Диаграммы с причинными петлями

Если некоторая переменная не просто пассивно зависит от своих причин, но в свою очередь влияет на одну или несколько из них, то появляется причинная петля. Если пара переменных образует петлю, то они связываются двумя противоположно направленными стрелками.

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Переменная может входить в петлю обратной связи, даже если в эту петлю никакая другая переменная не входит.

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Определение. (Графа с петлями). Цепочка стрелок, исходящая из некоторой переменной и возвращающаяся сразу или через другие переменные к этой же переменной, называется петлей, если вдоль всего пути ни разу не происходит изменение направления стрелок на обратное, и весь путь не проходит ни через одну промежуточную переменную более одного раза.

Для идентификации петель одна переменная принимается за начальную и от нее последовательно перечисляют переменные, через которые проходит петля. Эти обозначения называются идентификаторами петель (Z).

Пример:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Для измерения влияния обратной связи петли на изменения переменных вводится «эффект обратной связи» Z, равный произведению структурных коэффициентов вдоль цепи, указывающий, на сколько единиц изменится переменная петли в течение 1-го цикла после начального изменения переменной на одну единицу.

Две петли соприкасаются, если их идентификаторы содержат один или несколько общих символов. Петля касается открытого пути, если какой-нибудь из идентификаторов открытого пути, не считая самого первого, присутствует также в идентификаторе петли.

Например:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

vwxy – идентификатор открытого пути;

wxy – идентификатор открытой петли.

Эти пути касаются, т.к. их идентификаторы имеют 3 общих символа.

На следующем примере открытый путь wz не касается ни петли wx, ни петли xy, т.к. он не имеет с ними общего символа (не считая первого). Напротив, петли wx и xy соприкасаются.

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

С помощью введенных понятий можно определить релевантную обратную связь. Пусть x – вход для y, а y не воздействует на x ни прямо, ни косвенно. Очевидно, что от x к y должен быть один или несколько открытых путей. Если в этой системе содержатся также петли, то релевантная обратная связь для x – y есть множество всех петель, касающихся хотя бы одного из открытых путей от x к y , а также петли, касающиеся первого множества, плюс новые петли, касающиеся предыдущих, и т.д. На предыдущем рисунке петли wx и xy образуют релевантную обратную связь, т.к. петля wx касается открытого пути vwx,
а петля xy касается пути wx.

Приведем пример причинной диаграммы эконометрической (структурной) модели, состоящей из 2 уравнений:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

где Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – денежная масса; Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – оборачиваемость денег; Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – фиктивная переменная; Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – денежные доходы населения; Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – размер вкладов в сбербанках. Тогда Диаграммы с причинными петлями - student2.ru отражает зависимость денежной массы Диаграммы с причинными петлями - student2.ru от оборачиваемости Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и дохода Диаграммы с причинными петлями - student2.ru , а Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – зависимость денежной оборачиваемости Диаграммы с причинными петлями - student2.ru от Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru , т.е. между Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru существуют одновременные отношения.

Построим диаграмму причинных связей модели Диаграммы с причинными петлями - student2.ru , Диаграммы с причинными петлями - student2.ru в предположении линейной системы, т.е.

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Заметим, что эндогенные переменные заключаются в кружки, а экзогенные – в квадраты.

Задача 7.1. Рассмотрим последовательное применение методов оценивания совместной системы уравнений монетарной модели:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.15)

где эндогенные переменные обозначают: Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – денежная масса; Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – оборачиваемость денег; экзогенные переменные: Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – совокупный денежный доход населения; Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – размер вкладов в системе банков.

Наблюдения, проведенные за период Т=10 месяцам, помещены в следующую таблицу:

t
y1t -10 -7 -6 -4
y2t -2 -4 -5 -4
x1t -5 -2 -3 -1
x2t -2 -5 -3 -8 -10

Требуется определить оценки неизвестных параметров Диаграммы с причинными петлями - student2.ru по наблюдениям таблицы.

1. Воспользуемся «классическим» МНК для каждого уравнения системы в отдельности.

Рассмотрим процедуру применения МНК для первого уравнения системы (7.10):

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.16)

где Диаграммы с причинными петлями - student2.ru X=(y2 ¦ x2)Tx2, Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Результаты промежуточных вычислений имеют вид

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Тогда, применяя формулу (7.16), получим:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Следовательно, оценка зависимости по МНК Диаграммы с причинными петлями - student2.ru равна:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.17)

Аналогичные расчеты дают оценку Диаграммы с причинными петлями - student2.ru для второго уравнения системы (7.15):

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.18)

Однако оценки (7.17) и (7.18) не учитывают одновременную системную связь между Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru , а также результаты оценивания подвержены эффекту смещения из-за корреляции Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru .

