Способ абсолютных разниц

Отклонение фактического удельного веса от планового по каждому сорту умножается на плановую цену единицы продукции соответствующего сорта. Затем результаты суммируются и делятся на 100.

S (Уi факт - Уi план) х Цi план

Аналогичным образом определяется изменение средней цены реализации КРС, свиней, категории яиц за счет кондиции упитанности. По такой же методике рассчитывается изменение средней цены реализации в зависимости от рынков сбыта и сроков реализации. Если на протяжении года произошло изменение закупочных или договорных цен на продукцию по сравнению с плановыми в связи с инфляцией, то изменение цены по каждому виду продукции умножается на объем ее реализации после изменения цены и делится на общее количество реализованной продукции за отчетный период. В заключении анализа уровня цен обобщаются результаты по каждому виду продукции с учетом факторов изменения средней цены реализации.

Предприятия получают основную часть прибыли от реализации продукции и услуг. В процессе анализа финансовых результатов следует изучить динамику, выполнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации сельскохозяйственной продукции в целом по предприятию зависит от объема реализации продукции (VРП), ее структуры (У рпi), себестоимости реализованной продукции (Ci) и уровня цен (Ц i).

В таблице 7 приведены исходные данные для проведения факторного анализа финансовых результатов способом цепных подстановок. На основании результатов расчетов сделать соответствующие выводы.

Объем реализации(VРП)продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция убыточна, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции (Уд) оказывает либо положительное, либо отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет и, наоборот, при увеличении удельного веса низко рентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции (С) и прибыль находятся в обратно пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и, наоборот.

При этом изменение уровня цен (Ц) и величины прибыли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и, наоборот.

Методика расчета (по данным таблицы 7):

Общее изменение суммы прибыли

общ = П отчет - П базис

Определить условную сумму прибыли, исходя из объема и ассортимента продукции отчетного года, но при базисных ценах и базисной себестоимости продукции

П усл. = ∑[(VРПi отчет ∙ Цi базис) - (VРПi отчет ∙ Ci базис)] = В усл.- Сусл.

3. Определить изменение суммы прибыли за счет изменения объема и структуры реализации продукции:

VРП,Уд = П усл. - П базис,

а) изменение только объема продаж:

VРП =

П базис ∙ Процент перевыполнения (недовыполнения)

плана по реализации

продукции в оценке по базисной себестоимости х 100 %

б) изменения структуры реализованной продукции:

Уд = П усл. - П базис - результат а)

4. Определить условную себестоимость, исходя из суммы затрат базисного года с учетом объема продаж отчетного года:

С усл. = ∑(VРПi отчет ∙ Сi базис )

Определить изменение суммы прибыли за счет изменения себестоимости реализованной продукции (изменив знак на противоположный)

С = - (С отчет - С услов.) = Суслов. - С отчет

6. Определить условную выручку от реализации, исходя из плановых цен с учетом фактического объема продаж:

В усл. = ∑(VРПi отчет ∙ Цi базис)

7. Определить изменение суммы прибыли за счет изменения выручки от реализации:

Ц = В отчет - В усл.

Проверка результатов расчета:

общ = DП VРП + DП Уд + DП С + DП Ц

Далее следует провести анализ финансовых результатов от прочих видов деятельности – это прибыль (убытки) прошлых лет, выявленные в отчетном году; прибыль от сдачи в аренду земли и основных средств; полученные и выплаченные пени, штрафы и неустойки; убытки от списания безнадежной дебиторской задолженности, по которой истекли сроки исковой давности; убытки от стихийных бедствий; прибыль и убытки от биржевой деятельности; доходы по акциям, облигациям, депозитам; доходы и убытки от валютных операций; убытки от готовой продукции и материальных запасов и т.д. В процессе анализа следует изучить состав, динамику, выполнение плана и факторы изменения суммы полученных убытков и прибыли по каждому источнику доходов и расходов.

Затем приступают к анализу уровня рентабельности предприятия. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, так как их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Показатели рентабельности служат не только для оценки деятельности предприятия, но и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании. В процессе анализа следует изучить динамику показателей и провести межхозяйственные сравнения с предприятиями – конкурентами (таблица 8).

Затем следует провести факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения цен и себестоимости единицы продукции. По данным таблицы 9 провести факторный анализ рентабельности отдельных видов продукции способом цепных подстановок.

Анализируя полученные результаты, определить, какие виды продукции на предприятии более доходные, как выполнен план по уровню рентабельности и какие факторы на это повлияли.

Наши рекомендации