Наставления бхишмадевы

Бхакти Тиртха Свами

ЛИДЕР новой эпохи

Том второй

Древняя мудрость в наши дни

ФИЛОСОФСКАЯ КНИГА, МОСКВА, 2003

Лидер новой эпохи: метафизический взгляд на проблемы руководства.

/ Пер. с англ. И. Гру. — М: Философская Книга, 2003

«Лидер новой эпохи» — это книга для тех, кто стремится к духов­ному росту, к роли лидера, обладающего духовным сознанием. Ключ к успеху на этом поприще лежит в глубокой, всесторонней трансформации личности. Люди, о которых идет речь, знают, как устранить препятствия к осуществлению собственных идей и планов, и при этом не навредить ближнему своему.

ОДОБРИТЕЛЬНЫЕ ОТЗЫВЫ

Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами — один из тех редких людей, которые по-настоящему понимают суть ли­дерства. Меня особенно впечатляют его смирение и энтузи­азм. Он обладает большим влиянием на мировых лидеров, как в сфере политики, так и в мире бизнеса.

После событий 11 сентября 2001 года, оказавших сильное воздействие на многих людей, проповедь духовности, слу­жения и истинного лидерства является весьма своевремен­ной. Его послание обладает огромной глубиной и универ­сальностью».

Питер Бурваш,

автор книги «Ключ к успешному лидерству»,

специалист по обучению руководству,

президент и исполнительный директор ПБИ

(«Питер Бурваш интернешнл»).

«Хотя слова Бхакти Тиртхи Свами, несомненно, очень убеди­тельны, его жизнь по высочайшим стандартам ведической традиции и постоянное стремление прислушиваться к боже­ственному руководству убеждают еще больше. В его словах чувствуется глубокая вера и мудрость, которые в сочетании с личной чистотой позволяют ему поднять принципы руко­водства до истинно духовных высот. Именно с этих высот можно увидеть огромный потенциал человеческой природы и обеспечить его развитие — не только в текущем году, но и на протяжении многих будущих поколений.

Делая акцент на «высшем сознании», Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами предлагает концепцию, выходящую за пределы материалистического соперничества и направленную на развитие духовной целостности. Таким образом, организа­ции, вставшие на этот путь, способны выйти за пределы гру­бых и ограниченных методов соперничества и обрести в выс­шей степени вознаграждающую синергию сотрудничества, а также всеобъемлющую любовь и продуктивность. Основой тому является высокий уровень духовности. Наш вновь за­рождающийся мировой рынок и мировую культуру ожидает блестящее будущее, если найдутся лидеры, способные вопло­тить в жизнь это видение».

Профессор Стюарт Советски,

университет им. Джона Ф. Кеннеди.

Автор книг «Слова души: время и духовность Востока

и Запада» и «Психотерапевтическое повествование».

* * *

«Вместо ориентации на подлинные ценности, многие совре­менные организации и фирмы занимаются тем, что отравля­ют человеческий дух. Такого рода управление порождает не­достаток синергии, нехватку доверия, ослабление мотивации и развитие отчужденности. В ходе своих турне по десяткам стран Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами каждый год проводит семинары и тренинги, помогая лидерам и органи­зациям во всем мире стать более внимательными по отношению к человеческому духу. Он — мой личный наставник и я всегда радуюсь, когда он посещает Соединенные Штаты, встречается с моими коллегами, а также знакомит нас со сво­ими новыми книгами».

Армента Круз,

президент и исполнительный директор «Аспен Груп»,

председатель комитета «Женщины и бизнес»

торговой палаты округа Колумбия, член комиссии

по управлению Гарвардского университета.

