Кондиции на минеральное сырье

8. Минимальное промышленное содержание.

Основной показатель, отражающий содержание полезного компонента в руде – это минимальное промышленное содержание. Это такое содержание в руде полезного компонента, которое обеспечивает безубыточную добычу, когда количество добытого п. и., умноженное на цену равно сумме затрат.

В отечественной геолого-экономической литературе и практике оценки месторождений принято различать бортовое и минимально промышленное содержание. В качестве последнего обычно рассматривают минимальное содержание в некотором относительно крупном блоке, охарактеризованном совокупностью проб. При этом считается, что величина минимального промышленного содержания обосновывается экономически и отвечает отношению:

Ци =Зп

где

Ци - извлекаемая ценность полезного компонента в блоке,

Зп -предстоящие затраты на добычу и переработку заключенного в блоке сырья.

Затраты = на инфраструктуру, на строительство обогатительной фабрики, капитальные затраты, платежи ха право пользования, затраты на добычу, затраты на переработку, налоги, налог на имущество, платежи по банковским кредитам.

При этом, общая формула для экономического расчета минимального содержания в блоке любого размера, будет:

Сmin= Зп *100%/ Ц Кр Ки

где

Зп - предстоящие затраты на получение единицы готовой продукции (металла, концентрата и др.) из блока данного размера,

Ц- цена реализации единицы готовой продукции,

Кр - коэффициент разубоживания при добыче,

Ки -коэффициент извлечения при переработке.

Прибыли в формуле нет, а без неё никто работать не будет. Сmin относится к отдельному подсчетному блоку.

9. Бортовое содержание.

Для некоторых месторождений тела п. и. не имеют четких границ, т. е. содержание полезного компонента меняется, неясно где проводить границу при оконтуривании.

Бортовое содержание – минимальное содержание в краевой пробе.

Бортовое содержание - это минимальное содержание компонента (или суммы ценных компонентов в пересчете на условный компонент), при котором элементарный объем недр может быть отнесен к контуру промышленных запасов.

Т.к. при разведке и подсчете запасов месторождений в качестве элементарных объемов недр обычно выступают объемы (блоки), характеризуемые единичными пробами, бортовое содержание часто определяют, как минимальное содержание в единичной пробе, при котором эта проба (а точнее - характеризуемый ей элементарный блок) относится к контуру промышленных запасов.

В отечественной геолого-экономической литературе и практике оценки месторождений принято различать бортовое и минимально промышленное содержание. В качестве последнего обычно рассматривают минимальное содержание в некотором относительно крупном блоке, охарактеризованном совокупностью проб. При этом считается, что величина минимального промышленного содержания обосновывается экономически и отвечает отношению:

Ци =Зп

где

Ци - извлекаемая ценность полезного компонента в блоке,

Зп -предстоящие затраты на добычу и переработку заключенного в блоке сырья.

В то же время, для бортового содержания подобное экономическое обоснование не считается обязательным, а его величину рекомендуется принимать от равной минимально промышленному, до равной величине содержания в хвостах переработки и подбирать методом вариантов, так, чтобы обеспечить оптимизацию освоения месторождения в целом.

В действительности в рыночных условиях любой лимит, служащий для выделения части запасов определенного экономического значения, обязательно должен иметь экономический смысл, поэтому установление бортового содержания на уровне “содержания в хвостах” заведомо неприемлемо. С этой экономической точки зрения разница между бортовым содержанием (т.е. содержанием в элементарном блоке) и минимально-промышленным (в блоке большего размера) заключается лишь в величине предстоящих затрат, которые для блоков разного размера будут различны.

Так, например, затраты на извлечение продукции из элементарного блока, в качестве которого рассматривается заходка в очистном пространстве действующего эксплуатационного блока, будут слагаться из затрат на бурение шпуров, взрывание, погрузку отбитой массы, выдачу ее на поверхность, транспортировку до фабрики и переработку. Однако, если в качестве элементарного рассматривать весь эксплуатационный блок, в затраты дополнительно придется включить стоимость его нарезки и подготовки. Для эксплуатационного этажа придется прибавлять расходы на проходку всех соответствующих подготовительных и капитальных горных выработок, а месторождения в целом - все затраты на строительство горно-добывающего комплекса.

При этом, общая формула для экономического расчета минимального содержания в блоке любого размера, будет:

Сmin= Зп / Ц Кр Ки

где

Зп - предстоящие затраты на получение единицы готовой продукции (металла, концентрата и др.) из блока данного размера,

Ц- цена реализации единицы готовой продукции,

Кр - коэффициент разубоживания при добыче,

Ки -коэффициент извлечения при переработке.

Однако, практическое использование этой формулы применительно к бортовому содержанию затруднительно, т.к. величина предстоящих затрат будет зависеть от производительности предприятия, последняя, как известно, - от запасов, а запасы от принимаемого бортового содержания. Поэтому величину бортового содержания обычно находят методом вариантов, оконтуривая месторождение по нескольким значениям бортовых содержаний и просчитывая для этих вариантов все технико-экономические показатели освоения, по оптимальным значениям которых и выбирается лучший вариант и соответствующая ему величина бортового.

Величина бортового содержания может по разному влиять на размеры, форму и сплошность внутреннего строения тел полезного ископаемого.

Месторождение может характеризоваться относительно равномерным распределением ценного компонента, при резком, контрастном переходе от промышленной его концентрации к геохимическому ореолу. На таком месторождении повышение бортового лимита до некоторого порогового значения не влияет ни на его запасы, ни на особенности строения, но при переходе выше этого предела месторождение в экономическом смысле просто перестает существовать целиком.

Месторождение может характеризоваться центробежным, концентрически зональным распределением компонентов. Повышение бортового будет в этом случае приводить к сужению границ и уменьшению площади (объема) месторождения, однако оно будет сохраняется как единое, “монолитное” геологическое образование (см. рис.6.1). Изменение экономических показателей с изменением бортового лимита будет на таком месторождении относительно плавным, а экономический оптимум может быть выражен не слишком резко. Месторождение может характеризоваться сложным, неравномерным распределением ценного компонента, таким, что повышение бортового лимита будет приводить к нарушению сплошности и “распаду” единого геологического пространства на системы все более мелких обособленных тел. Изменение экономических показателей для таких месторождений на определенном пороге бортового может происходить скачком и экономический оптимум бортового граничить с его значением, выводящим месторождение за пределы промышленно ценных.

Наши рекомендации