Целительная сила таинства соборования

Знаменитый старец Оптиной пустыни Амвросий Оптинский писал:

«Таинство соборования многих безнадежных больных воздвигало из одра; кроме того, оно очищает забытые и недоуменные грехи, и после положись на волю Божию».

Елеосвящение, соборование — одно из семи таинств Православной Церкви, которое совершается над больными. По учению Церкви, смысл таинства заключается в том, что елеосвящение обладает целительной силой, очищает больного от грехов, в которых тот не успел раскаяться или о которых забыл.

Особенно благотворно это таинство отражается на организме человека с роковым диагнозом «рак».

Ученики Господа молились над больными, помазывая их освященным маслом — елеем, который символизирует милость Христову, и красным виноградным вином, напоминающим о Его крови, пролитой на Кресте; при этом они призывали на болящего Божию благодать для исцеления от душевных и телесных недугов и отпущения забытых грехов.

В Соборном послании святого апостола Иакова говорится: «Злостраждет ли кто из вас? пусть молится. Весел ли кто? пусть поет псалмы. Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 13—14—15).

Соборованием таинство елеосвящения называется потому, что оно должно совершаться «собором» — семью священниками, хотя чаще всего больного соборует один священник, совершая таинство силой всей Церкви, которую он представляет.

В любом случае независимо от того, совершается таинство елеосвящения в храме или у постели больного, в блюдо или чашу с пшеницей (соборовать можно и с другим зерном) ставят небольшой сосуд с маслом и красным вином. Вокруг сосуда с маслом и вином в зерно ставят семь свечей и стручков (или семь палочек, обмотанных ватой). Соборующимся положено держать в руках зажженные свечи, пока совершается служба. После каждого из семи чтений из апостольских посланий и Евангелия священник крестообразно помазывает больному лоб, щеки, грудь и руки так, чтобы каждый раз на больном было семь крестов, а за весь обряд соборования — 49 крестов.

В некоторых храмах священники советуют на весь обряд елеосвящения использовать семь свечей. Первая свеча зажигается при первом чтении, и больной держит ее в руках до первого помазания маслом. Во время помазания свеча гасится или ставится на церковный подсвечник и там оставляется догорать; для следующего чтения поджигается вторая свеча, с которой поступают так же, как и с первой.

В конце таинства на голову больного возлагается «письменами» раскрытое Евангелие, которое поддерживают все священники (или один, если таковы условия в храме), в это время они читают окончательную молитву прощения, подобно Христу, исцеляя немощных возложением рук.

Благодать Божия, изливаемая в этом таинстве, способна совершенно исцелить от болезни или же дать облегчение и силы для ее благодушного перенесения. Бывают случаи, когда после соборования наступает обострение болезни с рвотой, расстройством желудка, слезами. Это идет очистка организма, и бояться этого не надо.

Когда и где можно собороваться?

Как правило, в приходских храмах соборование совершается над больными людьми всего два или несколько раз в году во время постов. Но есть храмы, в которых таинство елеосвящения проводится для больных людей почти ежедневно, круглый год. Одним из таких спасительных мест является Чернигов скит близ Сергиева Посада (бывший г. Загорск) Московской области. Кроме того, любого священника можно попросить совершить таинство дома у больного.

Что еще посоветовать?

Читайте книги святых отцов, в них есть ответы на все вопросы. В них есть «простые истины», которые порой помогают нам изменить всю свою жизнь.

Вот, например, что рекомендовали старцы тем, кто тяжело болен:

«В опасных болезнях заботься сперва об очищении своей совести и о спокойствии своей души» (старец Арсений Афонский)

«Больной и бедный — не жалуйся и не ропщи на свою судьбу, на Бога и людей, не завидуй чужому счастью, берегись уныния и особенно отчаянья, покорись всецело Промыслу Божию.

Болезни примиряют нас с Богом и вводят снова в любовь Его» (преподобный Иоанн Кронштадтский).

«Здоровье есть дар Божий, но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, загла-ждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься... и вспомнить о Боге» (преподобный Серафим Саровский).

«Болезнь — не несчастье, а поучение и Божие посещение; больного преп. Серафима (Саровского. — А. С.) посетила Матерь Божия; и нас, если мы смиренно переносим болезнь, посещают высшие силы» (преподобный Амвросий Оптинский),

У знакомого батюшки я попросила священнического совета для своих читателей. Вот его ответ.

Советы священника:

1. Чаще исповедоваться и чаще причащаться Святых Тайн, обязательно с должным приготовлением.

2. Если есть возможность, соблюдать постные дни (среду и пятницу) и посты (впрочем, Церковью от обязательных постов болящие освобождаются, так что усердствовать во вред себе не стоит).

3. Приучать себя к смирению, не осуждать других, ни в коем случае не винить кого-либо в своей болезни.

4. Как можно чаще читать Иисусову молитву: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» — и осенять себя крестным знамением.

5. Ежедневно принимать натощак крещенскую (если нет крещенской, просто взятую в храме) святую воду с просфорой.

6. Мазать больные места освященным маслом: из алтаря, от службы на литии, от соборования, от мощей, от чудотворной иконы.

7. Ежедневно читать Евангелие, жития святых (особенно те места, где описываются случаи исцеления).

8. Окуривать ладаном и окроплять святой водой свой дом.

9. Если есть возможность, совершать паломничества — к мощам, чудотворным иконам, святым источникам.

10. Обращаться к священнослужителям с просьбой молиться о болящем. Очень сильны молитвы монашествующих.

11.У всех, кого обидели, попросить прощения и самому простить всех своих обидчиков — в мирной, спокойной душе сил для здоровья всегда больше.

12.А самое главное — задуматься о своей жизни и постараться изменить ее, начать жить по Евангельским заповедям, согласно воле Божией. А я позволю себе добавить: помните, всегда помните — если вы видите на песке лишь один след, это не значит, что Господь оставил вас.

Наши рекомендации