Значение института соучастия в уголовном праве России

соучастие преступление ответственность

Значение института соучастия в уголовно-правовой науке и практической деятельности правоохранительных органов страны очень высоко. Соучастие в преступлениях является одним из наиболее серьезных обстоятельств, которые признаются законодателем отягчающими. Преступные деяния, совершенные в соучастии несколькими лицами являются одними из самых общественно опасных. Повышенная общественная опасность деяния при соучастии объясняется психико-физиологическими особенностями человека. Наиболее распространено совершение при соучастии у несовершеннолетних, которые сильнее, чем взрослые подвержены влиянию мнения группы. Преступные действия, совершаемые группой создают для лиц иллюзию того, что и ответственность за совершенное деяние будет разделена на всех его участников и не может быть выше, чем если бы данное преступление совершалось единолично. Во многом сказывается действия чувства «стадности», затерянности в толпе, а также численного и соответственно физического превосходства над потерпевшим. Общественная опасность таких деяний несомненно выше, так как у соучастников, по мнению психологов, утрачивается чувство страха ответственности и наказания, повышается сложность выявления и расследования таких преступлений. Преступления, совершенные в соучастии, в связи с их повышенной общественной опасностью наказываются государством более строго, чем преступления совершенные единолично.

Специфическая роль соучастия как института заключается в раскрытии объективных и субъективных признаков совместной преступности, выделение круга лиц за нее ответственных, а также определении порядка ответственности и особенностей назначения наказания. Подробное изучение соучастных преступлений позволяет раскрыть тенденции ее развития, особенностей преступных сообществ, а также выработать стратегию и тактику по противодействию организованной преступности и предотвращению новых совместных преступлений.




Глава 2. Формы соучастия и его виды

Формы соучастия

Разрешение вопроса о формах соучастия и его видах достаточно проблематично. Многие авторы учебников разрешают данный вопрос по разному. Например Дуюнова В.К. в своей работе определяет формы соучастия в соответствии с УК РФ. По ее мнению формами соучастия является всего две формы: соисполнительство и соучастие с распределением ролей. Авторский коллектив в составе Рарога А.И., Есакова Г.А., Чучаева А.И., Степалина В.П. в основу выделения форм соучастия вкладывают критерий сплоченности соучастников. В соответствии с данным критерием авторы выделяют следующие формы соучастия:

1. Группа лиц без предварительного сговора;

2. Группа лиц по предварительному сговору;

3. Организованная группа;

4. Преступное сообщество.

Интересен подход к данному вопросу В.И. Омигова и В.С Егорова, которые определяют форму соучастия как внешнюю сторону, различающуюся по способу соединения двух и более лиц в единое посягательство по способу взаимодействия виновных[3]. В соответствии с данным определением авторы предлагают следующие формы соучастия:

1. По характеру выполнения соучастниками объективной стороны преступления

а) простое соучастие (роли соучастников не распределены)

б) сложное соучастие (роли соучастников распределены)

2. По наличию или отсутствию предварительного соглашения

а) соучастие без предварительного соглашения

б) соучастие с предварительным соглашением (преступной группой, организованной группой, преступным сообществом).

Наиболее ясным и объективным я считаю подход к рассмотрению данной проблемы авторского коллектива под редакцией доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, а также доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева. Вышеуказанные лица изначально обратились к трактовке самого термина формы, которое изложено в толковом словаре, что является наиболее логичным в условиях многообразия мнений и взглядов на проблему.

Форма – внешнее очертание, наружный вид предмета, способ существования содержания, неотделимы от него и служащий его выражением[4].

Таким образом, при выделении форм соучастия следует в качестве критерия выбирать наиболее яркие признаки содержания. К таким признаком по мнению большинства авторов является способ взаимодействия соучастников. Исходя из анализа статей 33 и 35 УК РФ, авторы под редакцией доктора юридических наук, профессора Л.В. Иногамовой-Хегай, доктора юридических наук, профессора А.И. Рарога, а также доктора юридических наук, профессора А.И. Чучаева пришли к выводу, что существует всего четыре формы соучастия. Этими формами являются

1. Соучастие с распределением ролей;

2. Соисполнительство;

3. Организованная группа;

4. Преступное сообщество.

