Неоднозначные отношения России и Китая
Здесь будет рассматриваться вопрос о том, насколько реальны наши «братские», «дружеские» или «соседские» отношения.
В главе 3 мы проанализируем проблемные моменты и краеугольные камни, стоящие на пути сближения России и Китая.
Как уже ранее упоминалось, празднование «Года России в Китае» носило формальный и даже в какой-то мере негативный характер.
Есть повод задуматься над тем, чем же вызвано проведение этих торжеств, и что могут значить эти термины "Год России в Китае" и "Год Китая в России"? Основной причиной явилась, вероятно, озадаченность и Москвы, и Пекина налаживанием реального позитивного отношения рядовых граждан двух стран друг к другу.И тому есть целый ряд причин - в первую очередь это - значительная дистанция, отделявшая Россию и Китай на протяжении нескольких десятилетий, когда и та и другая была сосредоточена главным образом на проблемах внутри страны и шла собственным путем, руководствуясь национальной идеологией. К большому сожалению, разрыв во взаимопонимании между гражданами России и Китая все возрастает.Именно поэтому, думается, и возникла необходимость провести целые две годичные программы мероприятий для знакомства людей наших двух стран.
В то же время можно ощутить, что непосредственно в упомянутых выше названиях ,их авторы (в Пекине или Москве) преднамеренно или нет подчеркивают полную самостоятельность и независимость наших наций. И это вполне естественно для современного мира, явными тенденциями которого становятся глобализация и одновременно неодолимое стремление каждой нации к утверждения своей самобытности, своего статуса. Кажется, что настоящий подход к отношениям Китая и России основан на идее, будто бы у двух стран и народов то ли нет прошлого, достойного упоминания о нем, то ли историю их взаимоотношений приходится создавать и писать заново здесь и сейчас. Однако на самом деле наша общая история существует, и она бывала всякая: и славная и горькая в разные периоды.
В РФ и КНР, лучше всего было бы проводить Годы добрососедства России и Китая, Годы дружбы России и Китая, Годы сотрудничества России и Китая ( так считает автор статьи «Россия и Китай», упоминаемой выше). Подобного рода мероприятия следовало бы посвящать разъяснению важности духовного взаимопонимания между нашими странами, пропаганде идей мира, развития положительных качеств во взаимоотношениях: добрососедства, дружбы, сотрудничества в двусторонних отношениях в прошлом и настоящем. В перспективе, это позволило бы не только ознакомить китайскую сторону с современным положением в каждой из наших двух стран, но и акцентировать внимание на том, что объединяло наши народы и страны в прошлом и может объединять в будущем. Именно общие коренные национальные интересы сближали Россию и Китай на протяжении большей части прошлого столетия, 19 столетия и продолжает сближать в нашем, XXI веке. Народы обеих стран нуждаются в продолжении более близкого, более соседского общения друг с другом. Нам просто необходимо еще и более глубокое осознание того, что мы не являемся и никогда ни были врагами в прошлом, что только духовное взаимопонимание, добрососедство означают для нас прочную и единственно приемлемую основу наших взаимоотношений. Последние основываются на трех неразрывно связанных между собой принципах: мир, самостоятельность и равноправие. От такого подхода самостоятельности и независимости каждой из наших стран убудет.
Такова краткая характеристика , не раз высказываемая главой Российского государства, состояния и перспектив развития наших двусторонних отношений. Известно, что с наша сторона подкрепляет свое намерение сохранять все доброе в существующих отношениях, обязуясь при это обеспечить не только экономические, но и другие интересы нашей страны и развивать взаимовыгодные экономические и иные связи. К тому же, в 2006 году президент Путин высказывался в том смысле, что «высшим достижением его внешней политики являются хорошие нынешние отношения с КНР». В конце того же года Владимир Владимирович провел совещание, на котором стоял вопрос о защите национальных интересов России на Дальнем Востоке. Сохранение безопасности в регионе АТР со всей очевидностью требует и сотрудничества с КНР в решении существующих проблем.
