе нереально.

Если постоянно только тренироваться, произойдет неизбежный упадок интереса. В жизни деваться некуда - приходится использовать все доступное время для занятий, даже если их эффективность падает до нуля. На авиатренажере можно спокойно отвлечься - время дешево. Более того, полезно перемежать серьезные задания с забавными «хулиганскими» вставками, совершенно недопустимыми в реальности.

Например, если работа по выдерживанию идеально ровного полета уже набила оскомину, почему бы не развеяться, полетав под мостом вниз головой? Виртуальный мир все стерпит, вдобавок наверняка пропадет стимул заниматься подобной рискованной деятельностью в настоящем небе.

Виртуальный полет позволяет убрать ненужные препятствия. Ветер не дает понять, как выдерживается курс? Отключим ветер. Дымка мешает видеть горизонт? Уберем дымку. Никаких посторонних самолетов над местом обучения, значит диспетчер не задает отвлекающих вопросов и инструктор не дергается. Неудачные полеты перезапускаются и переигрываются заново, пока не начнет получаться.

Вместо того, чтобы приставать с расспросами к другим людям, можно проработать непонятный элемент полета, разглядывая себя со стороны, приобретая собственное понимание происходящего. При этом сначала механически отрабатываются правильные реакции, а затем набор экспериментов позволяет детально разобраться с подробностями.

После этого можно спокойно идти на аэродром и воспроизводить изученное в реальном полете - оценивать, анализировать, вырабатывать практические навыки на базе своих собственных знаний. Это намного полезнее тупой зубрежки параграфов учебника.

Существующие сейчас методики обучения созданы под эгидой яростной борьбы за безопасность полетов. Основная их идея в том, что пилот должен не думать, а слепо и четко отрабатывать заранее созданные на все случаи жизни шаблоны. Если шаблон сделан надежно, а пилот не оплошал - все должно быть безопасно. Если оплошал - значит виной тому загадочный «человеческий фактор», нужно обратиться к психоаналитику, но ни в коем случае не трогать шаблоны - ну как тронешь, а потом кто-то разобьется?

К сожалению, статистика не подтверждает особой эффективности такого подхода. Количество катастроф остается в среднем все тем же, а вот причины их становятся откровенно глупыми. Утрируя: если раньше люди разбивались при попытке перелететь через океан, то теперь они срываются в штопор, случайно попав в облака.

На мой взгляд, такая деградация совершенно неоправданна. Полагаю чрезвычайно важным подходить к полету творчески и сознательно. До тонкостей понимать не только поведение машины, но и контекст происходящего - погоду, состояние техники, наземное обеспечение полета.

При выполнении любого маневра пилот должен не тупо соблюдать кем-то указанные цифры режима, а четко понимать, откуда эти цифры взялись и что будет, если отступить от них в ту или иную сторону. Если в ответ на визг сигнализации срыва летчик начинает судорожно искать чеклист с соответствующим шаблоном - это прискорбно. Если отталкивает от себя штурвал и устраняет скольжение движением ноги, это правильно!

Поэтому задания в данной книге постепенно видоизменяются от раздела к разделу. Сначала мы доведем до полного автоматизма правильные реакции. Дальше начнем исследовать новые режимы, когда подсказки и предостережения будут сопровождать все нарастающий объем самостоятельной исследовательской работы обучающегося. А на завершающем этапе я лишь обозначу контекст и отмечу ключевые моменты, оставляя почти всю работу читателю. Это требует значительного чувства ответственности в сочетании со здоровым любопытством, которые очень пригодятся потом - в настоящем полете.

Психологическое состояние человека, занимающегося на авиатренажере, или на оживленном аэродроме, под руководством инструктора - очень разное. Спокойная обстановка помогает расслабиться, усвоение материала намного качественнее. Поскольку никто не «страхует сзади», обучающийся привыкает самостоятельно отвечать за свои действия в воздухе. Это сильно отличается от классического обучения, где момент первого вылета без инструктора обладает почти истерическим накалом напряженности и порой заканчивается аварией, а то и гибелью ученика.

Авиатренажер позволяет разобраться со многими вещами быстрее и эффективнее, крепче запомнить изученное, максимально приблизиться к идеальному движению от простого к сложному. Группировать приобретенные навыки, приучаться видеть полет как систему взаимосвязанных событий, а не набор раздражителей с заученными реакциями на них.

Главы не заканчиваются контрольными работами - предполагается, что читатель самостоятельно проверит себя и на тренажере, и в реальности. Если что-то важное оказалось упущено, никогда не поздно вернуться назад и проработать нужный элемент полета.

Небольшие ошибки и погрешности имеют тенденцию накапливаться, в результате небрежность при выполнении простых маневров обязательно перерастет в невозможность выполнения более сложных.

Полет по прямой

Начнем работу над базовыми навыками пилотирования с полета по прямой. Суть задачи проста - получив в свое распоряжение спокойно летящий самолет, удерживать его в таком состоянии неограниченное время.

В жизни этой ситуации предшествовала бы масса отвлекающих и отнимающих время маневров, таких как рулежка, взлет, набор высоты…

В симуляторе мы оставим все это за кадром. Вывешиваем наш самолет на высоте в полкилометра, поворачиваем сектор газа на две трети хода вперед и летим. Даже если замереть неподвижно, через некоторое время самолет обязательно утратит равновесие и начнет отклоняться от прямолинейного полета. Попытки инстинктивно «выхватывать» уходящую в сторону машину или силой удерживать равновесие ни к чему хорошему не приведут - самолет будет упрямо мотаться по небу, а пилот уставать в непрерывной борьбе с ним.