2. Воспользуемся косвенным МНК, предварительно преобразовав структурную форму (7.15) к приведенной форме:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.19)

или в матричном виде:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Тогда

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

или

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.20)

Сравнение матричных коэффициентов при (x2t¦x3t)T дает соотношения, позволяющие определить параметры структурной формы Диаграммы с причинными петлями - student2.ru по параметрам приведенной формы Диаграммы с причинными петлями - student2.ru :

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.21)

Проверяем систему (7.19) на идентифицируемость, воспользовавшись порядковым критерием:

Для первого уравнения ( Диаграммы с причинными петлями - student2.ru ) имеет место точная идентифицируемость.

Второе уравнение ( Диаграммы с причинными петлями - student2.ru ) также точно идентифицировано.

Проведем подробные расчеты косвенного МНК для первого уравнения системы (7.20):

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru X=(x2¦x3)Tx2, Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Тогда, подставляя компоненты в (7.11), будем иметь:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

В силу точной идентифицируемости оценки параметров структурной формы единственным образом находятся по полученным оценкам параметров приведенной формы из системы уравнения (7.21). Действительно:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Следовательно:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Окончательно:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Таким образом, оценка структурной формы имеет вид:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Приведем таблицу сравнения оценок «классического» и косвенного МНК:

Параметры МНК-оценки Оценки косвенного МНК
b21 -0,444 -1,665
b12 -0,374 -0,472
c21 1,669 0,260
c32 0,143 0,055

Результаты таблицы дают вывод полного различия оценок по их величине.

3. Проведем расчет первого уравнения системы по двухшаговому МНК. Вначале конкретизируем для полной модели матричную форму ( Диаграммы с причинными петлями - student2.ru ):

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

где Диаграммы с причинными петлями - student2.ru X = (x2 ¦ x3).

Явный вид оценок параметров Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru получим из (7.14):

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

По исходным данным получим промежуточные результаты:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru .

Опираясь на полученные промежуточные результаты, получим:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

В итоге уравнения, оцененные по косвенному и двухшаговому МНК, совпадают, что характерно для выполнения условия точной идентифицируемости уравнения.

Пример 7.2 (Исследование спроса на фрукты) [18].

Рассмотрим простейшую модель равновесия на рынке продажи фруктов:

а) кривая спроса:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru где Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.22)

б) кривая предложения:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru где Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.23)

Здесь Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – логарифм индекса цен на фрукты в периоде t;

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – логарифмы индексов спроса и предложения в периоде t соответственно.

Переменные Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru описывают влияние других факторов на динамику спроса и предложения.

Проверим уравнения а) и б) на состоятельность МНК-оценок параметров.

Уравнение рыночного равновесия:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Рыночная цена

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.24)

тогда

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.25)

Применив к уравнению спроса МНК, получим:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru . (7.26)

Подставив Диаграммы с причинными петлями - student2.ru в (7.26), получим:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Аналогично

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru Диаграммы с причинными петлями - student2.ru Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.27)

Следовательно, оценка эластичности спроса и предложения по цене зависит от дисперсий Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru :

1) если Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (или Диаграммы с причинными петлями - student2.ru ), тогда

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

2) если Диаграммы с причинными петлями - student2.ru или Диаграммы с причинными петлями - student2.ru , тогда Диаграммы с причинными петлями - student2.ru .

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Следовательно, возникает проблема состоятельного оценивания эластичности спроса по цене. В соответствии с условием 1), если мы найдем переменную, которая изменяет кривую предложения и не влияет на линию спроса, то нам удастся найти состоятельную МНК оценку параметра Диаграммы с причинными петлями - student2.ru .

С этой целью введем переменную Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – число холодных дней в период созревания фруктов, причем

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru причем Диаграммы с причинными петлями - student2.ru (7.28)

Кроме того, мы сохраним предположение, что спрос зависит в основном от цены и не зависит от погоды.

Тогда корреляция Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru равна нулю и, подставляя (7.28) в соотношение (7.24), имеем:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru или Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

где Диаграммы с причинными петлями - student2.ru .

Далее Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Тогда МНК-оценка соответствует двухшаговому МНК:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru Диаграммы с причинными петлями - student2.ru ,

т.к. Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Если удастся оценить уравнение:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru где Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

тогда

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Задача 7.1. Поясните смысл следующих понятий: предетерминированные переменные; структурная и приведенная формы системы одновременных уравнений, идентифицируемость; порядковый и ранговый критерии идентифицируемости; косвенный МНК, двухшаговый МНК (2МНК).