Таким образом, российская сторона преследует цели одновременно сохранения благоприятного климата в двусторонних отношениях, и защиты наших экономических интересов в регионе, и принятия соответствующих мер в целях успокоения граждан РФ на фоне неоднозначности последствий пребывания и поведения граждан КНР на российской территории. В столицах обоих государств подчеркивают близость или совпадение основных позиций сторон по глобальным и региональным вопросам. Владимир Владимирович , обращаясь 10 февраля 2007 года к участникам Мюнхенской конференции по вопросам политики безопасности, подчеркнул, что он выступает «против мировой монополии единственного центра власти, единственного центра силы, единственного центра принятия решений». Он высказался против ничем не сдерживаемого, гипертрофированного применения силы в решении международных конфликтов.
В выступлении также осуждалась возрастающая тенденция к пренебрежению основными принципами международного права. Отмечалось также, что отдельные нормы, по сути дела, большая часть системы права одного государства (прежде всего, конечно, Соединенных Штатов Америки), перешагнули национальные границы во всех сферах - и в экономике, и в политике, и в гуманитарной сфере - и навязывают свое мнение другим государствам. Помимо всего прочего, говорилось и о быстроменяющемся "международном ландшафте", указывалось, в частности, на рост ВВП Китая..Соответственно, обсуждалась неизбежность конвертирования в политическое влияние экономического потенциала новых государств в центре мирового роста, одним из которых явился Китай. Там же упоминалось и о мирном переходе к демократии в России, мирной трансформации советского режима.
Попутно указывалось на энергетическую направленность России, ориентирующуюся на создание рыночных принципов и прозрачных условий внешнеэкономической деятельности, общих для всех партнеров. При этом подразумевалось, что цена на энергоносители не должна являться предметом политических спекуляций, давления и шантажа. Цена должна была определяться рынком.
Сфера экономической безопасности подразумевает то, что всем участникам в ней нужно придерживаться единых норм, и Россия готова к честной конкуренции. Наконец в выступлении упоминалось о том, что вмешательство во внутренние дела других стран, и навязывание им принципов развития совсем не способствует вызреванию подлинно демократических государств, а, наоборот, ставит их в зависимое положение и как следствие – делает их нестабильными и в политическом, и в экономическом плане.
Если , учитывая все эти позиции, задуматься над нашими отношениями с КНР и политикой Москвы в отношении Пекина, то возможно следующее развитие событий. Россия предлагает Китаю исходить из общей концепции неприемлемости факта существования в современном мире страны-лидера, страны-монополии (кто бы не стремился занять роль такового), а также высказывается против применения военной силы как решения встающих остро вопросов. Представляется возможным толковать это положение и в отношении границ: ни одно из государств не имеет права навязывать кому бы то ни было свои представления о "равноправном" или "неравноправном" характере договоров, содержащих линию границы, свое толкование терминов "справедливое и несправедливое" , при решении уже существующих и потенциальных вопросов, которые возникают в двусторонних отношениях стран. Следует также подчеркнуть заведомо положительное отношение современного руководства РФ к процессу, который произошел в нашей стране в начале 1990-х годов , то есть к мирному преобразованию советского режима в демократию. Применительно даже к этому вопросу между столицами двух стран существуют разногласия.
Не менее важным видится напоминание о том, что проблемы экономического сотрудничества России со многими государствами, в частности в сфере энергетики, - то есть поставок нефти и газа из России в Китай, - должны решаться исключительно на равных условиях конкуренции и общих рыночных принципах; цену на энергоносители следует определять рынком.Что же касается самого Китая, то из текста этого выступления вытекает следующие условия : РФ исходит из того, что Китай будет продолжать развивать экономику и займет по соответствующим показателям одно из ведущих мест в мире. Более того, Россия прямо предупреждает США и другие государства, что Китай должен иметь права и возможности развиваться без внешнего давления и вмешательства . При этом Путин, как уже говорилось, говорил о мирном характере демократической трансформации режима в нашей стране и, очевидно, намекал на созревание предпосылок для таковой и в китайском обществе.
