Глава 6. специфика метода наблюдения

Наблюдение – один из важнейших методов сбора информации в процессе исследования в сфере образования. Психолого-педагогическое наблюдение заключается в непосредственном восприятии явлений с помощью органов чувств или в их косвенном восприятии через описание другими, непосредственно наблюдавшими людьми.

В современных условиях основным объектом в педагогическом исследовании является деятельность ребенка. Важными объектами наблюдения являются предметы и вещи, которые принадлежат ребенку (учебники, тетради, поделки). Объектом педагогического наблюдения может являться речь ребенка, например, К. И. Чуковский посвятил этому книгу «От двух до пяти». Важнейшим объектом наблюдения является также действие ребенка в конкретной ситуации: на уроке, в игре, во время дежурства, на экскурсии.

Так К. Ингенкамп считает, что научное наблюдение требует выяснения следующих моментов. На какой вопрос должно дать ответ наблюдение? В каких условиях должно проводиться наблюдение? Описано ли (распределено ли по категориям) подлежащее наблюдению поведение таким образом, чтобы с помощью этих категорий можно было дать ответ на поставленный вопрос? Соответствует ли описание (категоризация) фактическому поведению? Можно ли работать с данными категориями? Существует ли единство между различными наблюдателями при записи одного и того же поведения в соответствии с данными категориями? Пользуется ли один и тот же наблюдатель при повторном наблюдении теми же категориями? Возможно ли повторное наблюдение данного поведения в сопоставимых ситуациях?

Научное наблюдение отличается от бытового фиксацией фактов: оно ведется по специальному плану наблюдения; каждый факт фиксируется по продуманной системе; во избежание субъективизма фиксированию подлежат все наблюдаемые факты, а не только то, что совпадает с исследовательской гипотезой, в противном случае исследователь может допустить ошибку «отцовского отношения к гипотезе»; факты и события надо фиксировать сразу после наблюдения и не откладывать надолго, чтоб не забыть детали.

Научное наблюдение отличается от обыденного восприятия явлений по следующим параметрам: целенаправленность, систематичность, проводится в рамках определенной научной теории, носит аналитический и комплексный характер, все замеченные факты фиксируются. Наблюдение может быть принципиально подвергнуто повторным проверкам и контролю на предмет валидности и точности.

В отличие от научного ненаправленное зрительное восприятие называют «наивным наблюдением», в то время как о систематическом или научном наблюдении говорят лишь в том случае, если наблюдение сопровождается постановкой определенных вопросов и целей. Дело в том, что восприятие человека никогда не является нейтральным процессом, в ходе которого мы объективно воспринимаем что-то само по себе. Наше восприятие всегда находится под влиянием различных физических, психических и социальных факторов. Мы приспосабливаем раздражители к нашим потребностям и нашему опыту. Наше восприятие есть компромисс между объектом восприятия и тем, чего мы ждали, исходя из наших установок. Поскольку наш социальный и профессиональный опыт, наши установки и желания влияют на наше наивное наблюдение, результаты наших наблюдений содержат информацию не только об объекте наблюдения, но и о нас самих. Провести корректное наблюдение мы можем лишь в том случае, если объект наблюдения вписывается в наш опыт. Но в тех случаях, когда мы наблюдаем за детьми с совершенно иным социальным фоном, нельзя исключить возможность ложной интерпретации их поведения.

Наблюдение может быть опосредованным (косвенным) и непосредственным (прямым), открытым и скрытым, непрерывным и дискретным, монографическим, узкоспециальным и поисковым, стандартизированным и нестандартизированным.

Непосредственное наблюдение имеет место тогда, когда между объектом и его исследователем имеются прямые отношения. Выделяются три позиции исследователя при непосредственном наблюдении: исследователь-свидетель (лицо нейтральное); исследователь-руководитель педагогического процесса; исследователь-участник педагогического процесса (включенный в состав испытуемых).

Опосредованное (косвенное) наблюдение ведется через полномочных лиц, работающих по программе и заданию исследователя. Опосредованное наблюдение происходит также и при исследовании продуктов деятельности испытуемых.