В то же время секрет устойчивого, управляемого полета прост. Но заключается он не столько в работе рук, сколько в работе глаз! Самое главное в пилотировании, это умение в нужное время смотреть в правильном направлении. Например, для выдерживания установившегося полетного режима смотреть надо на горизонт. Но не просто «куда-то на горизонт», а в сочетании с выбранной частью самолета. Например, заклепкам на раме лобового стекла или выступу на приборной панели. Любая часть кабины, которую можно визуально наложить на линию горизонта подойдет.

Чем дальше расстояние от выбранного нами «прицела» до «точки прицеливания», тем более мелкие отклонения можно будет заметить. Если пытаться глядеть куда-то себе под нос, то самолет успеет основательно уклониться от выбранного направления, прежде чем это станет очевидным для пилота.

Раннее реагирование на уклонения от прямолинейного полета важно, хотя это только половина дела. Нужно научиться еще и предвидеть - куда и насколько быстро собирается уходить самолет, и заранее предотвращать это отклонение плавным, почти незаметным глазу движением рулей. Способность удерживать равновесие в движении приходит с опытом - точно так же мы в детстве учились ходить, а позже - ездить на велосипеде.

Выравниваемся:
Подбираем точку в кабине, направленную примерно вперед по линии полета. Запоминаем ее положение относительно горизонта, оставляем все рули в нейтральном положении и смотрим, как эта точка сначала медленно, а потом все быстрее пытается уйти от своего начального положения. Корректируем.

Движение влево устраняется наклоном ручки вправо, и наоборот.

Как только нос пополз куда-то вверх - чуть прижимаем его вниз и снова возвращаем ручку в нейтраль. Начнет опускаться - легонько подтягиваем ручку на себя и опять ставим ее на место.

Если машина непрерывно болтается в воздухе, нужно оставить рули в тот момент, когда она движется в более-менее нужную сторону.

Дерготня прекратится и станет очевидно, что инициатором раскачки является сам пилот. Это нормально и преодолимо - делаем выводы и стараемся нащупать гармонию с машиной. Постепенно коррекции будут выполняться все точнее и быстрее, затем они начнут предварять отклонение, а потом и вовсе станут незаметными для самого пилота. Удерживание равновесия превратится в естественный процесс.

Полезным упражнением на точность управления является «рисование носом»: чуть опускаем нос, потом перемещаем его вправо, чуть приподнимаем, перемещаем влево до исходной позиции. Получился квадрат. После простых фигур рисуем более сложные: круги, восьмерки, зигзагообразные линии… Понемногу начинаем помогать отклонению ручки легким нажатием педали в ту же сторону. Привыкаем передавать свою волю машине через одновременное действие всех рулей, глядя при этом на нос и горизонт.

Запомни: Дальше смотришь - ровнее летишь.

Типичные ошибки: Запоздалая реакция, резкие движения рулями, проскакивание нейтрального положения. Раскачка. Пилот следует за самолетом, а не наоборот.

Специфика симуляции: В реальности взгляд фокусируется на одном определенном расстоянии, поэтому увидеть нос машины и горизонт одновременно четко не получится. В авиатренажере картинка находится на одном и том же расстоянии от глаз, поэтому ощущение глубины пространства проявляется, если смотреть вдаль «за экран».

Настраиваем скорость

Если удерживать самолет в прямолинейном полете получается просто и без лишних усилий, добавим к этому режиму еще один параметр - скорость полета. Как ее настроить? Триммером. Небольшой механизм «закрепляет» положение носа самолета по вертикали, и машина сохраняет соответствующую такому положению скорость.

Управлять триммером несложно: пилот ставит нос самолета в нужное положение относительно горизонта, после чего подкручивает маховичок триммера до тех пор, пока не исчезнет усилие на ручке управления. До этого она будет пытаться упорно вернуться в нейтраль, но после перестановки триммера останется в выбранном положении.

Задаем скорость:
Из установившегося прямолинейного полета приподнимаем нос и подкручиваем триммер так, чтобы он остался в этом положении. Сначала произойдет небольшой набор высоты и стрелка указателя скорости пойдет на уменьшение, затем нос опустится вниз, а скорость чуть вырастет. После нескольких подобных колебаний самолет стабилизируется и полетит с небольшим набором высоты и существенно медленнее.

Теперь оттолкнем ручку от себя и придержим ее в таком положении - машина слегка разгонится и потеряет высоту. Зафиксируем это положение триммером и отпустим ручку. После нескольких колебаний мы будем лететь чуть со снижением, но с заметно более высокой скоростью. Если попытаться приподнять нос силой, самолет все равно будет стремиться поднырнуть и разогнаться.

Заметим, что во всех вышеописанных случаях тяга мотора постоянна, а ручка перемещается только для задания нужной скорости! Звучит парадоксально, но на самом деле «руль высоты» управляет не столько высотой, сколько скоростью. Мы еще вернемся к этому феномену в следующей главе, а пока что попробуем настраивать самолет так, чтобы он стабильно сохранял нужную нам скорость полета при брошенной ручке.

Наши рекомендации