Бог как Творец и Промыслитель мира

"Верую во Единаго Бога Отца Вседержителя". Когда речь идет о Вседержителе, то этот термин понимается более или менее однозначно — все держит, все содержит в Своей власти, все направляет к одним и тем же целям. Бог называется Вседержителем "потому, что Он все, что ни есть, содержит в Своей силе и в Своей воле" (Кат.).
К этому надо добавить, что в основе мира лежит действительно благая воля Божия. Само создание мира связано с тем, что Всеблагий Бог дает бытие миру из ничего. То, что воля Божия лежит в основе мира следует, во-первых, из понятия о Боге как существе Всесовершенном, во-вторых, из рассмотрения самого мира. Бог не был бы Самосущим, если бы что-либо существовало независимо от Него. Святой Мефодий говорит следующее: "Если бы Вседержитель мог быть мыслим только при посредстве мира, а не Сам по Себе, то Он Сам по Себе был бы ограничен и нуждался бы в том, чего Он есть Зиждитель и Вседержитель". Вся сложность состоит в том, что мы находимся в мире, и мы не можем себе представить существование Бога без мира. Мы можем только знать о том, что мир случаен для Бога, что Бог не нуждается в мире — Он действительно Самосущ. Но мы-то с вами нуждаемся в Боге, и мир нуждается в Божией поддержке. Блж. Августин говорил, что если бы на одно мгновение Бог прекратил промысел о мире, то мир перестал бы существовать. То, что возникло из ничего, неизбежно в ничто и превратилось бы. Мы находимся по другую сторону от Бога; мы как раз нуждаемся в Нем.
Другое, что нужно почувствовать, — это несамостоятельность, конечность этого мира. В мире ограничено все, т. е. нет ничего, что может быть объяснено из самого себя. Мы нуждаемся в земле, нуждаемся друг в друге, земля нуждается в Солнце, Солнце нуждается в звездах. В то же время видно, что, на каком бы этапе развития ни рассматривать мир, он имеет характер ограниченности. Законы природы ограничивают его в его совершенной свободе, кроме того, из детального изучения мира можно сказать, что мир ограничен даже в пространстве. Во-первых, он был когда-то создан, и есть определенное, подсчитанное время, больше которого мир не мог существовать. Также мир ограничен и в том смысле, что ограничено расстояние между любыми двумя точками этого мира. Имеется некоторая величина в несколько световых лет, и нет двух частиц Вселенной, которые бы располагались на расстоянии, большем, чем эта величина. Таким образом, мир ограничен во всех отношениях, и соответственно, нуждается как в первопричине своего бытия, так и в том, чтобы он поддерживался в своем бытии. Отсюда следуют слова Символа Веры: "Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым".
Катихизис поясняет их. Они взяты из Священного Писания: «Книга Бытия начинается сими словами: "В начале сотворил Бог небо и землю"». Апостол Павел о Иисусе Христе, Сыне Божием говорит: "Тем создана быша всяческая, яже на небеси, и яже на земли, видимая и невидимая: аще престоли, аще господствия, аще начала, аще власти, всяческая Темь и о Нем создашася" (Кол. 1, 16). (Кат.) Здесь мало что требует пояснения.
Вначале Бог сотворил небо и землю, т. е. всю совокупность конечного бытия — мир свободно-разумных духов (ангелы) и материальный мир.
"Видимая и невидимая", это есть просто уточнение того, что сказано перед этим (сотворение не только вещественного мира, но и духовного). Когда мы говорим об этих понятиях (видимая и невидимая), мы имеем в виду только то, что сообщено нам Откровением. Нам не дано знать, какова природа Ангелов, мы не знаем, единосущны Ангелы между собой или нет, может быть, каждый Ангел в отдельности составляет какую-то духовную природу, которая отличается от природы других Ангелов. Человеческий опыт дает мало знаний о невидимом мире. Мы не знаем, каковы временные и пространственные формы, в которых он существует. То, что эти формы есть, мы можем догадываться потому, что происходит изменение в ангельском мире. Мы знаем о том, что произошло грехопадение Ангелов, следовательно, произошло изменение во времени. Из Откровения можно узнать, что само участие Ангелов в промыслительной деятельности в мире усовершенствует их, что они тоже обогащаются все большим и большим блаженством и близостью к Богу. Это задача Ангелов, о которой подробно нам неизвестно. Ангелы занимают некоторые пространственные формы в том смысле, что Ангел не может быть одновременно в двух частях этого мира. Он может перенестись с одного места в другое с необыкновенной скоростью, но с какой, мы не знаем. Поэтому духовность Ангелов есть относительное понятие.
"Что должно разуметь в Символе Веры под именем невидимых? Ответ. Невидимый или духовный мир, к которому принадлежат Ангелы" (Кат.). Ответ осторожный — ибо весь невидимый мир неизвестен, о невидимом мире мы знаем по тому промыслительному деянию, которое принимают в нас Ангелы, представители этого мира.





Что такое Ангелы?

"Духи бесплотные, одаренные умом, волею и могуществом" (Кат.). В последнее время многие предпочитают отрицать существование Ангелов. Однако — бытие Ангелов подтверждается Откровением. Например, изъясняя притчу о сеятеле, Сам Спаситель говорит: "...сеющий доброе семя есть Сын Человеческий; поле есть мир; доброе семя это — сыны Царствия, а плевелы — сыны лукавого; враг, посеявший их, есть диавол; жатва есть кончина века, а жнецы суть Ангелы" (Мф. 13, 37-39).
Мы можем говорить о том, что у Ангелов есть преимущество над людьми: "Умалил еси его (т. е. человека) малым чим от Ангел" (Пс. 8, 6). В то же время мы знаем об ограниченности их природы: они имеют временные формы и какое-то пространственное бытие. Они не являются вездесущими и всеведущими, не имеют всемогущества, хотя могущества у них достаточно, когда Бог дает им то или иное задание. Наконец, они не обладают совершенной святостью: "...и в Ангелах Своих усматривает недостатки" (Иов. 4, 18).
Что же такое совершенная святость? Святость для человека есть сложное понятие: с одной стороны, безгрешность, с другой, — победа над грехом. Одно дело безгрешность, другое дело невозможность грешить. Возможностью не грешить Ангелы не обладают. Мы знаем по грехопадению диавол а, что Ангелы согрешили — какие-то из них выбрали путь зла, а не путь добра.
В Катихизисе говорится, что имя Ангел значит Вестник. Они так названы "потому, что Бог посылает их возвещать Свою волю. Так, например, Гавриил послан был предвозвестить Пресвятой Деве Марии зачатие Спасителя" (Кат.).
Само название Ангел (греческое название angelos, посланник, вестник) применяется в Священном Писании в самых разных случаях. Так, Иоанн Предтеча называется Ангелом (Мф. 11, 10). Ангелами именуются пророки (2 Пар. 36, 15—16), священники (Мал. 2, 7) и даже неодушевленные предметы, когда они являются орудиями воли Божией (Пс. 77, 49). Есть такое обращение к благодетелям, родственникам, друзьям: "Ангел мой!" Поэтому само слово "ангел" весьма часто употребляется не только как вестник или посланец, но и как благодетель. Мы празднуем День Ангела — речь идет не о дне нашего Ангела-Хранителя как ангельского чина, а о дне нашего святого покровителя. Здесь мы его тоже называем Ангелом.

Наши рекомендации