Задача 7.2. Следующие неявные системы эконометрических уравнений классифицируйте по двум признакам:

1) совместные системы или последовательно определенные (рекурсивные);

2) какие переменные эндогенные, а какие предетерминированные:

а) Диаграммы с причинными петлями - student2.ru б) Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

в) Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Задача 7.3. Рассмотрим простейшую макроэкономическую модель Дж. М. Кейнса:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

где

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – валовое личное потребление в постоянных ценах за период t;

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – национальный доход (реальный) на конец времени t;

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – чистые инвестиции (внешние и внутренние) в постоянных ценах за период t.

1. Выведите приведенную форму системы двумя способами:

а) матричным; б) последовательной подстановки одного уравнения в правую часть другого.

2. Можно ли восстановить параметры структурной формы по параметрам приведенной формы. Если ответ положительный, укажите формулы расчета структурных коэффициентов по приведенным.

Задача 7.4. Дана простейшая модель равновесия спроса и предложения:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

1. Укажите эндогенные и экзогенные переменные модели. Найдите приведенную форму.

2. Можно ли восстановить параметры структурной (исходной) формы по параметрам полученной в п.1) приведенной формы?

Задача 7.5. В следующих совместных (неявно заданных) одновременных уравнениях проведите проверку на идентифицируемость системы по порядковому критерию:

а) Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

б) Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

в) Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Задача 7.6. Рассмотрим простейшую модель равновесия на оптовом рынке продажи зерновых культур:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

где

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – объем спроса на зерно к моменту времени t;

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – объем предложения;

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – цена на зерно;

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – располагаемый доход.

1. На основе следующих условных данных, собранных за 10 отрезков времени, оцените параметры модели классическим и двухшаговым МНК. Сравните полученные результаты с вашими априорными ожиданиями.

Год (t)
Диаграммы с причинными петлями - student2.ru
Диаграммы с причинными петлями - student2.ru
Диаграммы с причинными петлями - student2.ru
Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

Задача 7.7. Лаговая система макроравновесия закрытой экономики имеет вид:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

где переменные C, I и Y – эндогенные, подлежащие расчету по модели, переменные W, G, X – экзогенные.

1. Постройте приведенную форму системы.

2. Проверьте уравнения системы на идентифицируемость исходной системы и с учетом априорной информации: Диаграммы с причинными петлями - student2.ru .


Задача 7.8. Совместная система эконометрических уравнений имеет вид:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

1. Укажите эндогенные и экзогенные переменные системы и их экономическое содержание.

2. Постройте причинную диаграмму структурной формы.

3. Проверьте уравнение приведения системы на идентифицируемость.

4. Преобразуйте систему к приведенной форме. Изобразите ее причинную диаграмму.

Задача 7.9. Пусть совместная модель представлена в следующем матричном виде:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

1. Проведите анализ идентифицируемости каждого уравнения модели по порядковому критерию и ранговому критерию.

2. Для каждого идентифицируемого уравнения укажите формулу расчета параметров структурного уравнения на основе параметров приведенного уравнения.

Задача 7.10. Рассмотрим систему совместных уравнений

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

в которой Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – эндогенные переменные; Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – экзогенная переменная, Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

1. Представьте систему в матричном виде и проведите проверку идентифицируемости каждого уравнения по порядковому критерию.

2. Запишите в явном матричном виде приведенную форму исходной системы (7.29), (7.30).

3. Пусть собраны следующие данные наблюдений над переменными модели:

t
y1t
y2t
x2t

Оцените (косвенным МНК) параметры уравнения (7.29).

4. Пусть априорно известно, что Диаграммы с причинными петлями - student2.ru . Как изменится вывод об идентифицируемости этого уравнения?

5. Используйте двухшаговый МНК для оценивания параметра Диаграммы с причинными петлями - student2.ru первого уравнения системы.

Задача 7.11. Рассмотрим модель из двух совместных уравнений:

Диаграммы с причинными петлями - student2.ru

в которой Диаграммы с причинными петлями - student2.ru и Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – эндогенные переменные, Диаграммы с причинными петлями - student2.ru – экзогенная. Результаты наблюдения над переменными модели представлены в таблице:

y2
y1
x2

Проверьте идентифицируемость и оцените 3 МНК значения параметра Диаграммы с причинными петлями - student2.ru .

Наши рекомендации