Виды инвестиционных рисков и методы их учета

Содержание

Виды инвестиционных рисков и методы их учета
Задача 1
Задача 2
Задача 3
Задача 4
Список использованной литературы

Вариант 3

Виды инвестиционных рисков и методы их учета.

Как экономическая категория риск представляет собой событие, которое может произойти или не произойти. Риск имеет место тогда, когда некоторое действие может привести к нескольким взаимоисключающим исходам с известным распределением их вероятностей. Если же такое распределение неизвестно, то соответствующая ситуация рассматривается как неопределенность.

Неопределенность является фундаментальным свойством рыночной экономики. Отсутствие достоверной и однозначной информации делает поведение субъектов экономики многовариантным, причем каждый из вариантов реализуется с определенной степенью вероятности. Следовательно, реальные рыночные процессы носят вероятностный характер.

Таким образом, под неопределенностью понимается неполнота и неточность информации об условиях и параметрах реализации инвестиционного проекта. Различают три разновидности неопределенности:

- неполнота информации (незнание всего, что может повлиять на деятельность организации);

- случайность;

- неопределенность противодействия (непредсказуемое поведение конкурентов и заказчиков продукции).

Неопределенность, в свою очередь, порождает неблагоприятные ситуации, характеризуемые понятием «риск» (то есть возможность наступления некоторого неблагоприятного события, влекущего за собой различного рода потери). Существование риска связано с невозможностью с точностью до 100% прогнозировать будущее. Исходя из этого, следует выделить основное его свойство: риск имеет место только по отношению к будущему и неразрывно связан с прогнозированием и планированием, а значит, и с принятием решений вообще.

Риском называется неопределенность, связанная с возможностью возникновения в ходе реализации инвестиционного проекта неблагоприятных ситуаций и последствий (например, снижение доходов, рост инфляции и так далее). Общий риск – сумма всех рисков, связанных с осуществлением данных инвестиций. Под инвестиционным риском понимается вероятность возникновения непредвиденных финансовых потерь вследствие неопределенности условий инвестиционной деятельности.

Существуют пути ослабления влияния риска. Во-первых, это рисковые премии, которые представляют собой различные надбавки, выступающие в виде платы за риск. Во-вторых, - управление риском, которое осуществляется на основе различных приемов, например, диверсификация (распределение общей инвестиционной суммы между несколькими объектами).

Риска можно избежать, то есть просто уклониться от решения, связанного с риском. Однако для предпринимателя избежание риска зачастую означает отказ от возможной прибыли.

В связи с этим крайне важно иметь четкое представление о той системе рисков, которые можно назвать инвестиционными рисками, и которая вбирает в себя все риски, присущие инвестиционной деятельности в целом. Виды инвестиционных рисков многообразны.

Инвестор должен принимать во внимание следующий общепринятый набор инвестиционных рисков:

- производственный риск

- коммерческий риск

- финансовый риск

- риск ликвидности

- риск обменного курса

- политический риск.

Производственный риск отражает возможность изменения будущих доходов компании по причинам изменения объемов производства, технологических простоев.

Коммерческий риск включает в себя неопределенность с объемами реализации продукции и потребностью рынка в данном товаре/услуге. Делается прогноз наиболее вероятного изменения рынка и рассчитывается влияние данного изменения на платежеспособность предприятия, а также вероятность реализации данного изменения.

Финансовый риск изучается с целью измерить степень влияния возможных ценовых отклонений в статьях доходов и расходов предприятия на его платежеспособность.

Риск ликвидности определяется условиями вторичного рынка инвестиций.

Ликвидностью называется способность быстро продать или купить активы без существенной потери в цене. Чем более затруднительным может быть проведение операции покупки/продажи, тем выше величина риска ликвидности. Увеличение неопределенности в отношении того, насколько быстро инвестиции могут быть проданы, а также вероятности их продажи со значительной уступкой в цене повышает риск ликвидности. Инвесторы, неуверенные в возможности легко реализовать приобретаемые инвестиции, потребуют дополнительную премию, чтобы компенсировать этот риск.

Риск обменного курса несет инвестор, приобретающий ценные бумаги, номинированные в валюте иностранного государства.

Политический риск - это риск, вызванный возможностью значительных изменений в политической или экономической сферах страны.

Страна со стабильной политико-экономической системой имеет небольшую степень политического риска (Россию относят к странам с высоким политическим риском).