«Одна из самых сильных вещей, которые я усвоил за годы ученичества у Его Святейшества Бхакти Тиртхи Свами Кришнапады, — это его горячая вера в то, что можно жить и руководить другими с позиции любви. Его глубокие, вдох­новляющие и одновременно простые наставления каждый день жить и действовать с позиции любви, с позиции высше­го, духовного сознания всегда были для меня путеводной звездой, как в жизни, так и в обучении этим принципам дру­гих. Я всегда был убежден в том, что великие лидеры — это те, кто предоставляет другим средства достижения успеха. Бхакти Тиртха Свами просто фантастически владеет этим ис­кусством! Второй том «Лидера новой эпохи» — одно из таких средств, используя которые мы можем достичь успеха на по­прище руководства. Мудрецы древней Индии могут гордить­ся его трудами и тем, как глубоко он постиг их наставления в вопросах руководства».

Рон Юдд,

бывший директор продовольственного департамента

сената США, консультант и преподаватель.

«Послание Его Святейшества Бхакти Тиртхи Свами всегда ос­тается глубоким и универсальным, выступает ли он по телеви­дению, проводит ли семинары и тренинги для различных орга­низаций или встречается с дипломатами или президентами стран. Он хочет, чтобы мы поняли, что причиной всех проблем мира является кризис руководства, и каждый из нас способен внести свой вклад в то, чтобы исправить ситуацию. Выход этой книги является очень своевременным в связи с возросшим ин­тересом к принцип-центричному руководству, руководству в духе служения. Я хотел бы вдохновить Свами продолжать де­литься этой мудростью с международным сообществом, но еще больше мне хотелось бы вдохновить тех, кто хочет руково­дить с более высоким сознанием, прочесть эту книгу».

Эмерсон Грэхем,доктор медицины. Международный комитет по

«Начиная с 1980 года один из наших директоров, Пьер Адоссама, несколько раз приглашал меня на встречи с Его Свя­тейшеством Бхакти Тиртхой Свами, на которых он делился с нами, сотрудниками ООН в Женеве, своим пониманием причин международных проблем. Во время одного из ответ­ных визитов, наблюдая за его встречами с президентами Замбии (который тогда был Председателем ООН), Ботсва­ны, Сьерра Леоне, Либерии и Ганы, я осознал, что он иде­альным образом воплощает в себе те принципы, о которых пишет в своих книгах. По мере того, как вы будете читать «Лидера новой эпохи» и применять на практике это учение, у вас появится возможность внести свой вклад в дело возвы­шения сознания человечества».

Габриель Месфин,

Международная рабочая организация, ООН, Женева. Швейцария.

ПОСВЯЩЕНИЕ

Эта книга — дар моего сердца монархам, главам госу­дарств и главам семей, которым я на протяжении многих лет помогаю и у которых учусь. Пусть ваше могу­щество и сострадание осветят путь в эпоху высшего со­знания.

ВВЕДЕНИЕ

В этой книге принципы руководства будут рассматриваться на основе проверенных методов правления царей-вайшнавовв древней Индии. Эти принципы не ограничены геогра­фическими рамками и имеют универсальное применение. Мы особенно подробно остановимся на наставлениях вели­кого воина-мистика Бхишмадевы царю Юдхиштхире, а так­же на жизни Притху Махараджа, прославленного царя, о ко­тором рассказывается в древнем классическом тексте «Шримад-Бхагаватам».

Прежде чем мы углубимся в детали, давайте сначала рас­смотрим концепцию руководства в целом и то, как она пред­ставлена в современном мире. Во-первых, каждый человек яв­ляется своего рода «лидером», прямо или косвенно. Это можно легко понять, исходя из того факта, что каждый наш поступок, так или иначе, оказывает влияние на других. В «Бхагавад-гите», являющейся частью «Махабхараты», говорится: «Какие бы поступки ни совершал великий человек, обычные люди следуют за ним. И какие бы нормы он ни устанавливал на примере своих действий, весь мир следует им» («Бхагавад-гита», 3.21). Это утверждение в равной степени применимо ко всем сферам деятельности — политической, экономической, академической или социальной. Лидеры помогают нам фор­мировать мировоззрение. Они являются примером для под­ражания и иногда просто навязывают нам определенный об­раз действий. Даже если мы не признаем действий лидера, нам все равно приходится иметь с ним дело, а иногда даже неосознанно подражать ему. Например, Соединенные Штаты являются мировым лидером, и хотя существуют страны, ко­торые ненавидят американскую политику и культуру, тем не менее, многие из них основывают свою политику на тех же са­мых принципах. Таким образом, один из методов изучения мировой истории — это изучение истории ее лидеров, поли­тики, которую они проводили, примера, который они подава­ли другим, и того, как обычные люди следовали за ними или же восставали против них.

