Общая логическая схема статистического критерия

По своему назначению и характеру решаемых задач статистические критерии очень разнообразны. Однако их объединяет общая логическая схема, по которой они строятся.

1. Выдвигается гипотеза Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru .

2. Задают величину уровня значимости критерия Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru . Дело в том, что всякое статистическое решение, т.е. решение, принимаемое на основании ограниченного ряда наблюдений, неизбежно сопровождается некоторой, хотя, возможно, может и очень малой, вероятностью ошибочного заключения как в ту, так и в другую сторону. В какой-то небольшой доле случаев Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru гипотеза Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru может оказаться отвергнутой, в то время как на самом деле она является справедливой. Или, наоборот, в какой-то небольшой доле случаев Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru мы можем принять нашу гипотезу, в то время как на самом деле она ошибочна, а справедливым оказывается некоторое конкурирующее с ней предположение – альтернативная гипотеза Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru . При фиксированном объеме выборочных данных величину вероятности одной из этих ошибок можно выбирать по своему усмотрению. Если же объем выборки можно как угодно увеличивать, то имеется принципиальная возможность добиваться как угодно малых вероятностей обеих ошибок Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru и Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru при любой фиксированной конкурирующей гипотезе Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru . В частности, при фиксированном объеме выборки обычно задают величину Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru вероятности ошибочного отверждения проверяемой гипотезы Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , которую часто называют «основной» или «нулевой». Эту вероятность ошибочного отклонения «нулевой» гипотезы принято называть уровнем значимости или размером критерия. Выбор величины уровня значимости Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru зависит от сопоставления потерь, которые мы понесем в случае ошибочных заключений в ту или иную сторону: чем существеннее для нас потери от ошибочного отвержения высказанной гипотезы Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , тем меньше выбирается величина Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru . Однако поскольку такое сопоставление в большинстве случаев практических задач оказывается весьма затруднительным (часто трудно даже вообще сказать, в какую сторону ошибка является для нас более опасной), то, как правило, пользуются некоторыми стандартными значениями уровня значимости. Особенно распространенной является величина уровня значимости Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru . она означает, что в среднем в 5 случаях из 100 мы будем ошибочно отвергать высказанную гипотезу при многократном использовании данного статистического критерия.

3. Определяют некоторую функцию от результатов наблюдения (критическая статистика) Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru . Эта критическая статистика Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , как и всякая функция от результатов наблюдения, сама является случайной величиной и в предположении справедливости гипотезы Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru подчинена некоторому хорошо изученному закону распределения с плотностью Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru .

С помощью критической статистики определяется мера расхождения имеющихся в нашем распоряжении выборочных данных с проверяемой гипотезой Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru . Например, в гипотезах типа (1) критическая статистика Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru определяет меру различия между анализируемой эмпирической функцией распределения Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru и модельной функцией Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru . В гипотезах типа (2) величина Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru измеряет степень расхождения соответствующих выборочных характеристик в различных выборках и т.д.

4. Из таблиц распределения Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru находятся Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru -ная точка Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru и Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru -ная точка Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru (под 100q%-ной точкой случайной величины Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru понимается такое ее возможное значение Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , для которого вероятность события Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru равна Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , т.е. Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru ), разделяющие всю область мыслимых значений случайной величины Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru на три части: область неправдоподобно малых (I), неправдоподобно больших (III), и естественных или правдоподобных (в условиях справедливости гипотезы Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru ) значений (II). В тех случаях, когда основную опасность для нашего утверждения представляют только односторонние отклонения, т.е. «слишком малые» или только «слишком большие» значения критической статистики Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , находят лишь одну процентную точку: либо Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru -ную точку Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , которая будет разделять весь диапазон значений Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru на две части: область неправдоподобно малых и область правдоподобных значений; либо Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru -ную точку Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru ; она будет разделять весь диапазон значений Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru на область неправдоподобно больших и область правдоподобных значений.

5. В функцию Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru подставляют имеющиеся конкретные выборочные данные Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru и вычисляют Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru . Если окажется, что полученное значение Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru принадлежит области правдоподобных значений Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , то гипотеза Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru считается не противоречащей выборочным данным. В противном случае, т.е. если Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru слишком мала или слишком велика, делается вывод, что Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru на самом деле не подчиняется закону Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru (этот вывод сопровождается вероятностью ошибки Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru ), поэтому от высказанного предложения Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru следует отказаться.

Таким образом, решение, принимаемое на основании любого статистического критерия, может оказаться ошибочным как в случае отклонения проверяемой гипотезы Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru (с вероятностью Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru ), так и в случае ее принятия (с вероятностью Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru ). Вероятности Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru и Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru ошибочных решений называют также ошибками соответственно первого и второго рода, а величину Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru – мощностью критерия. Очевидно, из двух критериев, характеризующихся одной и той же вероятностью Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru отвергнуть в действительности правильную гипотезу Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , следует предпочесть тот, который сопровождается меньшей ошибкой второго рода (или большей мощностью).

Если проверяемое предположительное утверждение сводится к гипотезе о том, что значение некоторого параметра Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru в точности равно заданной величине Общая логическая схема статистического критерия - student2.ru , то эта гипотеза называется простой. В других случаях гипотеза будет называться сложной.

Построение статистического критерия;

Наши рекомендации