Выступление президента Путина в Мюнхене было опубликовано в газете "Известия" от 12.02.2007. Примечателен тот факт, что в том же номере газеты была опубликована еще одна статья , написанная заведующим аналитическим отделом Института политического и военного анализа А. Храмчихиным под заголовком "Привет из Китая". В ней упоминалось, что в сентябре 2006 года (напомним, Года России в Китае) в КНР были проведены беспрецедентные масштабные военные учения, сценарий которых, по мнению автора статьи, - подготовка к войне с Россией, причем отрабатывались наступательные действия.
Храмчихин высказал мнение о том, что если Китай станет еще сильнее, а Россия еще слабее, то Китай у нас "попросит" пограничные территории. В той же статье автор утверждал, что проведенное КНР испытание противоспутникового оружия, судя по полученным нами данным, является уникальным. Никому: ни одному государству, ни одной корпорации, ни одному человеку еще не удавалось баллистической ракетой с Земли попасть в спутник, расположенный на орбите: это равносильно попаданию в пылинку. Теперь, оказывается, Китай обошел всех (в том числе РФ и США) в этой высокотехнологичной области. Осенью 2006 года китайцы ослепили лазером один из американских спутников, доказав таким образом на каком уровне находятся их изобретения. К этой статье "Известия" подложили высказывание министра обороны США Роберта Гейтса из его мюнхенского выступления 11 февраля 2007 года : "Китай - это страна, которая стоит на стратегическом перепутье. Мы с обеспокоенностью следили за последними испытаниями в космосе, которые провели китайские стратегические силы. Мы не должны забывать об этом".
В настоящий момент проблема политического развития и взаимодействия российской и китайской сторон является наиболее актуальной в связи с совпадающими национальными интересами [5, c. 78]. И Россия и Китай понимают, что необходимо послужить примером всему мировому сообществу, показав современные и рассчитанные на столетия взаимоотношения, исключающие агрессию, которая потом может перетечь в военное или иное существенное столкновение национальных интересов.Наши страны имеют сходные или полностью совпадающие позиции в отношении роли и места отдельных стран и международных организаций в системе обеспечения безопасности АТР, в подходах к решению вопросов урегулирования наиболее важных региональных конфликтов [23, c. 23]. Наш сосед рассчитывает получить доступ к разрабатываемым и изготавливаемым носителям энергии — нефти и газу. Возникает ряд вопросов : зачем КНР понадобилась наша нефть? Чем завершились территориальные споры России и Китая? Какие экономические проблемы могут быть у наших стран? Как стратегические взаимоотношения наших двух стран влияют на развитие системы международных отношений? Зачем российская сторона снабжает военно-транспортными средствами Поднебесную? Эффективность российско-китайского сотрудничества в решении проблем обозначенных и многовариантных , может быть гораздо более усилена, если сотрудничество это будет основываться на усилиях не только двух, а многих сторон. Именно поэтому настолько велико значение взаимных договоренностей российско-китайского тандема в рамках гло6альных и региональных международных кооперативов [1, с. 13].
Немного об экспорте нефти.
На данный момент приоритетными статьями российского экспорта в КНР остаются нефть, химические удобрения, лес [17]. Согласно контракту на поставку нефти-газа в КНР, заключенному в 2009 ,начинающееся строительство нефтегазового трубопровода соединило две страны в сеть экономического взаимодействия, таким образом способствуя сохранению добрососедских отношений двух стран. «Черное золото» нужно Китаю для сокращения объема добычи на Дацинском месторождении , затем чтоб сохранить запасы для будущего поколения, также для поддержания, сохранения окружающей среды и стимулировании экономики региона к диверсификации. К тому же Китай импортирует около половины необходимой для него нефти и обладает сравнительно скромными запасами природного газа [2, с. 12]. Именно это и является, на мой взгляд, основными пунктами для закупки нефти у России и других стран. Однако преимуществом европейского направления в межгосударственной экономике и политике РФ становится изменчивость глобального рынка ресурсов энергии и международная политизация нефти и газа, интенсивная международная энергетическая стратегия Японии и Индии, являющимися главными международными конкурентами Китая, будут долго отрицательно влиять на развитие политико-экономических отношений РФ и КНР. Китай нуждается в поставках многих других видов природных ресурсов, которыми Россия располагает в избытке, а мы в свою очередь нуждаемся в китайских капиталовложениях и товарах [1, с. 13].