Может возникнуть вопрос: если лидеры являются такой могущественной силой, стоящей за всем, что мы делаем, по­чему тогда общество страдает, даже несмотря на хорошее ру­ководство? Мы знаем, что даже когда на Землю приходит Гос­подь, Его аватары, воплощения или великие пророки, общество все равно осаждают проблемы. В мире, где все по природе временно и ограничено, трудности являются естест­венным явлением, неизбежной составной частью жизни. Ес­ли внимательно присмотреться к миру, в котором мы живем, то можно заметить, что слово «трудности» — это синоним слова «существование». Истинный лидер не отрицает того, что материальный мир полон препятствий и ограничений, он использует их для того, чтобы помочь другим подняться на более высокий уровень.

Способность распознать хорошего руководителя практи­чески столь же важна, как и само хорошее руководство. Дале­ко не каждый способен распознать божественное воплоще­ние или великого посланника Бога, когда он появляется в человеческом облике. Необходимо учиться искусству рас­познавания великих лидеров, гуру, учителей и воплощений Бога. Должна существовать система, позволяются отличить истину от имитации. Фактически, хорошее руководство под­разумевает способность видеть эти различия, а также обуче­ние этому других.

В «Шримад-Бхагаватам» есть история, иллюстрирующая веру граждан в правильное руководство и то, как по уров­ню благополучия обычных людей оценивалось качество правления.

Однажды в древнем городе Двараке у жены священнослу­жителя родился ребенок, который, однако, вскоре умер. Отец взял мертвое тело ребенка, принес во дворец царя Уграсены и стал обвинять царя в безвременной смерти сына. Священ­нослужитель сказал царю, что тот несет полную ответствен­ность за эту смерть, поскольку подобные вещи были неслы­ханными в царстве, в котором царь должным образом исполняет свои обязанности. Конечно, это происходило в другое время, когда не только люди имели чрезвычайно вы­сокие ожидания от правителей, но и правители были способ­ны удовлетворить любые потребности своих верных поддан­ных.

Прежде чем мы пойдем дальше, давайте на минуту остано­вимся и рассмотрим некоторые универсальные характерис­тики, присущие подлинным лидерам:

1. Лидер-слуга наделен глубокой любовью к людям и чувст­вителен к их нуждам;

2. Лидер-слуга дарует людям чувство счастья и защищен­ности;

3. Лидер-слуга создает устойчивые ценности;

4. Лидер-слуга является философом: он стремится донес­ти до людей высшие, незыблемые истины;

5. Лидер-слуга руководит изнутри;

6. Лидер-слуга ориентирован на принципы;

7. Лидер-слуга обладает широким видением перспективы;

8. Лидер-слуга занимает людей в соответствии с их склонностями;

9. Лидер-слуга умеет поручать дела и наделять полномо­чиями;

10. Лидер-слуга оставляет после себя культуру высокого качества и мастерства.

Плохой руководитель создает в жизнях людей кризисы и дисбаланс. При хорошем же руководстве, благодаря благословениям полубогов, люди обретают хорошую пищу, здо­ровье и богатство. Во многих древних культурах, в частности ведической, признавалось, что хорошее правление доставля­ет удовольствие высшим силам. Даже прогрессивные мысли­тели постмодернистского общества утверждали, что окружа­ющая среда буквально испытывает радость от хорошего правления и мир становится гораздо лучшим местом. Это со­ответствует представлениям о том, что деятельность хороше­го лидера доставляет удовольствие полубогам.