Открытое наблюдение, когда факт присутствия исследователя осознается учителем и учениками. Например, исследователь присутствует на уроке в классе, педагогическая ситуация при этом изменяется.

Скрытое наблюдение дает более реалистичную картину. При этом используются технические средства такие, как съемка скрытой камерой, запись на магнитофон. Скрытое наблюдение может также осуществляться за поведением учащихся на улице, на пришкольном участке, на спортплощадке, то есть в тех ситуациях, когда ребята не обращают внимания на случайных прохожих.

Непрерывное наблюдение используется в тех случаях, когда конкретный педагогический процесс необходимо исследовать от начала и до конца в его развитии. Например, при наблюдении структуры урока это будет 45 минут, а при изучении системы уроков – несколько уроков.

Дискретное (прерывистое) наблюдение применяется, когда педагогический процесс очень длительный. Например, наблюдение за процессом развития учащихся может происходить в течение года или нескольких лет, и в этом случае используется именно дискретное наблюдение.

Монографическое наблюдение охватывает множество взаимосвязанных явлений. Например, на уроке можно одновременно вести наблюдение за формами, методами, приемами, содержанием, структурой обучения.

Узкоспециальное наблюдение, когда вычленяется небольшая задача из целостного объекта. Например, на уроке исследователя интересуют лишь способы изучения нового материала.

Наблюдение-поиск строится так, чтобы захватить широкий круг участков и отыскать интересующие факты в педагогическом процессе. То есть, когда исследователю еще неизвестно, где искать. Этот вид наблюдения требует много времени и большой анализирующей работы.

Нестандартизированное наблюдение чаще всего бывает на начальном этапе исследования. Его не следует смешивать с наивным наблюдением, так как здесь имеется, хоть и широкая, постановка вопроса.

Стандартизированное наблюдение сужает поле наблюдения, но облегчает сопоставимость информации.

При использовании метода наблюдения рекомендуется придерживаться некоторых правил. Необходимо добиваться скрытой позиции наблюдателя, не давить своим присутствием, не оказывать воздействия на учащихся своим авторитетом, чтоб не искажалась картина процесса. В момент наблюдения факты должны быть зарегистрированы с максимальной точностью. Объяснение и интерпретация, все выводы можно будет сделать потом. Чаще практиковать стандартизированное и распределенное наблюдение группой лиц, где каждый имеет конкретную задачу: записывать содержание наблюдения и делать отметки о времени. Затем материалы сверяются и воссоздается точная общая картина. Наблюдение необходимо использовать при конкретной деятельности детей (игра, учеба, труд), отношения и мнения детей легче выявлять опросными методами. Результаты наблюдений необходимо сверять с данными других методик исследования.

Методически грамотное проведение наблюдения, необходимо начинать с обдумывания плана наблюдения и техники записи.

План наблюдения включает в себя следующие компоненты: объект, цель и задачи, время и продолжительность наблюдения, а также предполагаемый результат. Он отвечает на вопросы: что наблюдать, для чего наблюдать, когда и сколько времени наблюдать, где наблюдать, что можно ожидать в результате проведенных наблюдений.

Техника записи результатов наблюдения может быть протокольная, дневниковая, матричная и с использованием технических средств (кино-, видео-, фото-, фоно- и т.п.). Причем видеозапись или фонограмма впоследствии проходит обработку в форме протокола или матрицы наблюдения, так как пленка сама по себе представляет лишь сырой первичный материал, который требует дальнейшей обработки и анализа.

Дневник педагогических наблюдений используется в процессе длительного исследования. Например, в период педагогической практики студенты в течение нескольких недель обязаны вести педагогический дневник, куда вносят ежедневно результаты наблюдения за учащимися, результаты самонаблюдения, свои чувства, эмоции, переживания.

Протоколирование наблюдения ведется аналогично протоколам собраний. Запись делается подробная, сразу после наблюдения корректируется и дополняется. Наблюдатель записывает только то, что содействует прояснению проблемы. Протокол наблюдения на уроке может иметь следующие формы (см. табл. 6).

Таблица 6

Наши рекомендации