Кроме прочих конфликтных моментов, Россия и Китай имеют притязания на общие территории.
14 октября 2004 года во время своего визита в Пекин, Путин подписал договор-дополнение к договору о российско-китайской государственной границе. Уже в 2005 была организована демаркация российско-китайской границы. В результате Китай получил 337 км2 спорной территории: остров Тарабаров, часть острова Большой Уссурийский [4]. В итоге улучшение отношений с Китаем и снятие угрозы территориального конфликта в будущем. Некоторые политики считают, что подписание этого договора оскорбление позиций России. Решение о передаче островов на Амуре Китаю вызвало отрицательные воздействия ряда общественных организаций и оппозиционных партий Хабаровского края. В частности, депутаты Хабаровской думы настаивали на чрезвычайной важности находящегося на Большом Уссурийском острове, призванного сдержать натиск в случае агрессии со стороны Китая. Кроме того, над островом Тарабаров пролегает траектория взлета боевых самолетов ВВС и ПВО [18].
В настоящие время разрабатывается проект о создании на Большом Уссурийском острове совместной российско-китайской торговой зоны, предусматривающий строительство на острове таможенно-пограничного перехода и построение моста вместо ныне существующего. В будущем на данной территории планируется создать новый трансграничный коридор между Китаем и Россией [18]. Уступка Москвы заключается в том, что она согласилась отдать большую часть спорных островов, уступка Китая в том, что все отданные ему территории не заселены, заболочены, малопригодны для хозяйственной деятельности [9, с. 20—21].
Дело в том, что территориально Россия и Китай развиваются как бы на встречных курсах. Если у нас население и экономический потенциал сосредоточены в западной части страны, то у Китая — в восточной. Нам нужно заселять и осваивать Дальний Восток, китайцам — Дальний Запад. В Поднебесной после четверти века реформ восточное и южное побережье разбогатели, тогда, как глубинка все еще пребывает в бедности и отсталости. А Центральный и Западный Китай, где в основном сосредоточены полезные ископаемые и энергетические ресурсы — это более двух третей территории и почти треть населения. Теперь китайский план ускоренного развития Дальнего Запада получил поддержку из России [12].
Существует мнение, что Дальнему Востоку грозит «китаизация». Но когда мы размышляем о китайских миграциях, важно понять, насколько серьезны их намерения навсегда осесть в нашей стране. По данным анонимного вопроса, организованного профессором В. Гельбрасом, только 12,5 % респондентов выразили желание получить российское гражданство и жить в РФ; 11,2 % хотели бы иметь постоянный вид на жительство в России. Лишь 16,5 % отметили, что хотели бы, чтобы их дети поселились в России. Кроме того, надо учитывать, что китайское правительство принимает серьезные усилия для пресечения противозаконной эмиграции. Пример — Всекитайское совещание по борьбе с нелегальной миграцией в 2002 году [11, с. 69].С другой стороны, китайское присутствие на Дальнем Востоке выгодно для экономического развития этого региона. По мнению В. Рыжкова: «Устойчивое и прогрессирующее соединение постарения населения с его механическим оттоком формируют условия, при которых огромные сибирско-дальневосточные пространства могут не обезлюдеть только за счет внешней миграции, которая к тому же одна только способна улучшить половозрастную структуру населения. Поскольку такая миграция реально возможна и уже началась из стран АТР, в первую очередь из Китая, ее надо оценивать как общественно значимую и государственно приветствуемую» [11, с. 69]. Привлечение рабочей силы из Китая на цивилизованной, легитимной основе — это канал иммиграции, важнейший с точки зрения перспектив и задач интеграции России в экономику АТР, постепенного выхода Сибири и Дальнего Востока на первые роли в системе приоритетов существования российского государства. Совместное освоение природно-ресурсного потенциала этих регионов дает России и Китаю реальные шансы для наполнения политических отношений стратегического партнерства конкретным экономическим содержанием. Естественно при этом, что освоение нашей Сибири и Дальнего Востока должно идти на основе не только двусторонней российско-китайской ресурсной и хозяйственной интеграции, но и все возрастающей степени открытости и интернационализации развивающегося экономического пространства. Оно также должно сопровождаться активной переселенческой политикой россиян в эти регионы, особенно в пограничные с Китаем области [8, с. 21].