Качество руководства и способность людей распознавать хороших руководителей -- два важных фактора. Когда оба они присутствуют, общество процветает. Такой была ситуа­ция сотни тысяч лет назад, в Сатья-югу, в эпоху поразитель­ного благочестия. Тогда существовали как великие правите­ли, так в равной степени и квалифицированные граждане, способные сотрудничать с ними, а также понимающие, пра­вильно ли лидеры исполняют свои обязанности. Говорится, что «лидеры формируют сознание людей, а сознание людей порождает лидеров». Когда коллективное сознание людей поднимается до более высокого уровня, оно естественным образом порождает более возвышенных лидеров из их среды. А когда возвышается сознание лидеров, они возвышают со­знание своих граждан. Когда же слабы лидеры, слабы и люди. Возникает ситуация, в которой слепой ведет слепого; общест­во превращается в конгломерат рискованных махинаций, ра­зочарований и потерь.

ГОСПОДИН КАК СЛУГА

(Предисловие Кена Шелтона)

Один из величайших «духовных воинов» нашего времени, Его Святейшество Бхакти Тиртха Свами Кришнапада со­вершил еще один подвиг! Его новая книга о руководстве — одна из 10 000 книг на эту тему, напечатанных за последние несколько десятилетий, — устанавливает новый стандарт ру­ководства. Его подход основан на глубоком исследовании ду­ховного измерения, какого никогда не предпринимали такие известные гуру, как Стивен Кови («Принцип-центричное ру­ководство»), Кевин Кэшмен («Руководство изнутри») или Кен Бланчард («Ситуационное руководство»).

Концепция лидера-слуги, несомненно, изучалась и до не­го, в частности такими авторами, как Петер Блок («Лидер-слуга») и Роберт Спитцер («Дух руководства»). Однако Сва­ми проникает в проблему гораздо глубже, раскрывая тайны духовных корней руководства. «Истинный лидер-слуга, — пишет он, — понимает первостепенные нужды своих после­дователей и, обладая состраданием, старается удовлетворить их, имея при этом глубокое понимание того факта, что выс­шее благо лежит за пределами материальных потребностей, поскольку истинной сущностью каждого является душа».

Его глубокий анализ, опирающийся, главным образом, на ведические произведения древней Индии, поможет читате­лям как в их собственной деятельности, так и в руководстве другими. Предлагаемые им принципы универсальны. На­пример, он определяет лидера как человека, «поступки кото­рого привлекают к нему последователей», и как того, кто «своими действиями устанавливает эталон поведения», кото­рому будут следовать другие. Таким образом, Свами помога­ет нам понять, что поступки лидера — образец для подража­ния, будь то политика, экономика, наука или социальная сфера. Поистине, в нашем мире поверхностных ценностей и низкопробных героев, Свами с лазерной точностью указыва­ет нам на глубинные ценности. Он раскрывает фундамен­тальные, абсолютные принципы подлинного лидерства. Эта книга — путеводитель по стране личной и профессиональ­ной целостности, самому важному вопросу века.

В своей книге-откровении Свами рассматривает различные формы того, что я называю «псевдо- руководством», а также указывает, как распознать истинное руководство. «Способ­ность распознать хорошего руководителя — пишет он, — практически столь же важна, как и само хорошее руководст­во». Свами настаивает на необходимости обучения людей то­му, как распознавать великих учителей и великих посланни­ков, когда они воплощаются в человеческом облике, поскольку далеко не каждый способен «отличить истину от имитации». Настоящего лидера зачастую трудно заметить из-за всевоз­можных правил и предубеждений, царящих в социальной, академической и профессиональной сферах. Поэтому нам не хватает лидеров, зато в обманщиках недостатка нет. Наша каз­на набита пиритом, а наши офисы полны пиратов.

В своей книге Свами рассматривает различные характерис­тики подлинного лидера. Он пишет, что истинные лидеры об­ладают как минимум десятью общими чертами;

1 Лидер-слуга наделен глубокой любовью к людям и чувст­вителен к их нуждам;

2 Лидер-слуга дарует людям чувство счастья и защищен­ности;

я Лидер-слуга создает устойчивые ценности;

4 Лидер-слуга является философом: он стремится донес­ти до людей высшие, незыблемые истины;

5. Лидер-слуга руководит изнутри;

6. Лидер-слуга ориентирован на принципы;

7. Лидер-слуга обладает широким видением перспективы;

8. Лидер-слуга занимает людей б соответствии с их склонностями;

9. Лидер-слуга умеет поручать дела и наделять полномо­чиями;

10. Лидер-слуга оставляет после себя культуру высокого качества и мастерства.

