Алгоритм применения критерия Пирсона


1. Выдвигают нулевую гипотезу о нормальном законе распределения случайной величины X и находят его параметры Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru и Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru по формулам (3.38) и (3.33) соответственно.

2. Определяют теоретические частоты Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru соответствующие опытным частотам Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Если среди опытных частот имеются малочисленные, то их необходимо объединить с соседними. Интервалы после объединения будем обозначать ( Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru ]. Число интервалов должно быть не менее 4-х. Если случайная величина X непрерывна, то

Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru

где Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru − объем выборки (сумма всех частот);

Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru − шаг (разность между двумя соседними вариантами);

Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru вычисляют следующим образом:

Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru (3.49)

Значения Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru находят из таблицы приложения 1.

3. Вычисляют наблюдаемое значение критерия:

Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru (3.50)

4. Находят по таблице критических точек распределения Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru по заданному уровню значимости Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru и числу степеней свободы Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ruАлгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru число групп выборки) находят критическую точку Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru правосторонней критической области.

5. Если Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru то гипотезу о нормальном распределении выборки принимают; если Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru то гипотезу о нормальном распределении выборки отвергают.

Пример 3.59. Используя критерий Пирсона при уровне значимости 0,05 проверить, согласуется ли гипотеза о нормальном распределении генеральной совокупности Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru с эмпирическим распределением выборки (табл. 3.13) объема Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru

Таблица 3.13

Закон распределения дискретной случайной величины

Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru
Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru

Используя формулы (3.38) и (3.33), найдем выборочную среднюю Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru и выборочное среднее квадратическое отклонение Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru

Вычислим теоретические частоты, учитывая, что Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru по формуле (3.41):

Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru

Составим расчетную таблицу 3.14.

Таблица 3.14

Расчетная таблица

Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru   Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru
−1,62 0,1074 9,1 34,81 3,8
−1,20 0,1942 16,5 90,25 5,5
−0,77 0,2966 25,3 0,09 0,0
−0,35 0,3752 4,00 0,1
0,08 0,3977 33,9 62,41 1,8
0,51 0,3503 29,8 77,44 2,6
0,93 0,2589 4,00 0,2
1,36 0,1582 13,5 42,25 3,1
1,78 0,0818 36,00 5,1
          Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru


По таблице критических точек распределения Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru (приложение 5) по уровню значимости Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru и числу степеней свободы Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru находим критическую точку правосторонней критической области:

Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru

Поскольку Алгоритм применения критерия Пирсона - student2.ru − гипотезу о нормальном распределении генеральной совокупности отвергаем, т. е. эмпирические и теоретические частоты различаются значимо.

Контрольные вопросы

1. Каковы основные задачи математической статистики?

2. Сформулировать определение понятия генеральной совокупности.

3. Сформулировать определение понятия выборочной совокупности.

4. Что называется объемом совокупности?

5. Какая выборка называется репрезентативной?

6. Что называется вариационным рядом?

7. Что называется частотой, относительной частотой варианты?

8. Что называется размахом выборки?

9. Что называется модой выборки?

10. Что называется размахом, модой выборки?

11. Что представляет собой диаграмма частот, относительных частот?

12. Сформулировать определение понятия статистической гипотезы.

13. Сформулировать определение понятия статистического критерия.

14. Какие оценки параметров распределения называются точечными?

15. Как вычислить несмещенную оценку математического ожидания?

16. Как вычислить смещенную оценку математического ожидания?

17. Как вычислить несмещенную оценку дисперсии?

18. Как вычислить смещенную оценку дисперсии?

19. Какие оценки параметров распределения называются интервальными?

20. Какое распределение называется нормальным?

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Последние десятилетия ознаменовались бурным развитием средств и методов вычислительной математики. Математическое моделирование позволяет рассчитать с помощью методов вычислительного эксперимента такие процессы, которые невозможно исследовать другими методами. В этой связи появилась возможность прогнозировать поведение сложных экономических и социальных систем в различных условиях и определять оптимальные параметры их функционирования, что является основой для принятия эффективных управленческих решений.

Все более широкое использование математических методов в самых различных областях деятельности, в свою очередь, стимулирует разработку новых направлений математики и открывает новые возможности её развития и как науки, и как прикладной дисциплины.

Однако наиболее перспективным направлением, на наш взгляд, является применение методов математики в экономике, в частности в управлении экономическими процессами. В наше время научное управление этими процессами в условиях рыночной экономики, особенно в период экономического кризиса, может осуществляться только на основе применения математических методов в различных сферах экономики: изучение и прогнозирование спроса на товары широкого потребления и услуги, изучение потребностей в рабочей силе, планирование транспортных потоков, пассажирских перевозок и пр. При этом многие математические методы и модели, используемые в практической деятельности, базируются на теоретических и практических аспектах таких разделов математики, как линейная и векторная алгебра, математический анализ, теория вероятностей, а также математическая статистика.

В связи с вышеизложенным сложно переоценить роль математики в системе обучения студентов экономических направлений подготовки, а также направлений подготовки «Прикладная информатика» и «Инноватика».

Наши рекомендации