Хотя на политическом уровне полное сближение и взаимопонимание, в экономической сфере существует несколько разногласий и нерешенных проблем. Остается неясным, являются ли Россия и Китай естественными торговыми партнерами, экономическая взаимодополняемость которых дает возможность каждому извлекать устойчивую выгоду для себя, или же конкурентами, соперничающими в сфере международной торговли и инвестиций. Например, Китай недоволен российской тактикой в области энергетики. Пекин сетует на слишком высокие цены за электроэнергию. Китай является второй страной в мире по энергопотреблению. Россия предлагает Китаю покупать электроэнергию по слишком высокой цене, что препятствует разворачиванию сотрудничества двух стран в этой области [9].
Экономические разногласия касаются и статистических данных. Уже несколько раз бывали случаи, когда российские и китайские таможенники по-разному оценивали торговый оборот между двумя странами. Например, торговый оборот за январь-май 2002 года статистические органы России и Китая подсчитали по-разному. Россия – 3,1 млрд. долларов, Китай – 5,5 млрд. долларов. Итоги торговли в 2004 году обе стороны также оценивали по-разному. С российской точки зрения оборот составил 21,3 млрд. долларов, с китайской – 27,3 млрд. долларов. Разрыв между показателями составил 6 млрд. долларов (28 % оборота по нашим данным), причем из них 4 млрд. долларов приходились на китайские товары, которые куда-то словно испарились перед российской таможней. Конечно, в России высказывались мнения о том, что это все неорганизованная челночная торговля, пытались проблему списать на контрабанду, но, тем не менее, расхождения в данных оборота повторяются из года в год. Из-за этого невозможно оценить, как же мы на самом деле торгуем [3, с. 10].
Похожая проблема и с оценками инвестиций. Если судить по российским публикациям, то Россия в Китай почти не вкладывает. Но по китайским данным картина прямо противоположная. По данным Торгового представительства КНР в России, китайских предприятий с российскими инвестициями в 2004 году было 1687. Российских с китайскими инвестициями – 575. Разница почти в три раза. Причем такой разрыв был с начала сбора данных, с 2000 года. Разумеется, сейчас нет возможности собрать сведения о том, куда и сколько инвестировали российские компании в Китае. По словам генерального консула КНР на Дальнем Востоке Фань Сяньжуна россияне вложили в Китай порядка 400 млн. долларов [22, с. 11].
Итак, это очень большая проблема: данные не совпадают, и потому сделать какую-либо надежную оценку российско-китайского экономического сотрудничества невозможно [22, с. 11].
Стратегическое взаимодействие России и Китая и их потенциальное влияние на международную ситуацию.
Россия и Китай имеют общую позицию, похожие международные статусы на мировой арене и взаимодействие двухсторонних отношений привели РФ и КНР к стратегическому сотрудничеству на глобальном, региональном, многостороннем и двухстороннем уровнях [14, с. 10]. Какой же принцип лежит в основе развития стратегического сотрудничества КНР и РФ?
По мнению российского специалиста Е. И. Сафроновой, многополярность подразумевает одинаковую значимость новых центров мирового влияния в лице отдельных стран, групп государств или регионов. Вот почему, РФ и КНР заинтересованы в улучшении и поддержании стратегического равновесия в Евразии в целом. Их стратегическое сотрудничество в разных сферах заключается в предотвращении кризисов и военных конфликтов. Не прибегая к военным действиям и при этом в стремлении к новому мировому порядку [20, с. 22].