Речь идет не о продукции фирмы некоего Тома Питерса, которая сегодня качественная, а завтра — нет. Занимаясь всю жизнь поиском совершенства, Свами обнаружил много инте­ресного. Он пишет; «Плохой руководитель создает в жизнях людей кризисы и дисбаланс. При хорошем же руководстве люди обретают хорошую пищу, здоровье и богатство». С другой стороны, если лидер слаб, то люди тоже слабеют. «Возникает ситуация, когда слепой ведет слепого. Общество превращается в конгломерат рискованных махинаций, разо­чарований и потерь».

Те, кто вкладывает веру, время, деньги и другие ценности в лидеров и их организации, ожидают, по крайней мере, ка­кой-то отдачи от своих вложений. Поэтому Свами смотрит на руководство также и с количественной точки зрения, вычисляя КПД. Он считает, что когда люди вкладывают во что-то средства и энергию, они ожидают адекватной вложению при­были. Хорошие лидеры всегда оправдывают их ожидания.

Что касается власти, Свами рассматривает как ее хоро­шую, так и плохую стороны: «Когда власть используется по назначению, она становится замечательным ресурсом, но, используемая неправильно, власть порождает катастрофи­ческий дефицит. Если лидеры пытаются обогащаться сами, возникает крайне нездоровая ситуация. В обществе, где ради обретения власти люди манипулируют друг другом, душа оказывается в забвении».

Свами говорит, что самая главная черта высоко сознатель­ного руководителя состоит в умении создавать культуру, сти­мулирующую людей делать правильные вещи в должное вре­мя и правильным образом.

Таковы его представления о совершенном лидере-слуге - о том, кто благодаря духовному руководству лечит болезни материалистического общества.

Итак, если вы хотите, чтобы ваша жизнь и деятельность ос­тавили след в истории человечества, я предлагаю вам усвоить принципы деятельности лидера-слуги, о которых говорит в этой книге Свами, и применять их в своей жизни. Если вы так поступите, я думаю, что ваша деятельность в качестве лидера приобретет совершенно новое измерение. Люди начнут прини­мать вас всерьез и захотят следовать за вами. Они с радостью согласятся помочь вам воплотить в жизнь ваши замечательные планы ради блага многих (возможно, даже миллионов) детей Бога, живущих на Земле. Итак, духовный воин снова на коне!

Кен Шелтон,

редактор «Ехесutive ехеllепсе» (www.еер.соm),

автор книги «Лидерство без обмана».

«Хотя ты так громко кричишь

прямо мне в ухо, я не слышу тебя».

Ральф Уолдо Эмерсон

ПРЕДИСЛОВИЕ

В этой книге предлагается альтернативный подход к руко­водству. В ней объясняется, как быть «главным», быть ли­дером или руководителем, не забывая при этом о людях. Суть идеи состоит в том, чтобы готовить «человеко-центричных» руководителей. Предлагаемая здесь концепция «лидера-слуги» помогает руководителю понять свои взаимоотношения с теми, кем он руководит. Иными словами, речь идет о том, как научиться быть одновременно и лидером, и слугой.

Хотя эта концепция уже пустила корни, в данной книге предлагается нечто новое - средство усовершенствования существующих методик руководства, включая самые про­грессивные и «духовные» из них. Многие выдающиеся принцип-центричные руководители уже устали говорить и писать о духовности на рабочем месте; теперь они хотят увидеть это на практике. Они хотят выйти за рамки устаревшей концеп­ции лидера-слуги и пустых лозунгов типа «человеко-центричного управления», «наделения полномочиями» и т.п. Эти вещи хороши в качестве первого шага, однако они все еще опираются на старую парадигму.