Рассмотрим подробнее каждую из приведенных выше форм соучастия. Соучастие с распределением ролей по сути раскрывается в статье 33 УК РФ. Для характеристики данной формы следует определить виды соучастников: исполнителя, организатора, пособника и подстрекателя[5]. Согласно ч. 2 ст. 33 УК РФ исполнителем признается лицо, непосредственно совершившее преступление, либо непосредственно участвующее в совершении преступления совместно с иными лицами, а также лицо, использующее для совершения преступления лиц, не подлежащих уголовной ответственности[6]. Иначе можно охарактеризовать исполнителя как лицо, непосредственно осуществляющего действия (бездействие), составляющее объективную сторону состава преступления. Следует отметить, что законодатель обоснованно принимает во внимание существование опосредованного исполнительства, т.е. использование лицом, подлежащим уголовной ответственности, для совершения действий, составляющих объективную сторону преступного деяния, лиц, в силу тех или иных причин[7], не подлежащих уголовной ответственности. Для того, чтобы лицо было признано исполнителем или соисполнителем (т.е. лицом совместно участвовавшем в непосредственном совершении преступления) достаточно, чтобы этим лицо выполнялась часть деяния, составляющего объективную сторону. Например, соисполнителем будет лицо, которое при причинении потерпевшему телесных повреждений удерживало его и лишало возможности сопротивляться.

Другой вид соучастника – организатор описывается в ч. 3 ст. 33 УК РФ, как лицо, организовавшее совершение преступления и руководившее его исполнением, а равно лицо, создавшее организованную группу или преступное сообщество, либо руководившее им. Организатор является наиболее опасной фигурой среди соучастников, так как направляет их действия и наиболее четко представляет себе конечный преступный результат и желает его наступления. В учебной литературе существуют мнения, что необходимо выделить такие виды соучастников, как инициатор и заказчик. С такой точкой зрения сложно согласиться, так как инициатор всегда будет являться организатором, в современном понимании законодателя. В качестве примера приведу ситуацию, когда фактический инициатор преступления поручает кому-либо из своих соучастников совершить следующие действия: подобрать сообщников, произвести или приобрести орудия преступления и передать их исполнителям и иные действия, которыми будет характеризоваться организатор. В такой ситуации инициатор также будет являться организатором, так как понятие организации более широкое нежели чем исполнение каких-либо фактических действий, это всегда интеллектуальное руководство, которое базируется на личном авторитете и опыте лица. Организаторов в преступлении может быть несколько, хотя данный взгляд является спорным. Для примера разберем ситуацию руководства преступным сообществом, состоящим из многочисленных «структурных подразделений». Во главе каждого такого подразделения, так или иначе будет находиться руководитель, которого трудно охарактеризовать иначе чем организатор. Вопрос заключается только в уровне организации и руководства группировкой. Введение в употребление такого вида как заказчик преступления, также неадекватно существующим потребностям правоохранительной деятельности, так как заказчик может одновременно являться как организатором, так и иным видом соучастника. Так как осуществление действий по заказу может характеризовать как подстрекателя, так и организатора преступления и в любом случае будет связано с тем или иным уже существующим видом соучастника. Для организатора характерен только прямой умысел. Условно можно выделить четыре вида организаторов. Во-первых это лицо, организовавшее совершение преступления осуществившее (подбор участников, распределение между ними функций, составление плана). Главное отличие в том, что данный вид является «идейным вдохновителем» преступления. Во-вторых, лицо, руководившее совершением преступления ( непосредственно на месте совершения преступления определяет какие орудия применить, куда и когда скрыться, как именно действовать и кому). Третий и четвертый виды связаны с совершением преступления организованной группой или преступным сообществом. К данному виду организаторов относят создателя организованной группы или преступного сообщества и непосредственного ее руководителя[8].

В ч. 4 ст. 33 УК РФ указан такой вид соучастника как подстрекатель. Подстрекателем именуется лицо, склонившее другое лицо к совершению преступления путем уговора, угрозы или другим способом. Следует отличать подстрекателя от посредственного исполнителя. Посредственный исполнитель может заставить лицо под физическим принуждением совершить преступление и его нельзя будет квалифицировать как подстрекателя. Подстрекательство – это деятельность лица, которое своими действиями склоняет другое лицо совершить преступления, при этом у данного лица всегда остается выбор совершать или не совершать преступное деяние. Подстрекатель воздействует более на волю лица и добивается у него возникновения желания, либо убежденности в необходимости совершения преступных действий. Подстрекатель также как и организатор характеризуется прямым умыслом.