Эффективность организации управления риском во многом определяется классификацией рисков, в соответствии с которой они распределяются на отдельные группы по определенным признакам. Научно обоснованная классификация рисков позволяет четко определить место каждого риска в их общей системе. Существуют различные взгляды на классификацию рисков, однако большинство экономистов выделяют среди важнейших типологических признаков деления рисков такие, как: период инвестирования, организационная форма, региональный признак, источники финансирования, масштаб проявления рисков, степень управляемости и так далее. В соответствии с этими классификационными признаками выделяют основные виды рисков (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Основные виды рисков

Классификационный признак Виды рисков
1. по объектам приложения инвестиционной деятельности - риск финансового инвестирования - риск реального инвестирования
2. по формам собственности на инвестиционные ресурсы - риски государственного инвестирования - риски иностранного инвестирования - риски совместного инвестирования
3. по характеру участия в инвестировании - риски прямого инвестирования - риски непрямого инвестирования
4. по организационным формам - риски инвестиционных программ и проектов - риски инвестиционного портфеля
5. по периоду инвестирования - риски краткосрочного инвестирования - риски долгосрочного инвестирования
6. по региональному признаку - риски инвестирования внутри государства - риски международного инвестирования
7. по направленности действий - риски начальных инвестиций - риски вынужденных инвестиций (направлены на обеспечение выживаемости предприятия в будущем) - риски инвестиций для экономии текущих затрат - риски инвестиций, вкладываемых в сохранение позиций на рынке - риски инвестиций, предназначенных для повышения эффективности производства - риски инвестиций в расширение производства - риски инвестиций в создание новых производств - риски реинвестирования
8. по источникам финансирования - риски, связанные с внутренними источниками финансирования инвестиций - структурный инвестиционный риск, связанный с внешними источниками финансирования - риски, связанные с привлеченными источниками финансирования инвестиций - риски, связанные с соотношением собственных, заемных и привлеченных средств
9. по отношению к проекту - внешние риски - внутрипроектные риски - риски жизненного цикла инвестиционного проекта
10. по сфере проявления - технико-технологические риски - социальные риски - политические риски - экологические риски - общеэкономический риск - законодательно-правовой риск - криминогенный инвестиционный риск
11. по масштабу проявления рисков - общегосударственный риск - отраслевой риск - риск на уровне отдельной организации - риск, связанный с индивидуальным положением инвестора
12. по виду потерь - риск упущенной выгоды - риск снижения доходности - риск прямых инвестиционных потерь
13. по возможности прогнозирования - прогнозируемые риски - непрогнозируемые риски
14. по характеру проявления во времени и степени повторяемости - временный инвестиционный риск - постоянный инвестиционный риск - однократный риск - условный риск
15. по источнику возникновения - систематический рыночный риск - несистематический инвестиционный риск
16. по степени управляемости - управляемые риски - неуправляемые риски
17. по возможности страхования - страхуемые риски - нестрахуемые риски
18. по возможности диверсификации - диверсифицируемые риски - недиверсифицируемые риски - риск диверсификации - риск концентрации инвестиционного портфеля
19. по виду деятельности - инвестиционный риск - операционный риск - финансовый риск

Оценка уровней риска предполагает определение источников и массивов информации, включающей статистические и оперативные данные, экспертные оценки и прогнозы, рейтинги и так далее. Принятие решений при наличии более полной и точной информации является более взвешенным, а, следовательно, менее рискованным. Информация, которая необходима для целей управления рисками, может быть разделена на следующие блоки:

- информация об участниках инвестиционной деятельности;

- информация о текущей конъюнктуре рынка и тенденциях ее изменения;

- информация о предполагаемых событиях, способных оказать значимое влияние на рынок;

- информация об изменениях в нормативной базе, воздействующих на инвестиционную деятельность;

- информация об условиях инвестиционных вложений.

Основными источниками информации являются:

1. статистическая отчетность, публикуемая государственными органами;

2. финансовая, биржевая и специализированная пресса;

3. подсистемы финансового рынка международных и национальных информационных систем;

4. специализированные базы данных;

5. базы данных нормативных актов;

6. системы данных рейтинговых агентств;

7. информационные системы бирж и организованных внебиржевых систем;

8. оценочные и прогностические материалы аналитических отделов банков, экспертные оценки.

Риск - категория вероятностная, поэтому в процессе оценки неопределенности и количественного определения степени риска используют вероятностные расчеты.

На основе вероятностей рассчитывают стандартные характеристики риска. Рассмотрим основные из них.