Причина этого в том, что данные системы менеджмента по-прежнему ориентированы на получение материальных ре­зультатов, то есть на достижение второстепенных целей, кото­рые ставятся менеджерами и/или их подчиненными. Испол­нительные директора и «лидеры» корпораций многим могут казаться истинными лидерами-слугами, однако, как правило, это всего лишь амбициозные бизнесмены, которые по счаст­ливой случайности или благодаря каким-то усилиям заняли положение, которого они, зачастую, не заслуживают. Точно так же, как политики зачастую прикрываются именем Бога, чтобы проталкивать свои идеи или оправдать свои поступки, не питая при этом никакого интереса к сознанию Бога, боль­шинство современных руководителей говорят о всевозмож­ных прогрессивных концепциях руководства и о духовности лишь с одной целью — привлечь сторонников и последовате­лей. Их главная забота — научиться использовать людей ради достижения определенных целей, а не добиваться определен­ных целей ради блага людей.

Наше обсуждение концепции лидера-слуги выходит дале­ко за рамки такого поверхностного подхода. И поскольку мы собираемся предпринять очень глубокий и сложный анализ, тому, кто не настроен достаточно серьезно, лучше сразу от­ложить эту книгу. Мы будем говорить о концепции лидера-слуги как на элементарном уровне, так и на платформе зре­лости; мы будем говорить как о самых простых понятиях, так и о тончайших нюансах сложной теории. Наш основной тезис таков: невозможно стать истинным, зрелым лидером-слугой, не усвоив универсальные принципы духовности. Зрелый лидер-слуга естественным образом становится фи­лософом и духовным человеком; эти высокие принципы так же важны для него или для нее, как пища для любого живо­го существа.

Истинный лидер-слуга понимает первостепенные нужды своих последователей и из чувства сострадания старается удовлетворить их. Чтобы добиться этого, лидер-слуга должен глубоко осознать, что высшее благо лежит за пределами мате­риальных потребностей. В конечном счете, лидер-слуга дол­жен сосредоточить свое внимание на духовной природе чело­века. Каждый из нас ведет материальное существование, хотя в своей истинной, глубинной сущности является существом нематериальным. Таким образом, зрелый лидер-слуга должен служить душе, нашей истинной сущности. Именно душа яв­ляется высшим проявлением человеческой природы, и зре­лый лидер-слуга немыслим без понимания этого факта.

И в заключение следует отметить, что многие из положе­ний этой книги, касающиеся концепции лидера-слуги, осно­вываются на древнеиндийской ведической литературе, в ча­стности на «Шримад-Бхагаватам» и «Махабхарате». Особенно история деда Бхишмадевы, описанная на страницах этих свя­щенных книг, изобилует подробными сведениями о важнос­ти духа служения у руководителя. Более того, ни в одном дру­гом произведении не приводится такого детального описания принципов духовного правления, как в этих древних текстах, поскольку критерии совершенства правителя рассматрива­ются в свете теологической науки.

От читателя не требуется знакомства с этими древними текстами. Из учения мудрецов древней Индии мы отобрали все, что представляло интерес в отношении рассматриваемо­го вопроса, и представили информацию в сжатом виде. Если же вы столкнетесь с незнакомыми терминами или именами, обратитесь за помощью к глоссарию в конце книги. И если вам будут встречаться упоминания о Кришне, то, пожалуй­ста, не забывайте, что речь идет о том же самом Боге, о кото­ром вы знали и раньше. Вайшнавом же в древней традиции принято называть человека, посвятившего свою жизнь покло­нению Богу. Итак, получив некоторое представление о рас­сматриваемом предмете, мы теперь готовы перейти к первым урокам зрелого руководства в свете ведического знания.

Часть 1:

НАСТАВЛЕНИЯ БХИШМАДЕВЫ

«Мы есть то, что мы делаем изо дня в день. Способ­ность управлять своими поступками формирует характер, а благодаря характеру человек обретает способность управлять своей жизнью».

Аристотель

Наши рекомендации