Последний вид соучастника, который может присутствовать в преступлении с распределением ролей – пособник. Наименее опасный из всех видов соучастников. Пособником, согласно ч. 5 ст. 33 УК РФ, признается лицо, содействовавшее совершению преступления советами, указаниями, предоставлением информации, либо устранением препятствий, а также лицо заранее обещавшее скрыть преступника, средства или орудия совершения преступления, иные предметы добытые преступным путем или сбыть их. Такое определение крайне казуистично, для того чтобы понять смысл пособничества следует прибегнуть к обобщению. Пособник это такое лицо, которое своими действиями хотя и не создает в действительности объективную сторону преступления, но существенно способствует исполнителю в реализации его преступных действий, либо укрепляющий уверенность исполнителя или иных соучастников в возможности успешного совершения задуманного. Пособничество может быть представлено на практике в двух видах: физическом и интеллектуальном. Физическое пособничество выражено в сокрытии следов преступления, устранении обстоятельств, препятствующих его совершению, финансировании и т.д. Интеллектуальное пособничество выражается в даче советов, предоставлении необходимой информации, сокрытии преступника от правоохранительных органов и иные действия не выраженные в материальном мире.

Таким образом, соучастие с распределением ролей – это совершение преступления соучастниками, каждый из которых выполняет конкретно-определенную роль. Преступление в соучастии с распределением ролей может быть представлено как в полном составе (присутствуют все четыре вида соучастников), так и в ограниченном[9].

Второй формой соучастия, согласно выбранному критерию, является соисполнительство Соисполнительство - такая форма соучастия, при которой все соучастники в той или иной степени участвуют в реализации действий, которые составляют объективную сторону преступления. Соисполнительство иначе называют простым соучастием. Такое наименование вполне подходит соисполнительству, так как в данном случае законодатель не устанавливает обязанности правоохранительных органов устанавливать роль каждого из соучастников. Каждый соучастник несет ответственность как исполнитель того преступлении, в совершении которого он участвовал.

Третья форма соучастия – организованная группа. Организованная группа охарактеризована в ч. 3 статьи 35 УК РФ. В качестве признаков, как общих, так и отличающих организованную группу от иных форм соучастия закон называет следующие:

1. группа состоит из нескольких лиц;

2. лица заранее объединились в группу;

3. группа обладает устойчивостью;

4. цель создания группы – совершение одного или нескольких преступлений.

Основной признак, отличающий организованную группу от иных форм является ее устойчивость, что выражается в более эффективном и продуманном руководстве данной группой (организатор неотъемлемый участник группы). Нередко организатором группы является лицо, обладающее навыками криминального руководства, наиболее опасный и опытный преступник.

Но без сомнений самой опасной и устойчивой формой соучастия является преступное сообщество. Преступное сообщество является, условно говоря, высшей стадией развития совместной преступности. Согласно ч. 4 ст. 35 УК РФ преступным сообществом именуют сплоченную организованную группу, созданную для совершения тяжких и особо тяжких преступлений, либо объединение организованных групп, созданных в тех же целях. На мой взгляд, такое определение хотя и отражает сущность преступного сообщества, но не может показать всю специфику данной формы. В своей статье «О понятии соучастия в преступлении в действующем уголовном законе», размещенной в журнале «Российский следователь» доцент С.А. Балеев отмечает, что неясность и неопределенность термина «преступное сообщество» порождает многочисленные трудности в судебной практике, а также деятельности правоохранительных органов. Преступное сообщество отличается от организованной группы прежде всего своей целью – совершения тяжких и особо тяжких преступлений. Кроме того, для понимания истинной сущности преступного сообщества следует обратить внимание на то, что это прежде всего специфическая криминальная организация. В состав преступного сообщества входят лица, исполняющие сугубо индивидуальные роли, необходимые для успешного функционирования организации. Все члены преступного сообщества стремятся к приобщению, являются носителями и распространяют особую криминальную субкультуру, все они подчиняются строгим законам, устанавливаемым наиболее авторитетными руководителями, в связи с целями сообщества. Законодатель в качестве определяющего признака все же приводить цель преступного сообщества, хотя стоило бы обратить внимание и на структурированность данной формы. Нередко преступные сообщества развиваются настолько сильно, что представляют собой целую систему взаимосвязей, с собственным финансированием и постепенным сращиванием с легальными структурами и правоохранительными органами.