Математическое ожидание (среднее ожидаемое значение, М) - средневзвешенное всех возможных результатов, где в качестве весов используются вероятности их достижения:

Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru

где Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru - результат (событие или исход, например величина дохода);

Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru - вероятность получения результата Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru .

Таким образом, математическое ожидание представляет собой обобщенную количественную характеристику ожидаемого результата.

Важной характеристикой, определяющей меру изменчивости возможного результата, является, дисперсия (D) - средневзвешенное квадратов отклонений случайной величины от ее математического ожидания (то есть отклонений действительных результатов от ожидаемых):

Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru

а также очень близко с ним связанное среднеквадратическое отклонение, определяемое из выражения:

Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru

Среднеквадратическое отклонение показывает степень разброса возможных результатов по проекту и, следовательно, степень риска. При этом более рискованные инвестиции дают большее значение данной величины.

И дисперсия, и среднеквадратическое отклонение являются абсолютными мерами риска и измеряются в тех же физических единицах, в каких измеряется варьирующий признак.

Для анализа меры изменчивости часто используют коэффициент вариации (V), который представляет собой отношение среднеквадратического отклонения к математическому ожиданию:

Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru

Коэффициент вариации - относительная величина. Поэтому с его помощью можно сравнивать колеблемость признаков, выраженных в различных единицах измерения.

Коэффициент корреляции (R) показывает связь между переменными, состоящую в изменении средней величины одной из них в зависимости от изменения другой:

Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru

Где Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru

Данный показатель изменяется в пределах от (-1) до (+1). Положительный коэффициент корреляции означает положительную связь между величинами, и чем ближе R к единице, тем сильнее эта связь. R=1 означает, что между и связь линейная.

Поскольку на формирование ожидаемого результата воздействует множество случайных факторов, то он является случайной величиной.

Одной из характеристик случайной величины Х является закон распределения ее вероятностей.

Характер, тип распределения отражает общие условия, вытекающие из природы и сущности явлений, и особенности, оказывающие влияние на вариацию исследуемого показателя (ожидаемого результата).Изложенные выше показатели являются исходной базой, применяемой для количественной оценки риска с применением как статистических методов, так и других, использующих теорию вероятностей подходов.

Практическое задание

Задача 1.

Необходимо осуществить SWOT – анализ (сильных и слабых сторон) парикмахерских услуг в г. Уфе по следующей схеме:

Сильные стороны Слабые стороны
Возможности Угрозы

Решение:

Талица 1 - SWOT – анализ парикмахерских услуг в г. Уфе

Сильные стороны 1.Большая база постоянных клиентов 2. Хороший подъезд к салону красоты 3.Налаженные и своевременные поставки косметических средств 4.Высокая квалификация сотрудников 5.Хорошое оснащение оборудованием 6. Выезд на дом специалиста Слабые стороны 1. Не насыщенный ассортимент по сравнению с конкурентами 2. Неудобные часы работы 3. Нет комплексного пакета услуг 4. Нет собственного сайта 5. Отсутствие программы продвижения услуг 6. Плохое знание административного персонала об предоставляемых услугах
Возможности 1. Расширение ассортимента 2. Увеличения количества потенциальных клиентов за счет внедрения новых услуг 3. Увеличение доли рынка 4. Улучшение навыков администраторов 5. Улучшение рекламной компании Угрозы 1. Увеличение доли рынка основных конкурентов 2. Уменьшение цен на услуги у конкурентов 3. Появление новых конкурентов в зоне действия нашего салона красоты 4. Потеря клиентов 5. Спад спроса из-за кризиса

SWOT - анализ – подход применяемый для анализа среды организации, который позволяет провести совместное изучение внутренней и внешней среды. Метод SWOT включает в себя анализ сильных и слабых сторон организации, ее возможности и угрозы, установление связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

В таблице 1 приведен SWOT – анализ ООО «Салон-парикмахерская» Из таблицы видно, что у ООО «Салон-парикмахерская» очень много сильных сторон и немало возможностей, что позволяет салону прочно держать свои позиции на рынке парикмахерских услуг. Такая сильная сторона как огромный выбор ассортимента услуг позволяет фирме получать прибыль. Однако руководство компании постоянно заботится о повышении качества продукции и услуг, и к настоящему моменту качество товаров и услуг соответствует всем предъявляемым к ним требованиям.

На сегодняшний день продукция и услуги производятся по наименьшей себестоимости, что связано с качественным и недорогим сырьем, совершенствованием использования сырья предприятием.