Кроме этого, РФ и КНР сближают свои стратегические интересы: от стремления ограничить влияние США в важных для Москвы и Пекина регионах мира до возможности совместных или скоординированных «антигегемонистических» акций. После интервенций НАТО это положение можно было принять как заявку на организацию российско-китайской коалиции в защиту права на суверенитет и гарантию невмешательства, которым противоречила отстаиваемая странами НАТО политика и практика «гуманитарных интервенций». РФ и КНР считают принцип анти-гегемонии США значительным преимуществом в своей внешней политике. КНР является надежным партнером, которому Россия доверяет, когда она не доверяет действиях США и его политике. Например, когда США действует как фактор дестабилизации ситуации в Центральной Азии и в постсоветских районах. Обе страны против расширения демократии США, они критикуют внутреннюю политику и политические институты США. Некоторые россияне считают, что Китай должен стать основным партнером России, самым долгосрочным партнером, а сотрудничество двух стран в рамках ШОС намного важнее российских отношений с HATO [22, с. 11].
Главы двух держав считают, что достигнутое «понимание и сотрудничество» является одним из путей преодоления неблагоприятных последствий однополярности. Кроме того, в последнее время усиливается и расширяется влияние РФ и КНР на мировую политику и на экономическое сотрудничество, объединяющее четыре крупные страны – Бразилию, Россию, Индию и Китай. БРИК – это четверть земной поверхности и более 40% населения планеты. 16 июня 2009 г. первый полноформатный саммит БРИК состоялся в России. Участники саммита обсуждали такие темы, как взаимодействия стран БРИК по преодолению глобального финансово-экономического кризиса; ключевые вопросы антитеррористического взаимодействия; перспективы диалога «Большой восьмерки» по обеспечению глобальной энергетической безопасности, противодействие изменениям климата и дальнейшие шаги по развитию диалога в четырехстороннем формате. По итогам первого полноформатного саммита можно наблюдать, как объединение стран БРИК превращается в потенциально единый политико-экономический союз, который в будущем будет конкурировать с Большой восьмеркой [7].
Российско-китайские стратегические отношения долго будут оставаться важным элементом политической реальности, как в Евразии, так и во всем мире. Именно поэтому общность позиций и политическое сотрудничество России и Китая по проблемам плюралистического цивилизационного и идейного развития мира приобретает особое значение. Такое сотрудничество исходит не только из настоятельной угрозы и глобального кризиса, но и из потенциальной стратегической угрозы и необходимости развития мирового порядка [10].
Русско-китайское военно-транспортное сотрудничество
Видимо, желая не портить отношения с США, Китай не особенно развивает военно-техническое сотрудничество.
8 сентября 2005 года Россия заключила контракт с Китаем на поставку трех военно-транспортных самолетов Ил-76. В настоящее время на вооружении Народно-освободительной армии Китая имеется 18 самолетов Ил-76 и четыре самолета-заправщика Ил-78. двигателями Д-30КП-2. Сборка самолетов будет проходить на ТАПОиЧ. По контракту, поставка первых машин была запланирована на 2007 год. В марте 2006 года ТОПОиЧ отказался подписывать договор комиссии с «Рособоронэкспортом» по согласованной с КНР цене. Российско-китайский контракт на поставку КНР 34 военной техники на общую сумму 1,5 миллиардов долларов, подписанный в сентябре 2005 года, был заморожен из-за разногласий сторон [16]. После длительного перерыва в 2010 году Российская Федерация и Китайская Народная Республика заявили о намерении начать переговоры по заключению контракта на новых условиях. Необходимо также отметить, что военно-техническое сотрудничество РФ и КНР является одним из важных направлений российско-китайских стратегических связей. В основе желания России продолжать двухстороннее военно-техническое сотрудничество не было никакой стратегической цели, за исключением естественного импульса обеспечить развитие оборонной промышленности [17]. Увеличивающаяся зависимость китайских вооруженных сил от российских военных систем упрочила позиции России на китайском рынке оружия как поставщика оружия, запасных частей или дополнительных компонентов. Российско-китайское сотрудничество в области производства оружия способствовало укреплению экономических связей между двумя государствами [19]. Это имело стратегическое значение не только для России, но и для всего Азиатско-тихоокеанского региона.
Заключение.
Сегодня процессы, протекающие в АТР, дают экспертам повод говорить о рождении новой системы международных отношений.