Таким образом, в уголовно-правовой доктрине можно выделить четыре основные формы соучастия, которые и были рассмотрены выше. Законодатель, к большому сожалению, не дает четкого определения форм соучастия, что порождает многочисленные споры ученых и соответственно проблемы в правоприменении.

Виды соучастия

В предыдущем параграфе мы рассмотрели формы соучастия: дали определение понятия формы как филосовско-правовой категории, выделили разновидности форм. Для того чтобы правильно охарактеризовать виды соучастия стоит вновь обратиться к толковому словарю, для установления содержания понятия вид, так как только сущностное понимание такой категории как вид может помочь нам приблизиться к пониманию видов соучастия.

Вид – разновидность, тип, подразделение в систематике, входящее в состав высшего раздела[10]. Из приведенного понятия следует сделать вывод о том, что видом соучастия будет являться не конкретная единица формы, а определенная видовым признаком группа форм. Если внимательно проанализировать существующие четыре формы соучастия, можно выделить критерии, по которому различаются конкретные их единицы. Такими критериями, на мой взгляд, являются степень согласованности действий соучастников, а также наличие предварительного сговора между ними. По первому критерию мы можем получить большое многообразие, так как степень согласованности действий будет различной в бесконечном множестве случаев. Например, в первом случае группа лиц, организованных одним, ранее судимым лицом совершает кражу, при которой организатор деяния занимает положение руководящего действиями, двое исполнителей непосредственно осуществляют хищение, пособник является водителем, который перевозит похищенное к месту сбыта. После продажи похищенного группа распадается. Во втором случае существует преступная группировка, руководители которой разрабатывают предварительный план, хищения бюджетных денежных средств, при помощи предоставления в компетентные органы поддельных документов. Поддельные документы изготавливаются специально подготовленными лицами, печати на них проставляются оригинальные с привлечением должностных лиц, которым выплачивается вознаграждение. Непосредственно представляет документы для получения по ним возмещения некий гражданин, имеющий право на социальную или иную поддержку за счет средств бюджета. Такая взаимосвязь соучастников является заранее согласованной и в том и в другом случае, но в отличие от первой ситуации степень согласованности второй намного выше нежели первой. Таким образом, можно говорить следующих видах соучастия:

1. Степень согласованности действий соучастников очень низкая (при спонтанном совершении преступления, как правило, соисполнительство[11]);

2. Степень согласованности низкая (Например, двое несовершеннолетних договариваются о совершении кражи у конкретного лица, в силу его обеспеченности. Однако о предмете кражи согласия не достигнуто, нет соглашения о времени, способах, месте кражи и распределении ролей. В результате совершается не тайное хищение, а разбойное нападение, а не кража)

3. Средняя степень согласованности (отличается наличием планирования преступного деяния соучастниками и подготовкой к нему)

4. Высокая степень согласованности (характерна для организованных групп и преступных сообществ, разрабатываются целые системы планов для совершения преступлений, устанавливаются даже особые правила поведения для соучастников).

Второй критерий разграничения видов может дать нам лишь две разновидности соучастия. Такими разновидностями являются соучастие по предварительному сговору и соучастие без такого сговора. К соучастию без предварительного сговора можно отнести только соисполнительство, в то время как по предварительному сговору совершаются преступления как в простых группах с распределением ролей, так и в преступных организациях и сообществах. Совершение преступных деяний данной тройкой форм без предварительного сговора невозможно, так как при этом утрачиваются их специфические черты обосновывающие повышенную общественную опасность. Характерно, что в Особенной части УК РФ совершение преступлений группой лиц по предварительному сговору, а также организованной группой или преступным сообществом относится к квалифицирующим признакам преступления существенно отягчающим совершенное деяние.

Наши рекомендации