Фирма ООО «Салон-парикмахерская» имеет налаженную систему подбора кадров в соответствии с разработанными фирмой требованиями к сотрудникам.

Существующие кадры полностью отвечают основным ее требованиям. Основным направлением работы фирмы в области человеческих ресурсов является сейчас постоянное повышение квалификации кадров, для чего каждый работник в течение года обязательно проходит обучение на курсах.

Однако у фирмы присутствуют и слабые стороны. Такая слабая сторона как незначительная реклама и слабая маркетинговая деятельность, могут очень сильно повлиять на деятельность ООО «Салон-парикмахерская».

При такой системе маркетинговой деятельности увеличивается неопределенность в будущих результатах при выпуске новых видов продукции и услуг. На сегодняшний день финансовое состояние фирмы не является достаточно устойчивым и в целом зависит от объемов реализации услуг. Поэтому фирма использует все возможности для увеличения реализации услуг.

Таблица 2 - Продолжение SWOT - анализа

    Возможности Угрозы
    Расширение ассортимента Увеличения количества потенциальных клиентов за счет внедрения новых услуг Увеличение доли рынка Улучшение навыков администраторов Улучшение рекламной компании Увеличение доли рынка основных конкурентов Уменьшение цен на услуги у конкурентов Появление новых конкурентов в зоне действия нашего салона красоты Потеря клиентов Спад спроса из-за кризиса
Сильные стороны Большая база постоянных клиентов +2 +2 +1 +1 +2 +2 +2
Хороший подъезд к салону красоты +1 +1 +1 +1 +1
Налаженные и своевременные поставки косметических средств +1 +1 +2 +1 +1 +1 +1
Высокая квалификация сотрудников +2 +2 +1 +1 +1 +1 +1 +1 +1
Хорошее оснащение оборудованием +2 +1 +2 +1 +1 +1 +1
Выезд на дом специалиста +1 +2 +2 +1 +1
Слабые стороны Не насыщенный ассортимент по сравнению с конкурентами -2 -2 -2 -2 -2 -2 -2 -2
  Неудобные часы работы -2 -1 -1 -1
  Нет комплексного пакета услуг -2 -1 -1 -1 -1 -2 -1 -2 -2 -1
  Нет собственного сайта -2 -1 -2 -1
  Отсутствие программы продвижения услуг -2 -1 -2 -1 -1 -1 -1
  Плохое знание административного персонала об предоставляемых услугах -1 -2 -1
  Итого +5 +3 -2 -2 -3 +1 -1 -1

Задача 2.

Компания планирует начать производство нового продукта, который заменит устаревший. По ее расчетам для реализации проекта необходимы инвестиции в объеме 700 тыс. руб.. Ожидается, что новый проект принесет в первый год – 250 тыс.руб., во второй год - 300 тыс.руб., в третий – 350 тыс.руб., в четвертый – 400 тыс. руб., в пятый – 400 тыс. руб.

Норма прибыли 15 %.

Определите, чему равна чистая текущая стоимость и прием ли данный проект для компании.

Решение:

1) Чистая приведенная стоимость (чистый дисконтированный доход):

NPV = S CF/(1+i)n - IC

NPV = S CF/(1+i)n - S IC/(1+i)n

Где CF – чистые денежные потоки;

IC – инвестиционные затраты

i – ставка дисконтирования;

Критерий NPV может быть использован на первой стадии отбора инвестиционных проектов (ИП).

Если 1) NPV >0, то проект принимается;

2) NPV < 0, то проект отвергается;

3) NPV = 0, то проект является ни прибыльным, ни убыточным.

Виды инвестиционных рисков и методы их учета - student2.ru

NPV > 0, а значит проект принимается.

Задача 3.

Предприятие шьет рубашки и брюки. В прогнозируемом периоде может быть отработано 20 000 человеко-часов в одном узком месте. При этом за один человеко-час можно сшить либо одну рубашку, либо 3 пары брюк (см. таб.).

Показатели Рубашки Брюки
1. Цена продаж, руб.
2. Переменные издержки на единицу продукции, руб.
3. Валовая маржа на единицу продукции, руб. (стр. 1 – стр. 2)
4. Коэффициент валовой маржи на единицу продукции, в долях (стр. 3/стр.1) 0,6 0,2

Решение:

ВМ = В – СЗПер.

ВМ – валовая маржа;

СЗПер – сумма переменных затрат.

Квм = ВМ/В

Квм – коэффициент валовой маржи.