Мы с вами становимся свидетелями смещения фокуса в мировой системе в сторону Азиатско-тихоокеанского региона.
Китай и Россия ,географически относясь к этому региону, преследуют в АТР собственные интересы. На мой взгляд, это должно стать основанием для российско-китайского сотрудничества.
Во-первых, Китай и Россия , как уже было сказано, исторические соседи, протяженность границы между которыми составляет несколько сотен километров. Между Москвой и Пекином традиционно были конструктивные, добрососедские отношения. Во-вторых, Россия наряду с Китаем сейчас проводит социально-экономические реформы, направленные на обеспечение стабильного развития. Чтобы добиться этой цели, Москве и Пекину необходимо не только мобилизовать все внутренние ресурсы, но и добиться благоприятных внешних условий.
КНР делает ставку на гармоничные отношения со всеми странами. Холодная война закончилась, и , как вооруженные силы, так и идеология, как механизмы внешней политики ,должны отойти на второй план.
Однако сегодня остаются государства, проводящие идеологизированную внешнюю политику, утверждая, что она лишена подтекста. Я не говорю, что идеологии не должно быть вообще, но считаю, что странам пора отказаться от политики двойных стандартов – это не соответствует меняющейся реальности международных отношений.
Поэтому я твердо убеждена, что сотрудничество России и Китая в АТР должно строиться на принципиально новых условиях.
На данный момент отношения между Китаем и Россией развиваются достаточно благополучно благодаря усилиям руководителей обеих стран. России и Китаю удалось найти общие позиции на основе взаимопонимания и взаимоуважения, несмотря на различия в политическом строе, в государственной идеологии. Нашим государствам удалось решить такие вопросы, как , например, демаркация российско-китайской границы без тяжелых потерь с нашей стороны.
Еще одним примером плодотворного сотрудничества России и КНР может послужить ШОС – международная и региональная организация, созданная по инициативе Китая, России и еще некоторых стран Средней Азии. Изначально мировое сообщество не придавало организации серьезного значения, но сейчас, по мере своего развития, ШОС привлекает все больший интерес со стороны стран АТР и вне этого региона.
Внешняя политика Китая в отношении России не зависит от личности руководителя. Отношения между Москвой и Пекином сформулированы в соответствии с мнениями обеих сторон.
Смена лидера - необходимое условие, обеспечивающее модернизацию политических механизмов в КНР.
Подъем Китая вызывает беспокойство в других государствах, поэтому добрососедские отношения с Россией очень важны для КНР.
Пекин не представляет угрозы для других стран, и мы хотели бы, чтобы все это понимали, чтоб наш подъем принес выгоды и другим государствам, установил стабильность в регионе и в мире. На это, конечно, требуется время. Сейчас Россия решительно настроена открыть и развивать свои Сибирь и Дальний Восток. Мне кажется, это хороший случай для сотрудничества между странами АТР. Конечно, стоит отметить что сейчас наилучший момент для этого.
Также я думаю, что России и Китаю следует сформировать консолидированную позицию в отношении Сирии. В этом вопросе главное - не столько взаимопонимание между государствами, сколько взаимопонимание между людьми, между населением. Проводя внешнюю политику, и Россия, и Китай должны учитывать мнение своего населения.
Необходим постоянный обмен между учеными. Нам не нужно останавливаться на уровне конференций и встреч, нам надо создавать совместные проекты. Это будет выгодно не только в экономическом плане, но и в сфере международных отношений.
И вообще, если сравнивать наши взаимоотношения в 20 веке и то, что происходит сейчас, то преимущества очевидны. Наши отношения ушли далеко вперед, в них наступил «рассвет». Остается только надеяться, что за ним не придет «закат».
Список литературы:
1. Завьялова А.А. Институты Конфуция: интеграция или экспансия? [Текст] / А.А. Завьялова// Высшее образование сегодня. — 2010, № 9. — С. 54—59.
2. Рябов Л.П. Сопоставительные исследования систем высшего образования [Текст] / Л.П. Рябов. М.: Наука. — 2002. — 271 с.