Ответ на поставленный вопрос сводится к выявлению того товара, который за ограниченное количество человеко-часов (20 тыс.) принесет предприятию наибольшую сумму валовой маржи, а значит, и прибыли.

Производительность предприятия ограничена одной рубашкой или тремя парами брюк в расчете на человеко-час, следовательно, за каждый человеко-час будет произведено валовой маржи:

- на рубашках: 90 * 1 = 90 ден. ед.

- на брюках: 40 * 3 = 120 ден. ед.

Соответственно, за 20 000 человеко-часов работы рубашки принесут 1 800 000 ден. ед. (20 000 * 90), а брюки – 2 400 000 ден. ед. (20 000 * 120) валовой маржи (при достаточной емкости рынка сбыта).

Следовательно, выгоднее оказалось производить не рубашки с наибольшим коэффициентом валовой маржи на единицу изделия, а брюки с наибольшей суммой валовой маржи на человеко-час.

Задача 4.

Предприятие при продаже товара оказывает скидки постоянным клиентам в размере 5 %.

Провести анализ скидок и рассчитать, какой объем продаж необходимо выполнить для сохранения соответствующего уровня маржинального дохода?

Характеристика вариантов продажи, руб.

№ п/п Показатели До предоставления скидки После предоставления скидки Ваш вариант ответа
Цена одного изделия
Объем продаж, шт.
Выручка 200 000 190 000 220 000
Переменные затраты 120 000 120 000 140 000
Маржинальный доход 80 000 70 000 80 000

В = Ц*К

В – выручка от продажи продукции;

Ц – цена за единицу продукции;

К – годовые продажи в натуральном выражении.

К = СЗП/(Ц – Зпер.)

СЗП – сумма постоянных затрат;

Зпер. – затраты переменные на единицу продукции.

Маржинальный доход (валовая маржа) - разница между выручкой и переменными расходами.

ВМ = В – СЗПер.

ВМ – валовая маржа;

СЗПер – сумма переменных затрат.

Квм = ВМ/В

Квм – коэффициент валовой маржи.

ПР = СПЗ/Квм

ПР – порог рентабельности

Список использованной литературы

1) Андронова А.К. Оперативный контроллинг: Учебное пособие. М.: ДиС, 2009. - 160 с.

2) Анташов В.А., Уварова Г.В. Практический контроллинг: управленческие решения, инновации. //Экономико-правовой бюллетень, N 10, октябрь 2010 г.

3) Башкатова Ю.И. Контроллинг. Учебно-методический комплекс, М.: Изд центр ЕАОИ – 2010. - 108 с.

4) Данилочкина Н.Г. Контроллинг как инструмент управления предприятием. / Под ред. Н. Г. Данилочкиной. - М.: ЮНИТИ,2002. -279 с.

5) Карминский A.M., Фалько С.Г., Жевага А.А., Иванова Н.Ю. Контроллинг. Учебник. М.: Финансы и статистика, 2012. – 336 с.

6) Карминский А.М., Оленев Н.И. и др. Контроллинг в бизнесе. - 2-е изд. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 256 с.

7) Матвейкин В.Г., Дмитриевский Б.С., Кулябин А.С. Контроллинг. Методические разработки. – Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. – 28 с

8) Окороков В.Р., Веторов А.А. и др. Введение в теорию контроллинга. Учебник. СПб.: СПбГТУ, 2010. – 249 с.

9) Попова Л.В., Исакова Р.Е., Головина Т.А. Контроллинг: Учебное пособие. М.: Дело и сервис, 2009. - 192 с.

10) Петренко С.Н. Контроллинг. Учебное пособие. М.: Ника-Центр, 2010. – 328 с.

11) Просветов Г.И. Контроллинг. Задачи и решения. М.: Альфа-Пресс, 2010. – 320 с.

12) Сербиновский Б.Ю., СербиновскийБ.Б. Контроллинг. Учеб. -метод. комплекс для студентов вузов. Ростов: Юж. федеральный ун-т, 2010. – 165 с.

13) Теплякова Т.Ю. Контроллинг. Учебное пособие. - Ульяновск: УлГТУ, 2010 - 143 с.

14) Фалько С.Г., Носов В.М. Контроллинг на предприятии. М.: Экзамен, 2012. – 258 с.

15) Шляго Н.Н. Основы контроллинга. Конспект лекций. – СПб.: Издательство «ЮТАС», 2009. - 124 с.

Наши рекомендации